Бабушкин сундук, ч.1 - гонзо-обзор «Космических рейнджеров»
Нет, зрение вас не подводит и пить вчера меньше
было вовсе не обязательно - у нас новая рубрика. Не будем долго расшаркиваться
ножкой и отвешивать поклоны - в этой колонке ваш покорный слуга будет с
нескрываемым удовольствием пинать трупики и предаваться медийной некрофилии - короче, обозревать
старые игры из пыльных бабушкиных сундуков. Формат гонзо развязывает руки,
однако... «нас читают дети!» - не забывайте об этом и когда
решите в комментариях набить автору морду за несправедливо опороченную
классику. Заветам Томпсона верны! Поехали.
Геймиздат в России упадочен и порочен
И первым пациентом становится «Космические
рейнджеры» - лучшая космическая RPG
(что примечательно,
отечественная!) с аудиторией
меньше, чем на квартирнике группы «Стекловата». Шутки шутками, но в свое время
маркетологи из «1С» пророчили игре
большое будущее на одной полке с польским трешем и подборками, вроде «500 лучших игр для офиса», потому и не потрудились обеспечить хоть
какую-нибудь рекламную поддержку. Результат предсказуем: критики в религиозном
исступлении бьются головой об
пол и рыдают от счастья, но продажи весьма посредственные. Конечно, издателя
можно понять. Какой человек в трезвом уме отдаст свои деньги каким-то чертям из
Владивостока, решившим ваять масштабную космическую сагу своей мечты? Понять -
можно, но не простить. Вот так и вышли в 2002 году первые «Космические
рейнджеры», без шума и помпы,
и поставили до сих пор непревзойденную планку свободы в одиночных ролевых
играх. Вышедший два года спустя сиквел отечественная публика приняла уже
гораздо теплее, зато история с рыдающими критиками и провалом в продаже
повторилась на Западе.
Но довольно
о нерадивых издателях, поговорим лучше о хороших играх. Чтобы не вводить
читателя в заблуждение поясним: говоря «Космические рейнджеры», автор
подразумевает скорее вторую часть, потому как различия между играми чисто
косметические, но во второй всего больше и все лучше.
Ну малоки! Ну тупые!
Чем игра сразу подкупает, так это абсолютной самобытностью. На первый
взгляд все довольно стандартно, если не сказать пошло. На дворе 300 век,
Гагарин свое отлетал, но дело его живет - человечество вышло в космос и
установило контакты аж с 4 разумными инопланетными расами. Инопланетяне,
кстати, тоже весьма архетипичны. Есть комичные воинственные амбалы, презирающие
интеллект, искусство и демократию - словом, все, что выходит за рамки армейского устава. Есть щуплые нерды,
повернутые на высоких технологиях (кстати, эта раса хипстеров - любимчики
автора. Есть предложение для разработчиков: при случае добавить скин пилота в
рей бенах, закинувшего ноги в конверсах на приборную панель). Есть склизкие
лягушки, живущие по принципу «не обманЕшь - не проживешь», и даже непременная древняя раса высоко духовных и
не менее высокомерных умников, обладающих древней культурой и развитой генной
инженерией - и та есть.
Все мелкие конфликты урегулированы, торговля,
обмен технологиями и культурным опытом, как и пиратство, процветают вовсю - как вдруг над всем содружеством нависает
смертельная угроза в лице неведомого захватчика из другого рукава вселенной. И
гореть бы Гусарову с компанией в аду за такую похабщину, возьмись они ее
рассказывать с серьезным лицом.
Но главная сюжетная линия мигом уезжает на задний
план и лишь изредка напоминает о себе, а ты с головой ныряешь в полные комизма
трудовые будни вольного корсара. Здесь никто не будет выжимать из тебя слезу
дешевыми драматическими приемами и с напускной серьезностью на каждом шагу
бравировать своей глупостью «эпичностью» по примеру популярной мыльной оперы
Mass Effect. Игра непринужденно балансирует на грани между залихватским
космическим приключением и добротной фантастической комедией. Юмора
действительно много - начиная с теплой самоиронии, заканчивая актуальным на
момент релиза высмеиванием отечественных реалий (юное поколение может и не
понять в чем прикол «Ну Ма-а-алоки! Ну тупы-ы-ые!» в исполнении юмориста
Заборнова).
И вроде бы все шаблонно, вроде бы четко
просматривается влияние «Вавилона-5» и классической фантастической литературы,
но фишка в том, что Elemental Games и не пытались перечеркнуть опыт старых
классиков. Вместо дабстепа и порно-сцен с инопланетянками, мы получаем
доброе ламповое тепло и непричесанные сцены из бытовой жизни простых
инопланетян.
Дресс-код: образованность,
начитанность, IQ > 140.
