Лонгриды

Игры не для всех. Расцвет, гибель и ренессанс тактического стелса — самого редкого жанра в индустрии

Одной из лучших видеоигр прошлого года стала Desperados 3. У немецких разработчиков получилось практически все, чтобы надолго увлечь даже самого искушенного пользователя. Многие профильные СМИ внесли игру в топ-листы лучших стратегий. Но здесь есть нюанс, ведь более точное жанровое определение для Desperados 3 — стелс/тактика, отдельное и очень узкое направление стратегического семейства. Когда появился этот поджанр, почему он расцвел, затем умер, а сейчас воскресает вновь? Об этом мы поговорим сегодня.


Именно с определением границ и особенностей жанра нужно разобраться в первую очередь. Ведь игры, о которых дальше пойдет речь, могут вызвать немало вопросов у юного поколения геймеров. То, что происходит на экране, напоминает скорее экшен с top-dоwn перспективой, и ничего похожего на привычную стратегическую игру здесь нет в помине. Где дружные отряды солдат по полсотни розовощеких молодцев? Где строительство базы и деревья улучшений для юнитов? Парочка подконтрольных персонажей бесконечно долго прячется в кустах и оврагах — где же тут стратегический геймплей?

Все эти аргументы понятны, но в корне не верны: из всего обилия жанров, тактический стелс ближе всего стоит именно к RTS. Здесь не спасет молниеносная реакция марвеловского супергероя. Потребуется верная оценка ситуации, учет своих ресурсов, тактическое планирование и способность к свободной импровизации. Другими словами, потребуются таланты стратега. Но жанр тактического стелса всегда держался особняком от игрового мейнстрима. И, пожалуй, именно эту жанровую прослойку можно назвать самой бедной во всей индустрии — за более двух десятков лет существования она набрала крайне небогатую библиотеку тайтлов, в которой есть лишь две ключевые франшизы. Самое время обратиться к истории и разобраться, почему так получилось. 

Тактический стелс заявил о себе в конце ХХ века, в 1998 году — и заявка прозвучала громко. Вышла в свет игра Commandos: Behind Enemy Lines от испанских разработчиков из студии Pyro. На тот момент все игровые жанры уже вроде как сложились и устоялись. Никто не ожидал прорыва, но он случился внезапно — стоило просто слегка переиначить привычные правила. Тактика с небольшим отрядом подопечных, необходимостью избегать открытого боя и разгадывать каждый уровень, искать к нему ключ — все это воспринималось как новое слово.

О первой части Commandos нужно знать три важные вещи. Первое: с этой игры началась жизнь стелс-тактики как отдельного поджанра. Второе: в ней игрока и отряд его диверсантов ждал зубодробительный хардкор — времена были такие, хардкор был правилом хорошего тона. И третье: Commandos: Behind Enemy Lines стала большим хитом на постсоветском пространстве, где домашние ПК на тот момент еще были редкостью. В сердцах русскоязычных игроков тема последней большой войны всегда находила особо сильный отклик. 

Первая часть Commandos лишь немногим уступала в популярности ПК-хитам того времени, таким как Warcraft или Diablo

Вторая часть с подзаголовком Men of Courage закрепила успех, спрятала многие недостатки оригинала и стала по мнению многих знатоков лучшей во франшизе. Недаром HD-ремастер получил именно сиквел. Хотя видали мы ремейки и покруче: силы создателей обновленной Commandos 2 ушли в основном на то, чтобы убрать нацистскую символику в угоду политкорректности. Третья игра, Commandos 3: Destination Berlin, вышла в 2003 году и стала последней пристойной инсталляцией в линейке.

А дальше веяния игровой моды унесли франшизу в далекие края: четвертая игра о коммандо стала экшеном от первого лица. Разработчики попытались сделать свой собственный боевик в духе Call of Duty со знакомыми героями. От геймплея, принесшего известность первым трем играм, не осталось практически ничего. Нет, в Commandos: Strike Force (2006) все еще имелись прятки с нацистами и играть было порой весело, но от той самой тактики не осталось следа. Поклонники тактики махнули на погибшую серию рукой и обратили горящие взоры на Дикий Запад. На тот момент у жанра уже появилась новая икона — серия Desperados, которая изначально была лишь подражателем Commandos.

