Готика... Как много в этом звуке для сердца геймера слилось.
Для юношей и девушек, желающих произвести впечатление ярких индивидуальностей,
готика - манера одеваться и представлять себя миру: угрюмые лица, тонны макияжа
и чёрные плащи с металлическими украшениями. Для людей постарше готика - прежде
всего направление в архитектуре, изысканное и величавое. Для всех, кто хоть
сколько-нибудь интересуется компьютерными играми, готика - одна из лучших ролевых
серий в истории.
Путь к её четвёртой части был долог и труден. В третьей игре
серии, вышедшей в 2006-ом году, к величайшему сожалению игроманов, не было
счёту техническим ошибкам и погрешностям. Это стало причиной разлада между компанией
JoWood, издателем, и студией Piranha Bytes, разработчиками. Первые сохранили за
собой права на торговую марку, последние ушли в свободное плавание - будущее
сериала оказалось под большим вопросом. Впоследствии Piranha Bytes сделают свою
«Готику» - не самую удачную игру Risen, а JoWood найдут для «официального»
продолжения «Готики» новых арийских героев - студию Spellbound (они, как и
Piranha Bytes, тоже немцы).
Десять лет минуло с тех пор, как Безымянный, главный герой
первых трёх серий, разрушил магический купол над долиной рудников на острове
Хоринис, победил драконов демона Спящего и спас королевство Миртрана от
нашествия орд орков. Нарёкшись Робаром III, он взял титул короля и принялся
наводить порядок в государстве, объединяя разрозненные земли, неся народам
свободу и просвещение. Но что-то случилось с ним во время одного из военных
походов, разум его омрачился, духом героя словно овладели злые силы. Война
продолжается, но король уже не тот благородный правитель, каким он был раньше -
и вот уже объяты огнём мирные сёла Южных островов, которые завоеватель решил
присоединить к своим владениям, и гибнут невинные люди... Так была сожжена дотла родная
деревня юного пастуха с острова Фешир, и были убиты все его односельчане вместе
с беременной возлюбленной. Он единственный остался в живых - и поклялся
отомстить королю Робару, чего бы то ему ни стоило.
Новый герой - тоже Безымянный, но уже другой. Он симпатичный
(если не сказать смазливый), стройный и широкоплечий, прекрасно владеет мечом и
луком, немного смыслит в магии, смешно прыгает и совсем не умеет плавать. В русской
версии игры его образ дополняется ещё и героическим баритоном Александра
Гаврилина - актёра театра имени Гоголя, подарившего свой голос персонажу. Герою
предстоит пройти длинный путь, прежде чем он доберётся до короля, и мимоходом
совершить не один десяток добрых дел. Но его приключение будет в корне
отличаться от приключений его предшественника - у нового героя нет той свободы
действий, какой всегда славилась «Готика», он скован рамками сюжета. «Аркания»
линейна настолько, насколько может быть линейна современная ролевая игра. Это
может привести в состояние праведного гнева поклонников серии, которые были
вправе ждать от игры другого, но само по себе не плохо - просто у Spellbound
своё видение того, каким должен быть готический мир.
Линейный, яркий и разнообразный - вот каким они его себе
представляют: зелёные луга, дремучие леса, живописные озёра, горные перевалы,
тёмные подземелья и величественные замки - есть, где развернуться нашему
богатырю! Разумеется, все местности плотно населены всевозможными фэнтезийными
существами - орками, гоблинами, кровомухами, кротокрысами и прочими
жабоящерами. Их можно рубить мечами и топорами, отстреливать из лука и
уничтожать при помощи магии. Чёткой специализации на различных стилях боя в
«Аркании» нет, но косвенно влиять на умения героя можно: прокачивая навыки
«точность», «скрытность», «сила» и другие. Древо навыков не то чтобы особенно
ветвистое, но вырастить из Безымянного, скажем, профессионального мага,
снайпера-лучника или незаметного убийцу при желании можно. При этом навыки
улучшаются не при частом использовании того или иного приёма, а обычным
распределением очков опыта после получения нового уровня.
Бои проходят быстро, яростно и азартно. Управление состоит
всего из нескольких кнопок: левая клавиша мыши - атака, правая - блок, она же с
зажатыми клавишами направления - стремительный перекат. Если удерживать левую
клавишу в течение нескольких секунд, удар мечом (выстрел из лука) будет намного
сильнее, но в таком положении сложно маневрировать. Враги хоть и глупы и не
представляют никакой угрозы поодиночке, но, сбиваясь в стаи, они натурально
начинают давить массой - сражения превращаются в кровавые свары со всполохами
магических ударов, свистом стрел и фонтанами крови. Думать нет времени, но и
напролом идти нельзя - порвут на части. Приходится вырабатывать тактику, на
ходу переключаясь между пятью активными слотами, в которых можно разместить
оружие, заклинания и лечебные снадобья по выбору. Всё остальное хозяйство,
коего уже после нескольких часов игры накопятся десятки наименований,
использовать во время боя нельзя - поэтому к формированию активных слотов перед
сражением нужно подходить с большой ответственностью.
Несмотря на то, что само продвижение по
сюжету игры линейно, в «Аркании» хватает заданий, подразумевающих возможность
выбора - который, в свою очередь, имеет влияние на дальнейшее развитие событий.
Приведём в качестве примера эпизод в баронетстве Сильверлейк, которое ведёт
войну с королём Робаром III. Часть
населения поддерживает законного правителя, барона, другая часть - его младшего
брата, предводителя повстанцев. Можно не вникать в суть политических дрязг и
встать на сторону барона, убив его мятежного братца. А можно попробовать
докопаться до истины и оказать помощь сопротивленцем. Такие выборы встречаются
в игре не так часто, и ощущения безграничной свободы действий, сродни той, что
была в Morrowind и Oblivion, не
появляется - но «Аркания» и не стремится его создать: это тщательно
спланированное и срежисированное путешествие, в котором развлекают вас, а не вы
ломаете голову над тем, чем бы ещё себя занять. Конечно, сыграла свою роль
«консольность» игры (впервые серия появится не только на PC, но и на PS3 и Xbox 360) и её нацеленность, в том числе, и на
североамериканский рынок игр - отсюда упрощённость интерфейса и наличие сразу
двух цветовых гамм - американской (яркой) и европейской (чуть более тусклой),
между которыми можно переключаться в меню. По мнению редакции GameGuru, все эти изменения пошли игре только на пользу -
хотя поклонники оригинальной трилогии, конечно, имеют право с нами не
согласиться.
Эпический сюжет, дух настоящего фэнтезийного приключения,
любимая вселенная и встреча со старыми добрыми героями - несомненно, перед нами
«Готика», хотя, возможно, и не совсем та, которую ожидали увидеть фанаты серии.
Напрашивается аналогия с другим любимым российскими игроманами сериалом -
Fallout, последнюю часть которого делали не те люди, что были ответственны за
первые две. В результате игра преобразилась до неузнаваемости, из изометрической
RPG превратившись едва ли не в FPS - фанаты пришли в негодование, зато все
остальные остались более чем довольны. Схожие метаморфозы произошли и с новой
«Готикой» - имея сходства в общих чертах с оригинальной трилогией, она
раздвигает границы готической вселенной и двигает серию вперёд в развитии. Правда,
в отличие от Fallout она осталась верной своему жанру - это классическая CRPG в современном исполнении.