Количество игр со знаковым «007» в названии уже давно перевалило за рамки понятия «скромное число», но GoldenEye 007 - штука настолько уникальная и самобытная, что сравнить ее можно разве что с Perfect Dark - другим культовым шутером эпохи Nintendo 64, не имеющим, впрочем, ровным счетом никаких связей с творчеством Флеминга. Оба FPS посвящены шпионской тематике (шпионы в смокингах против шпионов в латексе), оба были разработаны студией Rare. Из разряда более пикантных совпадений: и GoldenEye, и Perfect Dark являлись образцами консольного постановочного FPS (за несколько лет, напоминаем, до Halo и Killzone).
С такими исходными данными эти ретро-жемчужины быстро стали натуральным кладом для переиздателей (впору, кажется, вводить в речевой оборот подобный термин). Perfect Dark больше года продается за 800 MP в Xbox-Live, ну а GoldenEye 007, выходившая прошлой осенью на Nintendo Wii, дожила аж до второго ремейка. Уже мультиплатформенного и уже в HD.
Взбалтывать, но не смешивать, запомни уже
Сразу хотим успокоить: версия Reloaded отличается от Nintendo-собрата (в котором, в свою очередь, разрешили крошить бетонные плитки, а модель Пирса Броснана подменили фигурой Дэниела Крэйга) в первую очередь высоким разрешением. Так что по устройству перед нами все еще старый, милый, выпаренный шутер четырнадцатилетней давности, за которым просто забыться каким-нибудь мерзким осенним вечером. Обезжиренная классика видеоигр!
Вы должно быть знакомы с таким дизайнерским подходом к перестрелкам в большинстве современных игр: вас выпускают на относительно свободную локацию, где мигом срабатывают сотни датчиков активности - разработчики будто бы замеряют, сравнивают и анализируют пространство, после чего в соответствии с этим выпускают аккуратными порциями врагов. GoldenEye 007 умудрялся вызвать подобное ощущение «лабораторности»в 97-м году. Здесь интересно стрелять вне зависимости от того, что происходит на экране, будь то штурм заснеженной базы, бойня в элитном ночном клубе или резвый променад на грузовике. Соотношение «противники/декорации» выражается в почти идеальных значениях.
Прочувствовать это можно и в Reloaded, хотя за какими-то особенно яркими эмоциями, скажем прямо, лучше обратиться к прошлогодней версии для Wii: обычным геймпадом играть в GoldenEye не то чтобы совсем неинтересно, но зачем, когда рядом лежит почти идентичная Modern Warfare 3 (почувствуйте, что называется, разрыв во времени)? Уж явно не из-за истории, основанной на одноименном кинофильме Мартина Кэмбелла (это, если вы не знали, такая дикая клюква, где шпионы, кажется, всего-то исполняют роль мебели, а центральное место занимает персонаж по имени Наташа Семенова), и не из-за HD-ушей актера Дэниела Крэйга.
Впрочем, из того же сценария фильма в игру перетекли несколько поистине удивительных эпизодов, из которых Rare (предварительно все перемешав и отрезав ненужное) умудрились вылепить остросюжетный фарс, прочно связанный с ключевыми элементами геймплея.
Когда вам захочется пострелять - они обязательно угадают этот момент и отрапортуют вас в какой-нибудь Архангельск или посольство в Санкт-Петербурге, а когда вдруг возникнет желание попрятаться - бросят в глухой русский лес или исследовательский центр с кучей этажей, лифтов и офисов. При этом реальной свободы выбора, как нам обещали, например, на выставке GamesCom в Кельне, тут, конечно, нет, все тщательно заскриптовано и зажато в дизайнерские тиски.
Присутствуют здесь и совершенно факультативные эпизоды - например, путешествие на быстроходном танке по окрестностям нынешнего Питера со сбиванием техники, побег Бонда из запускаемой ракеты, редкие пользования гаджетами (всего-то смартфоном). Сюда же можно отнести и придаточные задания (выполнять их необязательно) вида «не дай себя идентифицировать - вытащи пленку из камер слежения!», необходимые для полного (100%) завершения уровня.
Кое-какие изменения коснулись многопользовательского режима. В оригинальном GoldenEye 007, напоминаем, был один из лучших сплитскринов на свете, но в ремейке нашлось место еще и спецоперациям в духе Modern Warfare (миссии, заточенные под кооператив), что, впрочем, совершенно не делает погоды: если сингл с чистой совестью можно пройти из ностальгических соображений, то онлайн лишь раздражает устаревшими уровнями, устаревшими врагами, устаревшей графикой, да и всем, в общем-то, устаревшим. Играть в такое без оглядки на Battlefield 3 смогут лишь самые прожженные гики, не мывшиеся с 97-о года.
***
GoldenEye 007 подтверждает: переиздавать игры надо аккуратно. В случае с той же Perfect Dark все сложилось как надо (один ремейк в цифровом магазине за дешевую цену), а вот «Золотой глаз», пускай и, будучи очень хорошей игрой, в третьей своей реинкарнации нам как-то приелся.