Strike Force действительно напоминала уцененную версию Call of Duty

Студия Spellbound Entertainment выпустила Desperados: Wanted Dead or Alive в 2001-м, через три года после успеха первой Commandos. Немецкие игроделы обратились к тематике вестерна, продолжая развивать жанр тактического стелса, который так бодро запустили в массы создатели Commandos. И Desperados не стала бы успешной, если бы просто предложила новые декорации для старой механики.

Немецкие разработчики отшлифовали геймплей испанского хита и щедро добавили туда собственных идей. К примеру, действие часто происходило в оживленных городках, а вокруг сновало большое количество неигровых персонажей. И команда охотников за головами под руководством бравого Джона Купера должна была действовать с осторожностью, чтобы не пострадали мирные обыватели.

Любопытные горожане нередко усложняли дело команде Купера 

В процессе развития франшиза Desperados едва не наступила на те же грабли, что и игры о коммандо. Во второй части приключений Купера появились элементы трехмерного экшена. И это вновь было спорным решением, многие поклонники жанра не поняли его и не оценили. Тем не менее, Desperados 2: Cooper's Revenge стала более или менее успешной. Главная фишка — возможность переключаться на вид от третьего лица и лично нажимать на спусковой крючок — была реализована слегка коряво. Но дух старых Desperados остался, а тактические хитрости вновь оказались востребованы.

Приключения на Диком Западе продолжились. В 2007 году вышла игра-ответвление Helldorado без привязки к серии в названии, но с привычными героями и механиками из Desperado. Немцы экспериментировали с интерфейсом, оформив меню смены персонажей в виде револьверного барабана, и добавляли новые геймплейные возможности вроде совместных комбо-атак. Получилось неплохо, но к этому моменту публика уже устала. Франшизе требовалась перезагрузка, ждать которую фанатам пришлось очень долго. 

Трехмерность не пошла Desperados на пользу: двухмерная графика выглядела сочнее и привлекательнее

После заката Desperados тактический стелс практически вымер. Трехмерная графика начала набирать бешеные обороты, геймеры требовали хлеба и зрелищ. Кому нужна эта скучная тактика, когда на сцене залихватски играет полигончиками и продвинутыми моделями освещения Crysis? Красивая картинка захватила умы и сердца аудитории, которая до сих пор вычисляет fps и определяет эффективность HDR. Нишевому жанру оставалось лишь терпеливо ждать, пока истерия сойдет на нет, а геймеры насмотрятся на графические навороты и устанут от них.

И вот, спустя долгие годы, в небе тактического стелса загорелась новая звезда — молодая студия из Мюнхена с забавным названием Mimimi Games. В 2020 году Desperados 3 вернулась на сцену с новыми силами и зажгла не хуже, чем в нулевых, к безмерной радости фанатов. Но Mimimi Games получила в свои руки знаменитую франшизу не на ровном месте: к тому времени у нее уже имелся удачный опыт в жанре. В 2016-м разработчики выдали отличную игру — Shadow Tactics: Blades of the Shogun. Играющее комьюнити истосковалось по первоклассным тактическим стелсам и совершенно внезапно получило желанное. Не было громкой рекламной кампании, не было глобального пиара на стадии разработки, но тайтл распробовали очень быстро и оценили по достоинству: на агрегаторе Metacritic у Shadow Tactics красуются солидные 85 баллов.

Шпионы и диверсанты под сенью сакуры

Shadow Tactics: Blades of the Shogun стала ярким представителем категории игр «от гиков для гиков». Проверенная еще в первой Commandos механика приоделась в современную трехмерную обертку, эстетика средневековой Японии была показана с чувством и толком, а знатоки оценили пасхалки и отсылки к предтечам жанра. Издатель THQ знал, кому отдать в разработку продолжение Desperados.

Новые приключения Купера на Диком Западе удались на славу. Движок Unity выдал красоту с высокой детализацией, миссии были разнообразны, герои — колоритны и чудесно озвучены. Обо всем этом уже писала профильная пресса, в том числе и мы. Но все же отметим в этом тексте главное достоинство Desperados 3, о котором сказано мало: игра сложна по умолчанию, но при этом очень удобна и доброжелательна к пользователю. Интерфейс оформлен симпатично и понятно, тактическая пауза исправно работает, а быстрые сохранения под рукой — и даже напоминания необходимости сохраниться появляются прямо в процессе. Девочка с логотипа Mimimi напрасно льет слезы: студия работает круто, и впереди ее ждут великие свершения. 

