определимся сразу, есть ровно одно
неоспоримое достоинство: находиться в
мире этой мрачной, липкой и промозглой
фэнтези-игры неприятно ровно настолько,
что среднестатистический любитель RPG,
прибывший сюда, предположительно, после
третьей Fable, испытает
эффект контрастного душа почти без
стрессовых последствий для организма.
Брайан Фарго, основатель
покойной Interplay и автор
игры, всю жизнь приучал публику к
спокойным, уютным, но неизменно неприятным
глазу играм (жемчужины его портфолио -
две серии Fallout, Max
и Necromancer), а теперь, кажется,
достиг определенного финала. Даром что
за девять лет творческого отпуска
дизайнер забыл очевидную вещь: цвет
хорошей ролевой игры составляет
интересное и небанальное приключение,
а вовсе не грязная цветовая палитра.
До релиза с Hunted
все складывалось в меру удачно. Из ряда
тысяч сотен нахмуренных RPG
игру выделяло то, что, несмотря на
консервативную ролевую систему и
подземелья, она больше походила на
разнообразный экшн в декорациях Джорджа
Мартина: первичные геймплейные признаки
будто бы из Dark Messiah
of Might and
Magic, плюс несложные
пространственные пазлы в духе свежей
«Лары Крофт» и кооператив а-ля Enslaved.
А во-вторых, сами авторы честно
признавались, что резня и сбор кристаллов
в гнойном антураже далеко не самоцель
этого проекта. На первое место в Hunted:
The Demon's
Forge ставилась взаимовыручка
полов.
Парный тулуп
«Полы», как и думалось
изначально, представлены здесь в довольно
строгом ключе. Вот двухметровый мужчина
по имени Каддок - ходячая пропаганда
стероидов и тату-салонов. Достаточно
силен, нахален и груб (любимое его оружие,
как водится, исписанный рунами щит-таран),
но в силу старой воинской привычки
действует куда осторожнее партнерши.
А вот Илара - юркая эльфийка в парадном
бюстгалтере, обладательница магии и
луков; терпеливым посиделкам в кустах
предпочитает открытый звонкий бой, не
замужем. Периодически с Каддоком
(закаленным и чересчур дальновидным)
ей становится скучно, но в игре от автора
комедийной The Bard's Tale это
не причина для неловкого конфуза: каждый
второй серьезный диалог умело разбавляется
сарказмом или очевидным (но временами
смешным) разговорным казусом. Язвительных
реплик уровня Геральта здесь практически
нет, но на фоне не отягощенного особым
смыслом сюжета (герои - пара вышеописанных
наемников - сражаются с демонами и, в
общем-то, все), кабацкий юмор смотрится
не менее уместно, чем в Army
of Two.
Вопреки линейным
уровням, представленным тут, по сути,
гнилыми деревнями и сетью непроглядных
подземелий, сотрудничают герои весьма
тесно. Взаимодействие Илары и Каддока
это вообще едва ли не единственный нюанс
механики, сделанный с примерным тщанием:
лысый неандерталец прекрасно справляется
с заграждающими путь валунами, а девушка
как-то больше по части пазловых задачек
- может поджечь соломенный сноп, а может
выстрелить в какой-нибудь недоступный
дальний рычаг. Дополняется кооператив
традиционными buddy-моментами,
когда приятели, регулярно прикрывая
друг друга, методично устраняют целый
полк головорезов и добираются до
засевшего в сарае лучника-снайпера -
поодиночке ни за что не получилось бы!
Хитрой тактики ждать
не стоит, зато поклонникам приключений
Риоса и Салема есть где развернуться:
оружие у наемников принципиально разное,
и, если компактный и недальнобойный
арбалет Каддока напоминает в некоторой
мере пистолет «УЗИ», то лук Илары -
натуральная винтовка, бьющая противника
с разных дистанций и с разных положений.
Лезть в гущу боя за эльфийку, наоборот,
дело гиблое, ведь по части обороны
(помните про щит) и холодному оружию
Каддоку равных мало.
К сожалению, изыски
кооперативного боя пали жертвой довольно
кривой и непродуманной боевой системы.
Поскольку ролевой элемент ограничился
прокачкой нескольких заклинаний (жарить
супостатов файерболами и молнией из
пальцев приходится, сразу скажем, редко),
разработчики, решив, видимо, что получается
слэшер, придумали подвижную и торопливую
боевку. Тогда никто не догадался, что к
нервному темпу и нагло прущим врагам
в приличных домах принято подносить
разнообразные приемы и баланс. Рядовое
сражение Hunted напоминает
дешевую вечеринку пьяных косплееров
под открытым небом: наемники машут
бутафорскими клинками, упыри толкаются
словно шальные и что-то сердито рычат.
Просчитать чужие атаки предельно трудно,
не помогает и бесполезный, в целом,
перекат.
Обстановка к самоотверженным
выпадам и блокам тоже как-то не располагает:
вокруг дерущихся, как правило, три елочки
да камень, какой уж тут героизм!
Все это совсем не
помешало дизайнерам козырнуть кое-где
гигантизмом и пафосом, хотя надеяться,
что это хоть как-то вытянет картонный
полуслэшер в беззубом средневековом
сеттинге было бы крайне наивно. Подход
inXile явно переняли у известного
фэнтези-блокбастера Dark
Messiah: Might of
Magic, который не стеснялся
свалить на игрока легион скелетов,
циклопа, или, например, башню, причем
далеко не на самом последнем уровне.
Тут все, правда, тоже по-крестьянски
скромно: можно иногда пострелять из
баллисты, провалиться в катакомбы, а
еще посмотреть очередную миленькую
видеосцену, где Главный Демон собирает
силы для финальной осады жалких людишек
- не иначе как навеяно «Властелином
колец».
Богатое
наследие прошлых игр Фарго, уютная
книжная атмосфера и дух приключения,
дошло до Hunted в не менее
приятном виде, чем все остальное. С точки
зрения драматургии игру будто вытянули
в длину: характеры плоские, история
скучная, а мир, словно лежалое осиное
гнездо - тормошить его бесполезно,
никто и не подумает выглянуть. Несколько
нудных часов пара бронированных фигур
с клинками плетется через копоть, гной
и мрак, перекидывается репликами, режет
шуплых аморфных орков (или более
оригинальных инсектоподобных гоблинов),
собирает щиты, дубины и кристаллы.
Периодически на экран вылезает ехидная
наставница с внешностью венгерской
порнозвезды (из снов главного героя -
вот же сюрприз!) и сообщает что-то важное.
Процедура повторяется.
Чувство беспредельного
упрека к студии-разработчику стабильно
подогревают ненужные детали, вроде
поиска секретов в трупах (умение
беседовать с загробным миром одна из
отличительных черт нашей центральной
парочки) и спасения мирных жителей,
которых демоны заботливо подвесили
вверх тормашками. Обидно, но копают-то
создатели совсем не в том направлении.
Щепотку интересной мрачной сказки,
ярких NPC, чуть-чуть
персонализации - и в это можно было бы
играть, не оглядываясь на лежащую рядом
коробку со вторым «Ведьмаком». В нынешнем
же виде у Hunted: The Demon's Forge практически нет
шансов остаться всерьез замеченной.