На момент публикации этого материала Mount & Blade 2: Bannerlord входит в рейтинг самых популярных игр Steam с 30 тысячами единовременно играющих пользователей. А мы говорим, на секунду, о продукте в раннем доступе, который и выходить-то из него пока не планирует. Студия TaleWorlds пошла по популярному нынче пути — запустила геймеров в бета-версию по цене финального релиза, и с момента выхода в марте 2020 года игра проделала большой путь. В этом материале мы не только расскажем обо всех колоссальных изменениях, но и попутно объясним, что такое Mount & Blade. Понятно станет даже тем, кто лишь краем уха слышал это название.
В медиа средневековье зачастую показывают гиперромантизированно, когда в действительности это время было буквально пронизано насилием, смертью, грязью и невежеством. Но в двадцать первом веке ситуация начала меняться. Спрос на добрую сказку медленно, но уверено сдает позиции в пользу мрачной, более изощренной в демонстрации сеттинга истории. Вспомнить хотя бы релизы в игровой индустрии за последние годы: A Plague Tale, Kingdom Come: Deliverance, Expeditions: Viking — или всю серию про Герванта из Рыбли, в конце концов. Игры Mount & Blade очень хорошо вписались в этот ряд, навсегда закрепившись в нем в качестве идеального образчика реалистичного симулятора средневекового воина, командира армии и лидера целого королевства.
В этом материале мы не будем вдаваться в подробности развития серии, разнообразие глобальных модов и прочее. Речь пойдет о Mount & Blade 2: Bannerlord — игре-долгострое, интерес к которой постоянно подогревался вбросами и дневниками разработчиков из TaleWorlds. Это своеобразный Ж.Д.А.Л.К.Е.Р., разве что для другой аудитории. В умах поклонников, уставших от бесконечных прохождений оригинальных M&B и модов к ним, рисовалась, как правило, картина чего-то невероятно эпичного, проработанного до мелочей, идеального во всех своих гранях. Поэтому мы вспомним обещания из дневников разработчиков, сравним их с ожиданиями игроков, а также посмотрим на то, что получилось в итоге. Какие из торжественных клятв были выполнены, какие — отправлены в долгий ящик, а какие и вовсе были выпилены навсегда. И поговорим немного о том, как мододелы с NexusMods совместными усилиями уже сделали чуть ли не больше, чем разработчики, которые, к слову, и так проделали титаническую работу.
Начнем с чего-нибудь нейтрального и красивого. До кровищи еще успеем добраться
Кто такой этот ваш Mount & Blade 2: Bannerlord?
Это в своем фундаменте Action/RPG с открытым миром, а по сути — симулятор жизни в средневековом обществе, очень похожем на наше средневековье. Точную аналогию с каким-то конкретным периодом из нашей истории провести нельзя, слишком уж много здесь упрощений и отсылок. Например, Стургия — местная смесь скандинавов и славян — по своему строю и уровню развития очень похожа на раннюю Киевскую Русь. В то же время, Хузаиты — этакие монголы-завоеватели — явно из более поздней эпохи. Здесь они выглядят уже как развитая империя, отошедшая от кочевого образа жизни к развитию крупных городов и крепостей.
Асерайский султанат — аналог Арабского халифата — и вовсе возвращает нас век в эдак седьмой-восьмой, когда реальные монголы, пардон, коням хвосты крутили, а о централизированой власти никакого понятия не имели. Что уж говорить про Баттанцев — местных кельтах или пиктах — уровень развития которых можно в равной степени отнести как к началу первого тысячелетия в реальном мире, так и к его концу. В общем, все очень условно и усредненно. Что, кстати, весьма неплохо, потому что мы имеем возможность играть за разные культуры, аналоги которых в настоящей истории друг с другом, скорее всего, никогда не пересекались.
