Предыдущая игра в линейке Halo (по совместительству последняя от студии Bungie) была фактически идеальным шутером от первого лица, выверенным до последнего скрипа колес классического джипа Warlog. Не в последнюю очередь так получилось благодаря тому, что играть приходилось не за Мастера Чифа, с его киборгскими повадками и спартанским здоровьем, а за стандартного бойца команды Noble - не самого слабого в мире человека, который, тем не менее, загибался от нескольких кусочков свинца, совсем как герой форменного военного шутера. Авторы синтезировали опыт Halo ODST (где вы управляли хилым ломтем мяса в доспехах) и скрестили его с традиционной для Halo фантастической бравадой: приходилось часто озираться на вражьи турели и считать патроны, но никто не запрещал и взмыть от проблем в воздух на джетпаке.
Однако лучший в серии (возможно - в жанре) FPS-геймплей соседствовал тут с полным отсутствием какой-то внятной интриги и финального накала: игра являлась каноническим приквелом к первой части, то есть, с самого начала вы понимали, чем все закончится. «Вот бы сложить все лучшее, что есть в Reach, с историей классической Combat Evolved! - Мечтали фанаты на форумах, - вот тогда бы получилось идеальное выступление в жанре!». И среди разработчиков внезапно нашлись те, кто подумал схожим образом.
Взгляд сквозь мутное стекло
Этими отважными людьми оказались 343 Industries. Они помогали Bungie во всем, что касалось дополнительного контента для Halo: Reach, а когда-то еще и образовали фан-сервис Halo Waypoint для Xbox-Live. То есть люди, вроде бы, понимающие, но мало кто ждал от них революции. Так в итоге и вышло. Перед нами точно та же самая игра, что и поступила в продажу десять лет назад.
Любопытно, но разработчики и сами подчеркнули этот скверный момент: нажатием одной кнопки геймпада легко нарядить свежую Combat Evolved в мыльные текстуры начала двухтысячных, и тогда отличить ремастер от оригинала будет возможно лишь по разбросанным всюду терминалам, в общих чертах объясняющих вам историю Halo в формате видеороликов.
Но, конечно, даже в своем первозданном виде Combat Evolved увлекает так, как ни одной Call of Duty (во всяком случае, вплоть до рождения Modern Warfare) и не снилось. Вас регулярно помещают на клочок пересеченной местности, а затем последовательно сбрасывают вам на макушку орды захватчиков Ковенантов на угрожающих фиолетовых кораблях. Интриги никакой (особенно, когда по соседству громят Берлин на танках и взрывают Эйфелеву башню), зато сами битвы - «шутерно-классические». Мужские, хриплые и одновременно умные, где автомат не стрекочет, а грохочет, где нет укрытий, зато много и со вкусом приходиться прыгать по камням, попутно выслеживая какого-нибудь мелкого ковенанта из оптического прицела пистолета (с патронами для чего-нибудь крупнокалиберного - беда), где удар прикладов - трюк на грани фола. Где, в конце концов, нелепо подорвав пресловутый джип на кочке, приходится брести пешком минут десять к ряду, а вокруг - скучные футуристические коридоры с прозрачными полами. Очень старомодно и местами раздражающе, но если бы мы видели все это в первый раз, то не задумываясь присудили бы Combat Evolved почетную плашку «Выбор редакции». Когда у тебя под контролем молчаливая фигура из музея мадам Тюссо, а кругом творится боевой фантастический ад в одной из лучших игровых вселенных, это достаточно справедливо.
А вот мультиплеер, конечно, девелоперам пришлось реконструировать. Сетевой режим Anniversary - это семь карт, выбиравшихся по принципу «конструктора» - каждая обладает своими архитектурными особенностями. В результате они изящно дополняют друг друга. Скажем, Timberland - классическое «стрейф-побоище», лесная долина, на которой лучше, конечно, играть в максимально возможной компании из шестнадцати человек, а High Noon (чуточку переработанная Hang ‘Em High из оригинальной игры) - набор узких переходов между каньонами, объединенных площадками, где спокойнее всего воевать вчетвером, без лишней толкучки. Номинальное достоинство обновленного мультиплеера - просчитанный до совершенства баланс, о котором на хардкорных фанатских форумах, кажется, едва ли не готовы слагать стихи. Но проверить его на практике у нас по очевидным причинам не получилось: для этого необходимо минимум два месяца вдумчивой и частой игры.
***
К Halo: Combat Evolved Anniversary, как, в общем, и к любому HD-ремейку великой игры, не хочется предъявлять серьезных требований. Все-таки для ностальгического вечера в обнимку с переизданием большинству из нас достаточно каких-нибудь технологических банальностей, а Anniversary выглядит чудесно даже в сингле (за картинку отвечали Saber interactive, см. их готовящийся Inversion), не говоря об онлайне, целиком построенном на движке Reach. Собственно, семь красивых соревновательных карт и «новое лицо» - единственное, чем игра способна поразить поклонников Halo стрелой в сердце. Одиночную кампанию Combat Evolved они уже видели, и, подозреваем, не один раз.