В 2016 году компания Microsoft представила ПО с открытым исходным кодом для обучения и совершенствования различных систем искусственного интеллекта посредством игры в Minecraft, в первую очередь для создания роботов и роботизированной техники. Профессор технического университета Валенсии после бета-тестирования платформы сообщил, что уровень системы обучения ИИ в разы выше, чем аналогичные результаты ныне существующих аналогов, и она обязательно поможет в развитии индустрии робототехники. Вероятно, это может привести к резкому скачку качества ИИ в робототехнике. Э-э, погодите. Майнкрафт, кубики, криперы и орущие школьники... Какие, к чертям собачьим, искусственные интеллекты, техникумы, наука и вот это все?
Материал сделан при поддержке Panini
Сразу оговоримся, что никакой тривиальной и всем известной банальщины в этом тексте не будет. Про историю создания и развития Minecraft не рассказывал только ленивый, а не слышал разве что тот, кто родился недостаточно давно для того, чтобы уметь слушать или читать. Хотя, без сомнения, история проекта крайне интересна, глубока, и ее можно оформить даже в виде драматического рассказа с сюжетными филлерами и отдельными арками, поучительными мыслями и неоднозначным финалом. Можно вставить несколько непроверяемых, но удивительных слухов, подогреть интерес скандалами и всячески побороться с ветряными мельницами, делая вид, что мы тут, дескать, не просто игроки, а самые настоящие дипломированные майнкрафтологи.
Но ничего этого делать не станем. Кто захочет историю создания или развития игры — добро пожаловать в Google. Вместо этого мы займемся кое-чем более интересным. Само понятие «Майнкрафт» уже давно вырвалось за рамки самой видеоигры и начало менять окружающую действительность.
Первое, о чем стоит сказать — о влиянии на свое собственное болото. Minecraft буквально возродила жанр инди-игр, вдохновила тысячи талантливых разработчиков начать свои проекты, некоторые из которых сейчас известны на весь мир. Кроме прочего, возродилась и мода на устаревшую графику, на минимализм, низкое разрешение, огромные угловатые пиксели и почти полное отсутствие полигонов. А для кого-то станет важным тот факт, что «Кубач» в своем роде дал вторую жизнь начинающему угасать в начале 2010-х киберспорту. Тяжело поверить, но и сейчас проводятся киберспортивные турниры по Minecraft с призовыми фондами в десять, тридцать, пятьдесят и даже в сто тысяч долларов. Хотя, казалось бы, в чем там спорт и соревнования?
А начиналось все так просто…
Пожалуй, одними из первых, после разных мошенников и недобросовестных разработчиков, клонирующих успешные проекты, кто решил обратить на себя внимание при помощи Minecraft, стали преподаватели. Игра так быстро набрала популярность (до выхода в релиз в 2011 году было продано более 4 миллионов копий), что было бы грех не воспользоваться хайпом в образовательных целях. Учиться в игровой форме для детей куда интереснее, чем скучно писать в тетрадку, и хороший учитель с этой истиной знаком.
Например, вот так выглядит браузерная приложулька для обучения детей (а, может, и не только детей) визуальному программированию. Обратите внимание, слева внизу периодически появляется комментарии от разработчиков самого Minecraft, в данном случае Джеба:
Для тех, кто с логикой кодинга на этом примере уже освоился, открывается новый уровень обучения — литература по языкам программирования. Красочные обложки и знакомые кубические образы привлекают детей, и те с радостью и упоением изучают то, к чему в иной ситуации даже не притронулись бы.
Как правило, речь идет о Python, Java или C#. На самом деле, ничего плохого в этом нет. Напротив, приучение ребенка к программированию с малых лет — однозначное благо, ведь обучение чему-то в процессе игры дает многократно более крутой результат, чем обычная зубрежка скучного материала. И даже есть юное дарование в будущем не станет гуру айти — не беда. Кодинг все равно поможет ребенку в развитии концентрации, логического мышления, творческих навыков и многого другого.
Казалось бы, чем еще в сфере образования может удивить Minecraft?