Хузаиты — аналоги наших монголов. Забрасывают противников стрелами, кружа вокруг них на конях. Почти идеальная тактика, между прочим
Несмотря на то, что это по большей части песочница, в Mount & Blade 2: Bannerlord присутствует глобальный сюжет. Он постепенно окунает геймера во многие игровые возможности, подстегивает его двигаться дальше. Но именно игрок определяет путь развития персонажа. Охотник на бандитов, торговец-караванщик, наемник на службе власть имущих, феодал, генерал армии и так далее.
Вариаций много, хотя все они ведут к двум логическим точкам: либо к созданию собственного государства, либо к поддержке уже существующего. Bannerlord из названия игры — это знаменосец, несущий стяг давно почившего великого императора Кальрадии, и им может быть как игрок, так и неигровой персонаж, которого мы решаем поддержать.
Вы только поглядите, какие тут сочные баталии!
Итак, перейдем к сути: условно разделим игру на несколько аспектов, и выясним, насколько они готовы в настоящий момент, и все ли обещания TaleWorlds были выполнены. Категории будут следующими: сюжет, ролевая составляющая, менеджмент имущества (в том числе крепостей и городов), боевая система и всякая прочая социальщина. Также мельком затронем общую техническую картину игры, она тоже заметно изменилась за последний годик.
Визитная карточка Стургии — стена щитов. Знамена и горящие стрелы добавлены модами
Сюжет: игроки ждали другого
Когда я впервые запустил Bannerlord весной 2020-го, меня сразу ткнули носом в обещанную «Сюжетную кампанию». Разработчики заявляли, что проходить ее будет не просто интересно: сценарий будет не хуже, чем в The Witcher 3 и Kingdom Come. И благодаря ему игрок сможет постепенно погружаться в глубины механик, не хапнув излишней информации раньше, чем будет готов.
Вот как это выглядит на деле. При создании персонажа выясняется, что семья-то у него большая: два брата — один старше, другой младше — и маленькая сестренка. Были еще родители, но их незадолго до старта убили разбойники. Они же, к слову, забрали в рабство младших родичей, оставив двух старших братьев (или брата с сестрой, в зависимости от выбранного пола персонажа) решать возникшие проблемы. Во время поисков угнанных в рабство детей главгерой находит кусок боевого стяга давно почившего императора, который необходимо восстановить и решить, что с ним делать дальше: никому не отдавать и сделаться правителем нового государства или подарить его королю уже существующей фракции.
Экран квестов. Не очень информативно, но при этом ничего лишнего
Сюжетная линия брата идет параллельно, но каким же было разочарование, когда в самой ранней версии брат уезжал на поиски младших родичей и больше никогда не возвращался. Мой персонаж спустя многие года движением левой пятки стирал в порошок целые армии, подтирался городами и завтракал тоннами золота, а первый квест все оставался незавершенным.
В нынешней же версии обе основные сюжетные линии завершены полностью. Да, они явно не претендуют на звание гениальных историй, но добавляют игре определенной живости. Для песочницы очень даже неплохо. Теперь и семья воссоединяется, и в судьбе разбойника, убившего родителей, можно поучаствовать, и королем стать вполне легитимно. TaleWorlds номинально выполнила свои обещания, но сильно недожала с градусом страстей. История не дотягивает даже до уровня Mount & Blade: Warband — Viking Conquest и расстраивает почти полным отсутствием каких-либо выборов, влияющих на дальнейшее развитие сюжета. И лучше уже не будет, разработчики с историей закончили.
Так выглядит экран семьи персонажа. Вообще-то жена может быть только одна, но здесь в создании гарема снова помогли моды
RPG: полностью оправданные ожидания
На старте бета-теста большинство перков либо не работало вовсе, либо работало не так, как было нужно. Кроме того, прокачка была слишком долгой и несбалансированной: тысяча ударов мечом по врагу приносила опыта столько же, сколько подаренная лорду-NPC жалкая сотня динар. Кроме прочего, способности были скучными — каждый раз приходилось брать одни и те же перки, потому что преимущество одних над другими было слишком очевидным.