При этом «Космическим рейнджерам» не было нужды
казаться эпичной игрой - «Космические рейнджеры» и так были эпичной игрой. Галактика жила по своим
законам, и мир менялся независимо от твоих действий или
бездействия. На самом деле галактика вообще плевать на тебя хотела хотела: игра очень быстро дает понять, что ты - маленький
винтик, что в военном, что в торговом механизмах. Конечно, когда-нибудь
этот выскочка-винтик себя еще покажет и галактику таки спасет, но до этого еще
дожить нужно. А тем временем звездные системы будут переходить из рук в руки,
рынок захлестнет волна инфляции, технологии сделают уверенный шаг вперед, а
ведомые Al рейнджеры будут обходить тебя в общегалактическом рейтинге и корчить
рожи - это в глобальном масштабе, не говоря уже о мелких локальных переменах, вроде правительственного переворота на отдельно
взятой планете или постройки пиратской базы в отдельно взятой системе. Кто там
кричал, что в Skyrim живой мир? Elemental Games плюют "беседке" в лицо.
Но все это понимаешь со временем, а поначалу ты
просто получаешь задание спасти мир и пинка под зад. Водить за ручку никто не
будет, поэтому на первом этапе важно взглянуть на происходящее по-буддистски и
не ныть, что в игре нечем заняться. Есть и еще как есть: можно взять кредит, сделать пластическую
операцию, отсидеть в тюрьме, сколотить бригаду головорезов, инвестировать
деньги в государственные проекты - это не говоря о банальных правительственных
квестах или пиратстве. Нельзя разве что войти в планетарное правительство,
натянуть мундир и устроить такую Вадийю, что Коэн обзавидуется - а жаль.
Тактические бои проходят в режиме активной паузы и
в случае с превосходящими силами противника потребуют включить заплесневевшие
после баттлфилдов мозги и проявить изворотливость. «Press X to win» тут и не
пахнет; в особо запущенном случае придется просадить весь
ракетный боезапас и полчаса
по одному заманивать доминаторов на раскаленную звезду. А потом посмотреть на
счет за ремонт корабля и перезагрузиться к чертовой матери. Для разнообразия
можно нырнуть в гиперпространство и принять участие в аркадной перестрелке. Во
второй части можно поиграть в простенькую трехмерную RTS увы, слишком простенькую и занудную.
Самые читающие геймеры в мире
Но главной прелестью «Рейнджеров» остаются текстовые
квесты - привет из восьмидесятых. Игра в принципе под завязку набита текстом,
поэтому у неподготовленной аудитории через полчаса глаза начинают кровоточить, но текстовые
квесты - это литературность,
возведенная в абсолют. Выглядит это примерно следующим образом. Читаем: «Тебя
выкидывают из черного гравилета перед входом в космопорт в женском платье и
чулках в сеточку. Ты ничего не помнишь, но почему-то тупо ноет попа. То ли
ушибся когда летел из гравилета, то ли... В дамской сумочке ты обнаружил баллончик
со слезоточивым газом, 50 копеек и растаявшее мороженое. Твои действия?». Далее предлагается выбрать один из
нескольких вариантов ответов и прочитать к чему это привело. В такую
незамысловатую оболочку разработчики завернули целую феерию жанров - от логических
головоломок до боевиков и экономических менеджеров. Игроку даже доведется
сыграть в MMORPG, выступить на рок-концерте и поработать военным комиссаром в
сезон призыва. Текстовые квесты - это, пожалуй, самая сладкая, умная и
атмосферная часть игры, после которой отчетливо понимаешь, что графические
оболочки - суть суета и деградация, если есть фантазия - Unreal Engine
4 не понадобится.
И что в итоге? Да - умная, да - сложная, да - не
для всех. Но, простите, Айвазовский тоже не торчал на форумах, изучая спрос, не
адаптировал картины для массового зрителя и не торговал своими красками после
«релиза» каждого нового холста. Он брал и делал свои тихие шедевры - не
оригинальные, но уникальные. Так и эти ребята из Владивостока - просто
собрались, чтобы воплотить свою мечту,
и сделали
до чертиков уютную
непретенциозную игру, которая до сих пор обставляет все мажорные RPG по «свободности» и «живости» мира.
P.S. Для молодого поколения геймеров
и капризных стариков:
вдохновились статьей и решили наверстать упущенное? Не спешите резать ваши
глазки о жуткие спрайты позорного разрешения. Специально
для вас в конце этого года «1С»
планирует выпустить свежий аддон - «Космические рейнджеры HD: Революция».
Разработкой занимаются какие-то старшекурсники из СНК-Games, гордо именующие
себя «инди-разработчиком»: в нас, мол, все еще живет дух бунтарства! Впрочем, чтобы перерисовать интерфейс и добавить в магазин
дюжину бластеров, много ума не надо,
поэтому испортить что-либо будет почти невозможно. К счастью, голого
бунтарского духа без поддержки мажорного издателя для революции маловато. Зато
латинские буквы в названии недвусмысленно намекают на возможность комфортной
игры в высоких разрешениях - чего и ждем.