Сразу два известных университета России воссоздали в виртуальном кубо-пространстве свои институты с удивительной точностью архитектурных особенностей. Речь идет о Высшей школе экономики и Донском государственном техническом университете. Студентов с руководством и одного, и другого ВУЗа к такому решению подтолкнула пандемия и ограничение на посещение лекций с последующим переводом на дистанционное обучение. И если в ДГТУ проект остался, можно сказать, в стадии бета-тестирования, то проект ВШЭ шагнул гораздо дальше. В их «онлайн-ВУЗе» воссозданы все здания университета, которые являются, цитата, «полноценной площадкой как для проведения дней открытых дверей, тусовок и концертов, так и для организации лекций, семинаров и других учебных занятий».
Невероятно, но это работает!
В таких зданиях и кабинетах проходят занятия. Отличный способ разнообразить рутинный процесс дистанционного обучения
Для Mojang AB не осталось незамеченным то, что многие отдельные педагоги и учебные заведения используют Minecraft в качестве обучающей платформы. Разработчики выпустили особую версию игры под названием Minecraft: Education Edition. Для полного понимая, что это за зверь такой, стоит пройти по ссылке. А если вкратце, то MEE — это упрощенная для кооперативного использования в классе версия игры, которая помогает как детям-игрокам легче влиться в процесс, так и педагогу — настроить под себя все возможности для онлайн-обучения своих подопечных.
Красивый и вдохновляющий трейлер проекта MinecraftEdu. Можно долго вести споры об эффективности такого способа обучения, но нельзя спорить с тем, что выглядит это как минимум умилительно
Что там обычно делают смертные человеки студенческого возраста, кроме как учатся? Как проводят досуг? Для многих это может стать откровением, но некоторые предпочитают проводить досуг культурно. Кино, театр, выставки, концерты, вот это все. И, во многом благодаря все той же треклятой пандемии, все это можно отыскать на просторах низкополигонального кубического мира.
Например, Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова провел на стриме постановку «Вишневый сад» по мотивам пьесы Чехова… прямо в Майнкрафте. Несмотря на то, что весь процесс, в котором актеры и актрисы отыгрывали свои роли через персонажей игры, продлился около пятнадцати минут, эмоций у зрителей представление вызвало целое море. К тому же, в качестве зрителей можно было побыть не только на стриме, но и подключившись к серверу как обычный игрок. В этом случае было необходимо проследовать на свободные места в зале и молча, не шурша чипсами, смотреть за игрой виртуальных актеров. А после действа никто не запрещал побродить по коридорам театра, сравнивая его с прототипом из реального мира.
После дебютного виртуального спектакля театр открыл целый сезон таких вот небольших постановок, основанных на школьной программе по литературе.
Вместо тысячи скриншотов. Кто досмотрел полностью — отпишитесь, понравилось ли?
Кстати, Minecraft обладает идеальным сеттингом для разного рода коллекционеров. Многие хотят получить в реальном мире частичку виртуального, а потому собирают на полках разного рода предметы, посвященные любимой игре. Кто-то радуется постоянно пополняющейся коллекцией фигурок по мотивам Minecraft, некоторые с удовольствием пьют кофе из зеленой кружки с изображением крипера, а другие и вовсе переносят геймплей из игры в реальность, приобретая наборы LEGO, посвященные похождениям Стива в бесконечном кубическом мире. Еще одним крайне популярными предметами для коллекционирования с незапамятных времен являются наклейки (у кого в девяностых дверцы шкафчиков не были обклеены наклейками из жвачек?). Их можно с упоением собирать, радуясь редким экземпляром, как ребенок, а затем аккуратно вклеивать в альбом, гордясь им, словно древней реликвией.
Именно такую возможность представляет компания Panini, при поддержке которой выпускается этот материал. Неповторимые наклейки по мотивам всей известной игры и альбом — прекрасный подарок как для юных поклонников Minecraft, так и взрослых геймеров. Сочные, красочные изображения не оставят равнодушными фанатов, а удовольствие от постепенного заполнения официального альбома — это по сей день одна из самых рабочих игровых механик. Более того, заполняя страницы изображениями, можно вооружиться смартфоном с приложением Panini Collectors, которые «оживят» персонажей и подарят незабываемые эмоции любому коллекционеру.