За два года TaleWorlds проделала колоссальную работу. То, о чем студия заявляла в своих дневниках, было воплощено в полной мере. Система в духе TES 5: Skyrim была переработана с нуля и превращена в кладезь разнообразия. В настоящий момент у персонажа есть восемнадцать категорий развития в духе «одноручное оружие» или «кузнечное дело». Каждая насчитывает по 11-12 внутренних уровней, почти каждый из которых предлагает по два взаимоисключающих перка. В каждом перке как минимум два бонуса, влияющих на разные аспекты игры.
Для наглядности. Перков здесь — вагон и маленький караван
Например, в одной способности первым бонусом идет возможность сбить противника с ног древковым оружием, а вторым — небольшой плюс к хит-поинтам. Второй перк в этом уровне — увеличение скорости передвижения с древковым оружием в руках и увеличение скорости передвижения пеших воинов в подразделении игрока. Одну из способностей нужно выбрать, от второй — навсегда отказаться. Путей развития много, перков — еще больше. Например, в ветке торговли их аж двадцать три штуки, все уникальны, но взять можно лишь половину.
В общем, если говорить об обещаниях TaleWorlds, сделано было именно то, что обещано — огромная куча возможностей развития персонажа. Каждая новая партия действительно будет отличаться от предыдущей.
Менеджмент имущества: широко и комплексно, но все еще неидеально
Речь идет о владении предприятиями: пивоварнями и кожевенными мастерскими, караванами и деревнями, крепостями и городами. То есть обо всем, что приносит игроку пассивный доход и иные бонусы вроде плюса к влиятельности. В целом, система уже была более-менее готова к началу бета-теста, но больших проблем, мелких багов и прочих неприятностей все равно оставалось выше крыши.
Красивенькие вландийские арбалетчики. Простите, листайте дальше
При первом моем прохождении всего один караван ежедневно приносил мне дохода больше, чем в совокупности три города вместе с окрестными деревнями за месяц, а четыре кузницы, у которых было предостаточно сырья для работы и которые ежедневно выпускали на рынок кучу своей продукции, работали в страшный убыток. При этом развитие поселений и крепостей результата почти не давало, либо он был непредсказуемым. Чтобы окупить содержание небольшой армии, нужно было стать настоящим императором с кучей богатых городов во владении.
Сейчас же все выглядит четко и лаконично. Можно не распыляться и заняться развитием небольшого феода, назначить грамотного губернатора, наладить отношения с местной знатью и получать неплохой гешефт. Микроменеджмент каждого города не имеет ничего лишнего, хотя и очень интересным назвать его тоже не получается. Не так давно, например, добавили возможность ограничивать бюджет на содержание ополчения, но было бы куда приятнее лично выбирать тип войск, их снаряжение, назначать сурового сержанта муштровать новичков. Пока все это недоступно.
Экран управления городом. Снова — ничего лишнего, но как будто чего-то не хватает
Единственное, что действительно разочаровывает, это отсутствие возможности использовать недвижимость в качестве разменной монеты. В диалоге с лордами вроде как предусмотрена возможность предложить «обменяться» феодами, но пока она никак не реализована. А было бы здорово получить за богатенькую принцессу приданое не только в виде бездушных монет, а небольшого замка или уже развитого бизнеса.
Боевая система: массовые зарубы стали гораздо лучше, но осталось много проблем
Что ж, это самый спорный аспект игры на данный момент. Условно мы разделим бои на две части: управление войсками в массовых битвах и систему сражений персонажей друг с другом. Начнем с последнего.
