Вестерны - это отдельная каста не только компьютерных игр, но мировой культуры в целом. Про кино, например, мы часто говорим, что «этот фильм - боевик, а тот - вестерн». То есть вестерн это не просто ковбои, Дикий Запад, но и свой собственный жанр, направление и стиль. Вестерн - это сложно. Даже если он юмористический.
Мне две тысячи лет
Вполне возможно, что вы никогда не слышали о компьютерном герое по имени Фенимор Филлмор, несмотря на то, что Fenimore Fillmore's Revenge - это уже третья часть в серии. Первая часть, которая называлась Three Skulls of the Toltecs, вышла аж в 1996-м году, вторая - Fenimore Fillmore: The Westerner - в 2004-м, а третья - совсем недавно. Понимая, что времени между релизами прошло для игровой индустрии довольно много, разработчики в FF's Revenge особенно не стали зацикливаться на продолжении сюжета, а просто взяли старых персонажей, добавили им по десятку лет и обыграли вокруг них новую историю.
Посвящена она охоте за сокровищами. Наш главный герой вместе со своей боевой подругой Рионнон (Rhionnon) наткнулся в пустыне на истекающего кровью человека. На последнем издыхании тот поведал барышне, что знает про тайник с сокровищами, который находится на местном кладбище. Тут вдруг появляются трое незнакомцев и чуть ли не убив Фенимора, похищают Рионнон, дабы узнать, где же спрятаны сокровища...
Все это время вы не тупо смотрите в экран, а сами участвуете в действии. Не в том плане, что вовремя жмете появляющиеся на экране кнопки, а действительно двигаете сюжет «вступительного ролика» вперед. Интерактивность появляется в самый неожиданный момент: вот казалось бы только мы безучастно смотрели на происходящее на экране, и вдруг, безо всяких переходов или на то указаний, появляется возможность командовать персонажем. Выглядит и играется такая система очень интересно. Выполнил простейшее (ну, иногда не очень) задание - получи порцию «кина про ковбоев». Чувствуешь себя, конечно, собакой Павлова или морским котиком в цирке, но, впрочем, не сопротивляешься.
Клик, клик. Еще клик...
Такова по структуре вся игра. Мы обследуем локацию за локацией, разговариваем с персонажами, тыкаем во все, что тыкается, и потихоньку разгадываем трудные задачки. При этом решение всегда одно. Найдя же правильную последовательность действий или комбинацию вещей в инвентаре, мы получаем возможность без лишней суеты понаблюдать за результатом.
С другой стороны, подобная система многим может не понравиться. Частенько возникает такая ситуация: на локации масса всевозможных предметов, но взаимодействовать можно только с малой частью из них. У игрока в голове непременно возникает масса всевозможных мыслей о том, каким образом лучше и быстрее все скомбинировать, но большинство планов так и не претворяются в жизнь из-за того, что «разработчики так не захотели». Плохо и то, что придуманная геймером последовательность действий в итоге привела бы к тому же, к чему ведет «официальная» линия. Иногда чуть быстрее, иногда чуть медленнее, но все же... Безусловно, это одна из особенностей квестов, но ведь нужно же двигаться вперед, изменять сложившиеся традиции. Тем более, в наше время, когда идея тотального формирования конечного продукта именно пользователем, используется везде и всюду.
В конце концов, игровой процесс скатывается к «прокликиванию» всего, что можно (хотя здесь автор немного лукавит - решения обычно простые и находятся максимум с третьего раза - прим. ред.). Время от времени предлагаются всякого рода мини-игры, но общей картины они не меняют.
Юмор белый. Юмор черный.
Впрочем, в Fenimore Fillmore's Revenge, как и предыдущих проектах о похождениях непутёвого ковбоя, предостаточно замечательного юмора. Шутки за время прохождения встречаются самые разные: от по-настоящему взрывных до косвенных намеков, которые все-таки заставляют улыбнуться.
Не гнушаются разработчики и черного юморка (туалетного, к счастью, нет). Например, одним из первых заданий (внимание - легкий спойлер!) является раскопка свежей могилы, где лежит труп-«новосел». Его всенепременно нужно водрузить на лошадь. «Ты никогда не слышал о Всаднике без головы?», - спрашивает у нас Бейкер (чтобы еще раз не спойлерить, не скажем вам, кто это). На этом участь бедного мертвеца не закончится, но подробности ищите самостоятельно в игре.
Не пугайтесь, если подобного типа юмор вам совсем не нравится. Куча других, куда более добрых шуток встретится каждому, кто возьмется за поиски сокровищ.
Не стар, не млад
Предыдущая часть приключений Фенимора выглядела очень прилично. В первую очередь из-за мультяшного стиля и превосходной анимации. Продолжает традиции и FFR. Стиль чуточку поменялся, стал более серьезным, оставшись, однако, комичным, а движения персонажей и их мимика - на том же превосходном уровне. Лица здешних обитателей (а особенно главного героя) способны выражать массу чувств и эмоций. Страх, любопытство, испуг, веселье - ничего им не чуждо. Аниматоры отработали на максимум.
Не хуже справились и художники. Местные пейзажи, возможно, не хвастаются миллионами полигонов, но выглядят очень качественно. Вестерн-действительность изображена в Fenimore Fillmore's Revenge даже несколько утрированно. Пустыня вечно окрашена огнем заката, а солнечная лужайка просто светится изнутри.
Немножко портят общую картину глюки с музыкальным сопровождением. Звуки иногда обрываются на середине, звучат слишком громко или тихо. Например, шлепающего в дальнем углу локации Фенимора слышно слишком хорошо, будто он находится прямо перед нами. Неувязочка.
***
Но как ни крути, плюсов у Fenimore Fillmore's Revenge куда больше, чем минусов. Хорошие квесты выходят не так уж и часто, а если они еще и веселые - это вообще редкость. Кроме того, эта игра доступна, понятна и будет интересна почти всем без исключения. Радость и веселье гарантированы. Надеемся, что локализаторы в лице тандема компаний «Руссобит-М» / GFI не оплошают...