Четырнадцатого февраля вышла полная версия инновационного цифрового конструктора Dreams. Говоря грубо, это игра про создание игр, которая уже здесь и сейчас пользуется огромной популярностью среди контент-мейкеров: к примеру, с его помощью обычные геймеры сделали свою версию Fallout 4, замок Хогвартс из «Гарри Поттера» и другие удивительные вещи. Dreams позволяет делать собственные видеоигры буквально на коленке — но что о ней думают серьезные разработчики?
Я купил Dreams не для того, чтобы делать игры. Для этого есть более подходящие инструменты: Unity и другие, более привычные и знакомые разработчикам программы. Другое дело — я хотел показать семилетнему сыну, как выглядит этот процесс. Надеюсь, для ребенка Dreams будет отправной точкой, где он начнет делать игры, чтобы потом заняться этим по-настоящему. По аналогии с модом для Warcraft 3, который превратился в Dota 2. Так как я брал Dreams для сына, то провел мало времени за ней. В том числе за играми, которые создали и опубликовали другие пользователи. Но те, что я увидел, оставили впечатление не хуже сильных проектов с Game Jam’ов (конкурсы, где разработчики по-быстрому создают игру, обычно на это даются сутки, — прим. ред). И все это целиком сделано в местном инструментарии, без сторонних программ — изумительно! Увы, полноценной разработкой в Dreams и не пахнет. К примеру, как можно было бы применить Dreams в Targem Games, я не имею ни малейшего представления. Игра не подойдет ни для прототипирования, ни для других ролей. Может, в будущем все изменится, особенно если Sony разрешит сообществу продавать свои творения.
Говоря про сына, он пока только разбирается в Dreams. Любит загрузить чужие модели и играться с ними. Все же он еще маленький: подрастет, может, сделает что-то крутое и даже будет помогать отцу. Кстати, пока наблюдал за ребенком, удивился местному обучению. Сложно придумать что-то еще более простое и понятное! К тому же Media Molecule делает из «тутора» целый опыт — погружение в мир грез.
Проекты, созданные в Dreams привлекают стильной и красивой графикой, как и сама игра. А вот главным, геймплеем, они совсем не радуют. Все, что я видел — это клоны каких-либо гонок, платформеров, аркад и так далее. А ведь Dreams уже давно в раннем доступе: если бы она позволяла делать новые, оригинальные механики, мы бы увидели их.
По этой же причине я сомневаюсь, что Dreams подойдет для прототипирования игр. Какими бы широкими ни были возможности редактора Media Molecule, они сильно ограничены. Если новинка с кем-то и может конкурировать, то с Minecraft или Roblox, но никак не с Unreal Engine 4 или Unity. Профи все равно будут обкатывать задумки в них, а не Dreams. Это подтверждает и следующий факт: за все время, что Dreams находилась в раннем доступе, я не видел ни одной статьи от профессионалов о прототипировании в Dreams.
Но это не значит, что я ненавижу Dreams! Просто она не зацепила меня ни как игра, ни инструмент для творчества. Я говорю это как человек, который любит делать интересные штуки в игровых редакторах. Помню, в 90-х, рисовал анимации в «Танчиках» для Dendy. Из местных квадратиков воды, кирпича, глины и травы я строил человечка, записывал его одним кадром через видеомагнитофон, подключенный к телевизору. Затем менял рисунок и записывал — снова и снова — пока не получалась покадровая анимация. Вот как это примерно выглядело.
Ради Dreams я раздобыл приставку. В первую очередь, игра впечатлила меня картинкой и содержимым: это первый за много лет проект на полностью новых технологиях рендеринга. Dreams просчитывает в реальном времени сложнейшие сцены, состоящие из тысяч сглаженных примитивов (проще говоря, из маленьких «кирпичиков» — ими могут быть прямоугольники, окружности, кубы, шары и прочие фигуры, — прим. ред). Не говоря про такие крутые штуки, как «волюметрики» (то, как на свету проявляется пыль и другие частицы — прим. ред) и «мохнатые поверхности». Движок еще и поразительно универсальный: он позволяет слепить не только пушистые, но и реалистичные, твердые вещи! Например, из металла.
Благодаря технологиям, Dreams получила уникальный процесс «лепки» моделей. Такого больше нет нигде. Но как бы хорош ни был местный инструментарий для создания игр, он все равно сделан на любительском уровне. С другой стороны, такую цель и ставили разработчики: эдакий геймдев на диване.
Но главная проблема Dreams, как инструмента, не в том, что он любительский, а изолированный. Пока с PS4 можно достать только картинки и видео, но не трехмерные модели или даже игры. Media Molecule, конечно, обещают добавить это в будущем, но им придется решить ворох технических проблем с переносом и, главное, с законом. Что если кто-то возьмет чужие модели, сделает с ними игру и начнет продавать ее? А то и вовсе возьмет чужую игру и слегка переделает?
Саму Dreams я пока не распробовал, но слежу за ней и смотрю ролики о «топовых» играх, созданных в ее редакторе. Видно, как пользовали прокачиваются и со временем появляются сложные проекты. Это круто! Особенно запомнился ремейк Dead Space: автору удалось передать атмосферу ужаса оригинала. Еще очень понравился The WaterGardens — платформер с элементами головоломки. Пускай, здесь нет новаторских механик, но они очень органично встроены в игру. Сама она выглядит нетипично целостной для любительских проектов!
Dreams однозначно принесет пользу индустрии, как входной билет в нее для школьников или студентов. В ней они поймут основы программирования, геймдизайна, арта. Тем, кто начнет с Dreams, я бы рекомендовал сделать за пару месяцев прототип. Для этого подойдет уровень из любимой игры. А после взяться за любой коммерческий движок. Я бы рекомендовал Unity. Только, ради бога, не тратьте на прототип в Dreams годы!
А бывалым разработчикам нет смысла делать что-то серьезное в Dreams. Если прототип нельзя перенести в Unity или Unreal Engine, то какой смысл тратить на него время и делать двойную работу? Если чем-то и можно заняться в Dreams, то сторонними вещами. Например, снимать фильмы, а затем выкладывать их на YouTube. На этом можно даже заработать!
Что ж, мнение экспертов оказалось на удивление единогласным. Dreams заинтересовала их графикой и новаторскими технологиями, но как серьезный инструмент для создания или прототипирования игр профессионалы этот конструктор даже не рассматривают. Он рассчитан на любителей, но это даже не главная проблема. Наработки затем нельзя перенести на серьезные движки, а инструментарий ограничен и не позволяет реализовать необычные творческие идеи. С другой стороны, Dreams — это идеальный вариант для обычных геймеров, мечтающих попробовать себя в разработке. Дети и подростки могут использовать этот конструктор как входной билет в индустрию, получить представление о процессе создания игр и проверить свои творческие способности.
Если вы прямо сейчас создаете что-то невероятное в Dreams, помните главное: не стоит задерживаться на этом этапе. Рано или поздно придется бросить детский конструктор и сесть за взрослые инструменты.