Драка между двумя и более персонажами выполнена довольно просто, отличий от первой части в Bannerlord немного. Как правило, есть от двух до четырех направлений атаки — и столько же направлений для блокирования. Щитом блокировать гораздо проще: достаточно его поднять примерно в нужном направлении. При блокировании оружием нужно выбрать правильное направление, иначе удар будет пропущен. Эта система отлично работала в первой части и без нареканий работает в сиквеле. Примерно такой она и была во время старта бета-теста, со временем добавили лишь незначительные моменты, например, фиксацию на противнике как в Kingdom Come: Deliverance или использование метательных снарядов в качестве оружия ближнего боя.
Использовать метательное оружие лучше по назначению — так оно гораздо эффективнее и эффектнее
А вот что обещали, но так и не сделали — это качественный искусственный интеллект и возможность совершать всяческие приемы с финтами. С самого старта бета-теста и до сего момента в Bannerlord присутствует всего один жалкий прием, который получается совершить чаще всего случайно. Да и тот не используется никем, кроме основного персонажа.
ИИ далек от идеального, а с каждым крупным и малым патчем его стараются хотя бы привести в норму. Выходит так себе: сейчас в дуэли один на один даже только начавший свой путь главный герой без проблем наваляет опытным легионерам даже обычным дрыном. В общем, челленджа в дуэлях практически нет, а враг может задавить будущего правителя всей Кальрадии только мясом. Зато на субреддите по «Баннерлорду» одно время ходил локальный мем про лучников, которые, отстреляв весь боезапас, скорее отправятся делать харакири, чем подберут полный колчан у убитого товарища. А теперь они отлично подбирают стрелы и болты прямо с земли, так что прогресс есть.
Зато с этими ребятами все было в порядке с самого начала. Грабители или лутеры кооперируются в организованные бригады и закидывают еще ничего не умеющего главгероя камнями с меткостью лучников Баттании
С массовыми зарубами дела обстоят значительно лучше, хоть и шла к этому игра очень долго. Искусственный интеллект врагов стал отлично реагировать на действия армии игрока; теперь он не бросается в бой сломя голову, не имея численного преимущества, но использует перепады высоты и леса в качестве укрытий, а атаки проводит по разным флангам, умея вовремя отступать и перегруппировываться.
Игроку же дали возможность (только в последнем патче, который вышел совсем недавно) до начала боя расставлять свои формирования на манер Total War, назначать в отряды офицеров и миксовать эти самые отряды по собственному усмотрению. И даже спустя несколько сотен часов, проведенных в игре, баталии больших армий могут приятно удивить. К примеру, стояли мы с братанами-нордами в стене щитов, и пробить нас лучники не могли. Противник долго ждал, пока откроется брешь, а потом обвел через густой лес небольшой отряд тяжелой конницы и неожиданно врезался в нашу стену щитов клином. Это вроде бы и мелочь, стандартная для той же Total War, но еще несколько патчей назад вражины бы продолжали безрезультатно поливать защищенную пехоту стрелами до второго пришествия.
Если у ботов нет численного преимущества — ожидайте от них оборонительную тактику
В общем столкновения армий выглядят уже вполне готовыми и интересными, кроме, пожалуй, осад крепостей и городов: там поведение болванчиков несколько отстает от такового в чистом поле. А вот бои между отдельными персонажами требуют существенных доработок.
Зато кровищу дорабатывать не нужно, с ней все хорошо. Если кому-то не хватает качественной расчлененки, за этим прошу проследовать на NexusMods
Всякое прочее: квесты, отношения, семья, свадьбы и так далее
Квесты — важная часть Bannerlord. По крайней мере, так планировалось изначально. В дневниках разработчиков проскакивало заявление о том, что задания, не относящиеся к основной кампании, хоть и будут типа radiant, т.е. повторяющимися, но по своей сути не уступят историям из третьего «Ведьмака». Получилось ли у TaleWorlds выполнить обещание? Нет, конечно. Никакой сгенерированный квест не будет интересен, если проходить его в десятый раз, но в разных локациях.
