Как
только речь заходит об играх на супергеройскую тему, текущий год, в отличие от
богатого во всех отношениях 2008 и трендового 2009, на удивление скромно
пожимает плечами. Даже если забыть о вечном кризисе свежих идей, нельзя не
заметить, что без модного электронного брелка осталась масса тематических
фильмов: в диапазоне от живого культа вроде «Kick Ass», до почти незамеченного арт-хауса, как «Defendor». С легкой руки ситуацию можно
списать на благоговейный трепет разработчиков перед возвращением Crackdown, но
многие, буквально воспринявшие прошлогодние слова профильной прессы фанаты
Infamous, другой именитой sandbox-забавы, гордо поспешили подумать, что дело не
иначе, как в их любимой игре. «Идеальное прочтение супергеройской темы. После
Infamous жанр можно закрывать на несколько лет» - так писали журналисты о
приключениях курьера-батарейки.
Разработчикам,
довольно прагматичным новичкам в мире большого игростроения (до Infamous Sucker Punch отметились
серией идиотски-жизнерадостных платформеров про белок), льстивые выводы
рецензий не внушили большого оптимизма. Еще больше они не понравились Sony: зимой продажи игры
перевалили за миллион копий - немного, но учитывая коврово-денежную бомбардировку
со стороны Uncharted 2 и
Heavy Rain, так или иначе,
воодушевляет. Да и о каком закрытии
жанра может идти речь, когда в результате любой из ожидаемых глобальных
катастроф, под слоем давящей паники и в состоянии аффекта Realtime Worlds, прозябавшие последнее
время на MMO-ниве, в
любую минуту могут вернуться к любимой (и прибыльной для конкурента) Crackdown? Издатель переждал
собственный бум и уже к весне объявил о продолжении, казалось бы, вполне
состоявшейся истории.
Впрочем,
сугубо меркантильный подтекст в действиях корпорации светился лишь поначалу. На
недавно прошагавшей по миру E3
2010 презентация Infamous
2 была одной из ключевых для боссов PS3 и за то немалое время, что
проект провел на титульном проекционном экране, внезапно обнаружилось, что
разработчикам и впрямь есть, что сказать.
События
сиквела напрямую связаны с сюжетом оригинала, хотя временной промежуток частей
сценаристы сообщать не спешат. Очевидно, что воды утекло немало: в рамках
демонстрации главный герой уже не
рассекает пыльные крыши картонного Эмпайр-Бэй, а самодовольно скачет по
антеннам совершенно нового города, где помимо прекрасной архитектуры прописалась
масса долгожданных вещей, вроде смены времени суток и густого уличного трафика.
Авторы величают новую агломерацию Нью-Мараесом - неофициальной и для большей
выразительности подретушированной виртуальной версией Нового Орлеана. Впрочем, никакого
чисто фамильного сходства мы не заметили: небоскребы, уличные пальмы, одноэтажные
районы, особняки - все это привычные декорации любого произвольного мегаполиса Северной Америки, нежели
исключительно одной лишь родины великого
джазмена Армстронга. Тяга создателей к открыточным красотам родного побережья неслучайна
- по словам Матиаса Лоренца, арт-директора
игры, приоритетом для штатных художников в процессе работы стало разнообразие и
глубина панорамных видов. Для них важно, чтобы геймер, путешествуя по
Нью-Мараесу, не только вдоволь налюбовался индустриальными пейзажами, но
проникся ими и «шагнул на другую сторону экрана». По сравнению с прошлыми успехами Sucker Punch, пока все идет как
нельзя лучше. Город в первом Infamous до сих считается одним из самых
технологичных (красивее, кажется, только проекты на движке Rage), но созерцать
свинцовое небо, унылые блоки домов и покошенные рекламные проспекты мы с равным
успехом могли, простите, и у себя во дворе. Зато сегодня не стыдно
сказать, что ситуация здорово изменилась:
там, где в оригинале Коул пролетал над десятком пустых бетонных коробок,
в сиквеле он успевает оставить позади себя красочный фасад, резную беседку и
пару уютно шелестящих пальм.
Основным
мотивом переезда стала, конечно, свежая глобальная угроза: известный нам с
прошлых времен карантин, когда-то замаскировавшийся под дежурное локальное
бедствие, сегодня охватил весь мир и обновленное место действия - не иначе, как
попытка перебросить заскучавшего супергероя поближе к самому эпицентру заразы.
Для пущей интриги разработчики выдают дополнительные сводки - выясняется, что
где-то посреди этого зомби-городка, некогда бывшего чуть ли не теневым научным
центром, в прошлом создавался злосчастный артефакт «Лучевая сфера». Напомним, что
именно благодаря этой, чего уж тут мудрить, бомбе, жуликоватого вида курьер
Коул МакГрэт превратился в живой заряженный конденсатор, сосущий ток из уличных
фонарей и стреляющий молнией из пальцев. Сюжет обещает пустить корни сразу в
нескольких направлениях, как в случае с Bioshock 2: с одной стороны нас пугают
новым, невероятно сильным врагом и сопутствующим триллером, с другой - давят
масштабной социальной драмой (в игре 2K были несчастные сплайсеры, здесь -
тысячи зараженных горожан). Отдельной строкой уверяют, что под шумок лучше
раскроется многогранная личность самого героя. И в качестве утверждения: число
ситуаций с моральным выбором в Infamous
2 побьет все прежние рекорды.