Показатель мастерства — устроить бандитам «несчастный случай на производстве»

Помимо похождений коммандо и героев вестерна, в жанре тактического стелса удачно отметились еще несколько игр, которые достойны упоминания в этом материале. В 2002 году стараниями все тех же разработчиков Desperados игроки увидели историю Робина Гуда и его соратников в Robin Hood: The Legend of Sherwood — проект запомнился прекрасно нарисованными 2D-декорациями и интересной системой фехтования. Ну а прошлый 2020 год отметился неплохой Partisans 1941 российской сборки, где к механикам из Commandos добавились идеи из X-Com, и еще одной вполне занятной игрой El Hijo — A Wild West Tale, вариацией на тему Desperados с поправкой на тематику трудного детства.

В El Hijo малолетнего героя ждут вполне взрослые испытания

Как и в любом жанре, в тактическом стелсе есть и неудачные проекты, ведь проверенная формула еще не гарантирует успех. Так, в 2003 году опытные немецкие разработчики (да, из все той же Spellbound) совершенно неожиданно расстроили покупателей и критиков игрой Chicago 1930. Не помог интересный сеттинг сухого закона, не сработал выбор из двух кампаний, для копов и для гангстеров по отдельности. Игре не хватило собственных свежих наработок, а очередное копирование Desperados никто не оценил.

Так почему же стелс-тактику обожают ее хардкорные поклонники, а массовая аудитория — обходит за километр? Кажется, все просто: такие игры понравятся не каждому. Поклонники спинномозговых шутеров не станут возиться с диверсантами, медленно ползущими по грязи мимо часовых, их оттолкнет методичность и неторопливость процесса. Любители классических стратегий пожалуются на камерность и нехватку менеджмента. С недоумением пожмут плечами поклонники нелинейных RPG. Но тем не менее, вопреки всем переменчивым геймдев-трендам, тактические стелсы всегда находили своего игрока, будь то конец прошлого тысячелетия или омраченный пандемией 2020 год.

Финальная схватка в Desperados 3 заставит вспотеть даже опытных бойцов

Краеугольным камнем жанра стал эдакий «взлом» уровня: каждая тактическая задача представляет собой продвинутый пазл, работающий по особым правилам, который придется собирать вдумчиво и внимательно. В лучших жанровых представителях эти головоломки сложны и комплексны, а проработка возможностей по их решению приносит немало удовольствия. Более того, решений может быть несколько. Они неочевидны, и в этом тоже есть немалая прелесть. Подобные ощущения дает игрокам культовая серия Hitman: в ней тоже осторожное изучение путей к успеху тоже гораздо важнее точной стрельбы. Поклонники тактического стелса ценят вдумчивость процесса, элегантность исполнения, ну а картинка и экшен-этюды — вторичны.

Одна из важнейших особенностей таких игр — их сложность. Она всегда заметно выше средней отметки, применимой к прочим жанрам. Ни Commandos, ни Desperados физически невозможно пройти с наскока, с веселым гыканьем. Это игры для терпеливых, для любителей серьезного вызова. Именно поэтому у жанра всегда будет аудитория. Небольшая, но очень преданная. 

Как показала короткая, но насыщенная история геймдева, стелс-тактика предъявляет очень высокие требования к потребителю. Тем, кому повезло этим требованиям удовлетворить, обеспечены яркие эмоции от побед и часы удовольствия от преодоления действительно сложных препятствий. Обратная сторона медали — новые игры в жанре выходят нечасто. За без малого четверть века количество релизов можно пересчитать буквально по пальцам, и причины должны быть ясны. Кому-то нравится фейерверк спецэффектов и порог вхождения высотой с плинтус, а кто-то ценит кропотливое планирование и неторопливый, но верный путь к победе. Вторых несравнимо меньше количественно, чем первых.

Комментарии (2)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Reita 
16.06.2021 15:09
Можно было по загу решить, что речь про Кодзиму
Pekrosha GURU team
16.06.2021 14:19
Desperados круто!
Комментарии на сайте