Хотя, конечно, стоит признать, что со временем заданий стало больше, и при желании можно играть в эдакого героя-помогатора, особо даже не затрагивая баталии и королевские интриги. Классические квесты из разряда «принеси-убей» иногда разбавляются более необычными в духе «пропала дочь старосты деревни, найди ее и приведи живой». Спойлер — девушка сбежала с возлюбленным, никто ее не крал.
Можно скорешиться с местными «кабанчиками» и поучаствовать в уличных разборках. После жестких осад и баталий это будет как детская забава
Звучит неплохо, но я помню, как решил сфокусироваться на квестах весной 2020-го. Из десяти заданий половина была про спасение пропавшей дочки старосты. Прямо эпидемия девичьих побегов в этой Кальрадии! Но это было давно, и, справедливости ради, стоит отметить, что в нынешней версии под номером 1.7.0 общее количество заданий выросло, а их повторения, по крайней мере подряд, практически исключены.
Когда начинающему приключенцу надоедает искать беспечных детей, он может заработать деньги, обмундирование, оружие, а также славу и репутацию на аренах. Суть не поменялась с первой части, а исполнение отличается в зависимости от государства, где проходят бои в настоящий момент. В игре есть рейтинг самых продуктивных крушителей черепов на турнирных ристалищах, и лишь спустя полтора года TaleWorlds придумала хоть какой-то стимул становления чемпионом: при нахождении игрока на первом месте репутация его клана немного повышается. А вот коэффициенты на ставках на главгероя, наоборот, все падают и падают по мере его продвижения по списку лидеров.
На арене можно подраться без вреда для здоровья. Кстати, этот прием с выставлением копья в упор против всадников добавили всего пару месяцев назад
Отдельно выделяется экосистема взаимодействия с кланами: как с собственным, так и со всеми остальными. На старте бета-теста смысла в этом практически не было, никаких возможностей и преимуществ игра не представляла. Но сейчас все совсем иначе. Конечно, до Crusader Kings система не дотягивает, но и без того очень неплохо.
Сейчас персонаж игрока — это глава семьи. Он волен решать, с кем дружить и как именно это делать. В его интересах выбирать себе мужа/жену не по внешним признакам, а по характеристикам, репутации и влиянию клана, с которым нужно породниться. Он сам найдет своим братьям жен, а маленькую сестренку (только с 18 лет, товарищ майор) без зазрений совести отдаст за старого жирного короля. Он сам решит, кому из родичей руководить крепостью, кому — вести караван, а кому — самому стать военачальником. Если раньше взаимодействия с членами клана не было совершенно никакого, то теперь главгерой принимает участие в воспитании даже двухлетних членов семьи, которые еще на горшок ходят. Все это делается ради главного — ради укрепления власти, внедрения родной кровушки в чужие семьи.
Кланов здесь настолько много, что в энциклопедии для их поиска нужны фильтры
Например, в Южной империи местная императрица осталась без мужа. Взять ее в жены нельзя, но у нее есть одна наследница. Поженившись на ней и наплодив детишек, в будущем можно претендовать на трон Южной империи. Но это очень долгий путь, и, как по мне, проще заветный царский табурет отнять силой. Тем не менее, возможности более-менее мирного взаимодействия здесь есть — и появились они далеко, ой как далеко не сразу.
В любом случае, повторюсь: до уровня Crusader Kings или Europa Universalis очень далеко. И это огромный минус. В игре не хватает более изощренной дипломатии, не завязанной на кланах, но разработчики пока не планируют развитие этого аспекта. Ну, ничего, NexusMods не дремлет.
Воспитываем деток, чтобы те выросли крутыми вояками и правителями
Все остальное — уже сущие мелочи и незначительные тонкости. За исключением одного важного момента — кузнечного дела. Как его представляют в других играх? Персонаж собирает ресурсы и крафтит по заранее заготовленным рецептам заранее созданную разработчиками модель какой-нибудь кирасы. В Bannerlord же кузнечное дело — это произведение искусства. Не вдаваясь в подробности, это отдельная мини-игра, в которой можно создать любое оружие, где настраивается вручную каждая деталь, пресетов которых тут — тьма тьмущая. Теоретически, можно отыгрывать мастера-кузнеца и зарабатывать на этом огромные состояния. А в последних патчах даже добавили кузнечные заказы от разных знатных и не очень NPC, за выполнение которых можно и навык прокачать, и деньжат заработать, и репутацию с заказчиком поднять.