Совпадение
ли, но самая скандальная новость, относящаяся к показу Infamous 2, связана как раз таки с образом
протагониста. Если ваше знакомство с предрелизной судьбой игры завязалось недавно
(возможно, с этой статьи), поясним, в чем заключалась суть упомянутой сетевой
шумихи. В начале разработки авторы посчитали, что супергерой обязан обладать
пробивными качествами трех главных типов спортивных шоуменов: мотоциклистов
(скорость и ловкость), скейтеров (виртуозное преодоление препятствий) и
скалолазов (упорство перед самыми сложными целями). После того как в результате
недолгих раздумий были избраны основные источники вдохновения - трио известных
спортсменов - Sucker Punch показалось, что лысый и невысокий МакГрэт слабо соотносится
с видом крепких напомаженных мужей и ключевую модель решили переделать:
нацепили пижонский парик, подкачали полигонами плечи, путем быстрого кастинга
заменили голосовые связки. Среди фанатов получившийся гибрид агента Коди Бэнкса
и Натана Дрейка собрал преимущественно гневные отзывы...и бедного Коула стали
кромсать повторно. Вместе с голосом на месте остались сила, ловкость и
выносливость, а все остальное более или менее приблизили к оригиналу - по
мнению многих, получился идеальный вариант, которому хочется сопереживать и
симпатизировать.
С
возможностями геройского организма все получилось куда более однозначно: их в
редактуру пускать и не думали. Боевая система по-прежнему держится на одной
идее - электричестве, но сила многовольтной стихии так велика, что дарует
экс-курьеру едва ли не все, за что люди любят комиксы. Рейсы над голубятнями, прицельная
стрельба разрядами, массовый геноцид токовой волной - этот неполный старый
список возможностей дополняет натуральный электрошторм (в представлении
создателей - ионный смерч, бешеной воронкой сметающий все в округе), индукционный
прыжок (помогающий в момент оказаться на крыше любого здания) и - сюрприз! -
ледяная сила легендарного Бобби Дрейка (авторы: «без комментариев»). Даже
рукопашный бой, когда-то существовавший на правах автономной бонусной системы, Sucker Punch подвели под электрическую гребенку:
отвешивать затрещины голыми руками
больше не нужно, есть вещь более подходящая - металлическая дубинка (в руках
героя - натуральный электрошокер).
Наконец, враги. Главный злодей, с которым нашему адепту мира
и счастья предстоит скрестить метафорический меч справедливости, по
официальному описанию напоминает ключевой источник глобального хаоса из
кинофильма «Монстро». «Невероятных размеров существо движется в сторону юга, попутно
сметая все на своем пути. Его сила безгранична, город будто пульсирует в такт
его шагам». Впрочем, шансов, что это самое
нечто окажется очередной прямоходящей жабой имени известного голливудского
режиссера, почти нет - разработчики ласково кличут супостата Тварью, а с
таковой мы уже встречались в финале первой игры. Как оказалось, все, что было
раньше (включая встречу с лжеантогонистом Кесслером), являлось своего рода
испытанием, подготовкой к решающему рандеву с этим боссом.
Не обошлось и без ряда радикальных рокировок в здешней
социальной системе. Если раньше город, словно питательный черничный пирог в
африканской глубинке, был наспех растащен по кускам диковатыми анархистами в
разноцветных масках, то теперь судьба территорий...оказалась в еще более
незавидном положении! Пока известен следующий расклад. С одной стороны напирают
некие болотные монстры (напоминающие жнецов из The Suffering, с ножами на месте
рук), с другой - группировка людей-расистов Militia. Обеспечить порядок, как и раньше, пытаются военные и
полиция, а получается, конечно, только у главного героя. На этой простой концепции общественного
противостояния, известной нам по сотне фильмов, разработчики обещают завязать
масштабные кровавые сражения - когда улицы прогреваются почище печей в
крематории, а пламя угрозы постоянно рискует выйти за локальные рамки.
С точки зрения общей физической и моральной подготовки, Коул
полностью готов к очередному спасению планеты, с точки зрения здравого смысла -
ничуть. В качестве живой страховки нам обещают толкового напарника - старого
доброго второпланового раздолбая Зика, который, после всех прошлых трагедий,
будто бы перестал завидовать лучшему другу и теперь полностью готов к
сотрудничеству на основе крепкой дружбы. Его роль в событиях на сегодня описывается
скупой фразой «непосредственное участие в игровом процессе» и наводит, разве
что на догадки. Кооператив? Вряд ли. Распределение геймпленых обязанностей на
манер Call of Juarez?
Почти наверняка.
Обобщая все вышесказанное: на словах Infamous 2 подозрительно напоминает
предрелизный Prototype.
Два года назад его авторы тоже обещали нам хаотичный мордобой с участием сотни
зомби и военных, загадочную и глубокую личность на месте героя и исправно
смоделированный, разнообразный город. Для справедливости надо заметить, что те
хрупкие ключевые места, в которых амбиции Radical Entertainment с
треском ринулись под воду, в нашем случае, наоборот, кажется, выдержат даже
стихийное бедствие. Графика поддержана высокой детализацией и великолепной
режиссурой (комиксов, кстати, больше не будет, их заменят полноценные cut-сцены), сценарий подкреплен
отличным бэкграундом, а структура миссий по-прежнему собирается удивить
разнообразием (будут, как минимум, бой с вертолетом в стиле Uncharted 2 и покушение на автомобиль
богача). Все это понятно уже сейчас. А вот стоило ли окончательно закрывать
некогда прорывной жанр в преддверии сиквела лучшей игры про оригинального
супергероя, нам посчастливиться узнать не раньше, чем в 2011 году.