Нередки и случаи проведения выставок в виртуальном пространстве. В 2020 году прямо в Minecraft была проведена беспрецедентная онлайн-выставка Михаила Цатуряна под названием «Libertile». В ней Михаил вместе с командой уже названного выше Донского государственного технического университета построил выставочный зал в виде кирпича, основанный на похожем особняке из клипа репера Дрейка «Toosie Slide». На экспозиции находились, как ни странно, кирпичи (Цатурян делает это и в реальной жизни), которые после периода самоизоляции должны быть воплощены IRL. Более пятидесяти авторских работ-кирпичей оказались в центре внимания, черт возьми, пятисот тысяч человек. Полмиллиона скучающих на карантине людей зашли в Minecraft только для того, чтобы посмотреть на кирпичи, Карл!
Также на выставке прошла стендап-вечеринка. На ней выступили известные и не очень комики, такие как Лука Хиникадзе, Евгений Чебатков, Гарик Оганисян и Идрак Мирзализаде. После юморесок талантами блеснули псевдобританский грайм-рэпер Skemta и Кирилл Рихтер со своим фортепианным концертом. Студенты ДГТУ также отличились на мероприятии: они провели постановку спектакля с забавным названием «О борьбе с печенегами».
Современное искусство — оно такое. С другой стороны, что еще демонстрировать на выставке в Minecraft, как не кирпичи?
А порой инсталляции имеют не личный или корыстный интерес, а вполне гуманистический или даже экологический. Следующий перформанс провели польские активисты, ратующие за сохранение лесов.
Беловежская пуща состоит в списке значимых национальных парков ЮНЕСКО. И там, по крайней мере до недавних пор, все было плохо. Правительство Польши занимается безжалостной вырубкой более 600 квадратных километров лесов, которые окружают Беловежскую пущу и официально не входят в территорию парка. Активисты могли бы выйти с транспарантами на площади возле зданий правительства, но маловероятно, что это дало бы хоть какой-нибудь мало-мальски значимый результат.
Вместо этого защитники леса попросили компанию GeoBoxers воссоздать территории лесов в Minecraft, что заняло три месяца, а затем польский стример Gimper провел трансляцию более чем на десять тысяч зрителей, в которой можно было наблюдать быстрое и планомерное исчезновение деревьев. На фоне этого модератор стрима читал факты о лесе и его экологии, о причинах вырубки и о том, почему делать это нельзя. Сам же стример пытался «пройти» карту, найдя последнее оставшееся в живых дерево.
Трейлер стрима, привлекший десять тысяч зрителей
Поразительно, но это сработало. Претенциозный проект быстро вышел за пределы игровой прессы, и какие-никакие меры все-таки были приняты. Но активисты-энтузиасты в первую очередь хотели достучаться до сознания тех детей, которые пока еще не знают о проблемах экологии, и показать им, как жестоко и глупо может действовать правительство, не вдаваясь в важные детали хрупкой лесной экосистемы.
Привлечение юной аудитории к чему-то познавательному при помощи Minecraft — дело весьма обыденное. Так, например, Пермский краеведческий музей провел выставку уральских минералов, оформив в стиле всеми любимой видеоигры. Под лозунгом «Вернуть детей из виртуального мира в реальный» авторы экспозиции выставили различные минералы на витринах, а над ними установили изображения аналогов ископаемых из Minecraft Выставляли напоказ, кроме банальной железной руды и «коблы», алмазный керн и бриллиант (в игре — алмаз, т.е. предшествующая огранке стадия бриллианта). Последний, кстати, только в виде макета, потому что настоящий брюлик — крайне дорогая ценность. Но вот берилл и изумруд — вполне себе натуральные.
Такую выставку, разумеется, не могли обойти стороной местные СМИ. В свойственной региональным новостным каналам манере они вполне беззубо рассказали об экспозиции, призывая всех посетить это необычное, пусть и спорное, мероприятие.
Minecraft за последнее десятилетие плотно интегрировалась в реальную жизнь. Обучение детей и взрослых с использованием игры, проведение выставок, театральных постановок, перформансов — все это касается мира физического. Но есть и моменты, которые касаются исключительно мира виртуального, в котором произошло тоже много чего крайне интересного.
Конструктор вдохновляет бесчисленные полчища людей на творческие подвиги разной степени немыслимости. Разница между стандартной игрой и тем, во что ее превращают некоторые отдельные личности и целые сообщества, без преувеличения, колоссальна. Порой даже кажется, что такое сотворить попросту невозможно, но примеры обратного прямо перед глазами.