Крафтим, как хотим. К сожалению, пока только оружие. Надеемся, что броню в кузнечное дело тоже однажды добавят
Что в итоге?
Сейчас Mount & Blade 2 — это практически готовый к релизу продукт. Играть в нее можно, и если раньше вы не пробовали Bannerlord, то с патчем 1.7.0 — самое время. Особенно учитывая, что только в этом апдейте добавили местами кривую, но все-таки русскую локализацию текста. Только текста, потому что разработчики хоть и обещали озвучить все диалоги, озвучили только половину одного единственного (!) квестового диалога. Голос имеет только персонаж Истиана, с которой придется взаимодействовать, если игрок решит восстановить изможденную гражданской войной великую Империю Кальрадия.
К доводам начать прохождение именно сейчас можно отнести и наконец подъехавшую оптимизацию. Раньше играть было практически невозможно, даже если у вас на борту установлены самые крутые железки. Владельцы топовых видеокарт на момент выхода в бета-тест плакали очень горюче, когда в массовых зарубах fps не превышал 15-20, а сцены городов загружались по несколько минут даже при установленных на SSD-диск дистрибутивах. Я лично сталкивался с кучей проблем, связанных именно с оптимизацией. Например, с сохранением игры по четверти часа, что для сейв-скамеров было равнозначно смерти.
Возможность играть в настольные игры в тавернах можно обнаружить далеко не на первом десятке часов прохождения Bannerlord
В настоящий момент Mount & Blade 2 хорошо работает даже на средненьких машинах, хотя с минимально подходящим по требованиям ПК играть все-таки будет дискомфортно. И без SSD, конечно, лучше игру не запускать, если только вы не буддист, который может долго и невозмутимо медитировать во время неторопливых загрузочных экранов.
Бонус: топ-10 жизненно необходимых модов
Несмотря на то, что Bannerlord — сама по себе отличная игра, изъянов в ней все-таки хватает, и умельцы с NexusMods эти проблемы исправляют порой лучше, чем разработчики из TaleWorlds. Ниже будет приведен список не вычурных приблуд, а мастхев-модификаций, которые я использую сам и рекомендую вам для комфортной и интересной игры. Я отыграл на момент написания материала не меньше тысячи часов и могу с уверенностью сказать, что в вопросе модификаций более или менее разобрался. При этом менять игру до неузнаваемости мы не будем, хотя такое возможно, а просто отшлифуем до блеска то, что уже есть.
- Harmony, ButterLib, Mod Configuration Menu и UIExtenderEx. Это базы и библиотеки, на которых построены многие моды. Без этой четверки почти ничто из нижеперечисленного работать не будет, или будет работать неправильно.
- Realistic Battle Mod. Я открыл его для себя спустя примерно 800 часов игры — и радуюсь до сих пор. Мод исправляет кучу ошибок и нелогичностей в боевой системе отрядов и армий, делает ботов и их формирования гораздо умнее. Бои теперь действительно сложные, приходится включать мозг. Также переработаны все существующие доспехи и оружие, улучшена система нанесения урона и его противодействия. Минус — может стать слишком тяжело для новичков, но ведь мы сюда не в куклы играть пришли, верно?
- RTS Camera. Этот мод добавляет несколько функций, которые превращают баталии во что-то похожее на Total War. Игрок может в любой момент переключиться на вид сверху и управлять войсками мышкой, как в любых стратегиях. Функция доступна даже при выведении основного героя из строя. Вкупе с последними изменениями патча 1.7.0 в формированиях отрядов получается настоящая конфетка. Полностью совместим с Realistic Battle Mod.