В проекте под названием «Minecraft School of Witchcraft and Wizardy» был воссоздан мир вселенной Гарри Поттера в самых мельчайших деталях, начиная от Косого переулка и дома семейки Уизли, и заканчивая зданием Министерства магии с деревней Хогсмид. Разумеется, сам древний замок Хогвартс также присутствует в этой игре во всей красе. Игроки, как в одиночку, так и в кооперативе, могут посетить все известные по лору книг и фильмов локации, торговать, искать лут, сражаться с местными монстрами и выполнять квесты. Ко всему прочему, School of Witchcraft and Wizardy — это уже полноценная RPG, в которой при помощи хитрых модификаций геймплей был изменен до неузнаваемости, чтобы соответствовать названию жанра и стилю фэнтезийного мира волшебства.
Это не просто очередной проект, построенный на базе Minecraft. MSoWaW — это целая история разработки со своими взлетами и падениями, успехами и трудностями. Школа ведьмовства и волшебства, как и многие подобные проекты, помогли авторам раскрыть свой творческий потенциал на полную катушку. Кто знает, к чему это приведет в будущем команду разработчиков-энтузиастов? Мир уже знает примеры, когда мододелы, показав свои работы на всеобщее обозрение, внезапно становились объектом внимания и ценными кадрами для крупных игровых компаний.
Для тех, у кого в сердечке при звуках музыки из киносаги о Гарри Поттере разливается что-то ламповое и тепленькое предлагаем вместо скриншотов посмотреть на трейлер проекта
А для тех, кто хотел бы большего участия в отыгрывании роли персонажа в игре, существуют Roleplay-сервера. По большей части, разумеется, они являются обычными серверами, в которых весь геймплей — это текстовый отыгрыш в чате без особых правил. Но есть и такие, в которых титаническая работа целой команды (в том числе художников, программистов, гейм- и левел-дизайнеров, прямо как в обычных игровых студиях) приносит поражающий воображение результат.
Речь идет об Ariadna Roleplay Project. В настоящий момент игра находится на стадии переосмысления, сервер закрыт, но то, что на нем творилось, заслуживает отдельного рассказа.
Ариадна (ныне Ortega) — это самобытный мир со своим глубоко прописанным лором, правилами игры и великолепным геймплейным исполнением. Проект настолько большой и продуманный, что ему потребовалась отдельная Wiki со всей информацией по игре, в которой новичку без поллитры не разобраться. Тяжело представить? Просим убедиться по ссылке. Стоит хотя бы пробежаться глазами по основным статьям в этой вики, чтобы понять, насколько все серьезно.
Краткое описание части механики боя на Ариадне. Увидев такое в первый раз, тяжело отделаться от навязчивого вопроса: «А речь точно о Minecraft»?
Подобного рода любительские инди-проекты заставляют сплотиться сотни разномастных игроков со всего света. Создавая и развивая их, разработчики уносят «кубачеров» в совершенно иные миры, далекие от оригинальной Minecraft настолько, насколько это вообще возможно, и лишь кубические формы всего и вся напоминают, что речь все еще идет о том самом детище Маркуса Перссона десятилетней давности, где нужно было строить домики из грязи и есть украдкой по ночам сырую свинину, в надежде дожить до утра.
Все это — не просто локации. Это места, где разворачиваются настоящие драмы, происходят ожесточенные схватки, кто-то становится добрыми друзьями или заклятыми врагами, а кто-то играет в самую настоящую любовь. Бывает и так, что из ролеплейного выдуманного мира она плавно перетекает в реальный.
Minecraft — это не просто игра. Это культурный феномен, вот уже десятилетие просачивающийся в самые разные отрасли нашей жизни. Когда-то бывший лишь небольшим любительским проектом, он вырос в медиагиганта, тень которого покрывает всю игровую индустрию, цепляя полутенью все остальное. И нет на всем белом свете тех, кто не попал под эту невероятных размеров тень хотя бы мимолетно. Можно как угодно относиться к этой, без сомнения, великой игре, но недооценивать ее вклад в современное медиапространство нельзя ни в коем случае.