- True Battle Loot. Надоело, что из сотни поверженных хорошо вооруженных врагов выпадает гнилая цыпленок и пара ржавых мечей? Этот мод делает лут более реалистичным, добавляя также возможности обирания собственных убитых солдат и вражеских лордов (влияет на мораль и репутацию отрицательно), а также дележа награбленного со своей армией (влияет, соответственно, положительно). Мод полностью настраиваемый.
- Raise your Banner, Raise your touch, Perfect Fire Arrows. Три мода от одного автора, которые добавляют вроде бы немногое, но очень оживляют сражения. Рекомендуется устанавливать все вместе. Теперь некоторые бойцы во всех отрядах будут щеголять со знаменами своих лордов, а по ночам солдаты используют факелы и огненные стрелы. Никаких больше боев в полной темноте!
- Fixed Pregnancy Control. Размножение главгероя с его супругой/супругом происходит по воле рандома. Этот мод позволяет заниматься непотребствами тогда, когда игрок того пожелает, при помощи новой строчки в диалоге с пассией. При наличии хороших отношений можно предлагать коитус другим персонажам, не состоящих с главным героем в отношениях. Родившихся от таких незаконных совокуплений бастардов впоследствии можно узаконить, или же наблюдать за тем, как куколды выращивают чужих детей.
- Marry Anyone. Необязательный мод, но хорошо работающий вкупе с предыдущим. Теперь предлагать руку и сердце можно не только некоторым свободным героям, но практически всем. Главам кланов и действующим правителям в том числе, равно как и простым странникам. А еще можно включить полигамию, полиаморию и настроить их, как душа пожелает.
- Diplomacy. Как уже говорилось ранее, дипломатия в ванильной игре очень хромает. Этот огромный и прекрасный мод оживляет ее, добавляет кучу возможностей по взаимодействию как с «соседями», так и с собственными вассалами. Так Bannerlord куда больше походит на игры типа Crusader Kings, хотя все еще далек от их уровня.
- Serve as Soldier. Те, кто плотно играл в предыдущие игры M&B, помнят популярный мод Freelancer, позволяющий играть не за командира, а за простого рядового солдата в армии другого лорда. Serve as Soldier продолжает эту идею, модифицирует ее и переносит на движок Bannerlord.
- BannerPaste. Стандартный набор знамен в Bannerlord очень скуден и прост. Выбрать цвет фона и заранее готовую эмблему — это не путь самурая. Наш путь — нарисовать знамя собственноручно! Для этого нужно установить мод, затем в браузере открыть эту ссылку, состряпать свой герб и скопипастить код знамени в игровом редакторе баннера.
Устанавливать моды очень просто. Сперва нужно поставить мод-менеджер Vortex, затем на сайте NexusMods по ссылкам скачать нужные аддоны при помощи кнопки Mod Manager Download, в менеджере, следуя интуиции и простым подсказкам, отыскать кнопку Enable. Последний пункт — в меню модов игры поставить нужным аддонам галочки. После этого можно наслаждаться преобразившейся до неузнаваемости игрой! Только сперва пара советов. Первый — после установки этого набора лучше начать новую игру, иначе могут возникнуть непредвиденные проблемы. Второй — устанавливать моды только совместимой версии с актуальным патчем основной игры.
Даже несмотря на то, что Mount & Blade 2: Bannerlord все еще не вышла из стадии тестирования, в ней запросто можно пропасть на долгие десятки и даже сотни часов. Да, она не идеальна, и многого в ней до сих пор не хватает — но комьюнити мододелов не дремлет, и уже сейчас можно проапгрейдить игру так, что разработчикам и не снилось. А что будет через пару лет? Выясним в 2024-м, когда мы выпустим еще один материал о состоянии Bannerlord и прогрессе в ее разработке. Может быть, к тому времени игра даже выйдет в релиз, но это не точно.