С F.E.A.R. 3 произошла интересная история: издатель ответственно прорекламировал игру («а еще у нас Джон Карпентер декорации ставит!»), в результате чего третьей частью умеренно интересовались даже те, кто неприкрыто позевывал на голливудских уровнях сиквела. Предыдущие части серии - холодные, немногословные шутеры с гениальной стрельбой, которые запомнились в первую очередь своим бытовым колоритом и обаятельной мертвой девочкой в роликах. Когда герой (в первой части им был оперативник с позывным «Пойнтмен», в триквеле задействован снова он) давал залп дроби по россыпи офисной канцелярии, хотелось аплодировать. Вместе с этим никто, кажется, толком и не вспомнит, чего там было еще. Именно это и были призваны исправить талантливые люди со стороны, вроде Карпентера.
Horror...
Как оказалось, в основном приглашенные звезды распылили силы как раз на запоминающиеся уровни, а уже в их пределах геймдизайнеры разыграли стандартный тир в камуфляже. Единственное серьезное отличие от многочисленных бестолковых DLC первой части - плоть игровой механики: поскольку героев два (Пойнтмен сотрудничает с призраком кровного брата Феттела, которого сам когда-то и прикончил), тут у нас кооператив на пару человек.
Если вам вдруг лень подключать второй геймпад (или тратить деньги на золотую подписку в X-Live), будьте готовы к облегченной и серой версии Bulletstorm: немногословный Пойнтмен форсирует склады и узкие улицы (самое оригинальное решение дизайнеров - приют сектантов в гипермаркете) и бесконечно стреляет, получая очки. Посидели за укрытием - вот вам очки. Попали пять раз в голову - очки. Впечатали кому-то ногой в прыжке - очки. Суть этих очков в том, чтобы поднимать уровень за уровнем. Например, получив второй уровень, мы можем делать подкат, чего не умели на первом. И так далее. (Что-то вроде ачивментов, да?)
Простота и бессмысленность порой просто зашкаливает, а на знаменитые тактические операции противников (отменный искусственный интеллект был небьющимся козырем самой первой игры) стало попросту больно смотреть: прежде чем обойти вас с фланга противники трижды подумают, а потом, скорее всего, умрут от брошенной гранаты - вытерпеть не получилось! Задатки беспощадного и глупого экшена проклюнулись еще во второй серии, где враги с огнеметами весело взрывались от выстрелов по газовым баллонам и уносили с тобой товарищей. Но апофеоз наступил именно сейчас, когда в одной из сильнейших сцен сектанты-смертники, сверкая взрывчаткой на груди, смело превращают в месиво ближайших коллег-сослуживцев.
В условиях подобной неизобретательности куда-то выветрилось все непростое обаяние F.E.A.R. Гротескные сцены псевдояпонской бойни (когда роботы, бок о бок с клонами-солдатами, крепко жахают ракетами) почему-то подвинулись под грузом стандартных сцен-зачисток. От блестящих видеовставок остались какие-то обрывки с изображениями детских площадок. Мирных эпизодов с прогулками по жутким комнатам нет вообще, а все, что разработчикам удалось выдавить из голой боевой механики - короткие спецназ-зарисовки в духе шутера SWAT.
Horror...Horror...
У тех, кто стоически выдержит всю одиночную кампанию, в какой-то момент обязательно екнет в груди. Выяснится вдруг, что в кооперативе нам предлагают абсолютно тоже самое...но в несколько раз увлекательнее и красочнее. В плане совместной игры 1 Day Studios пошли по проверенному пути, привинтив многопользовательское лобби к той же самой сюжетной линии. Эффект удивительный: взяв на себя управление одним из двух героев мы выясняем, что уровни в игре - просторные, с развилками (даже при условии пустоголовых врагов есть намеки на тактику), а вовсе не тесные и скучные как казалось когда-то.
Что наградные баллы серьезно повышают некоторые характеристики, и что характеристики эти имеют большое значение - замедлять время, например, критически необходимо в мультиплеере, куда идти лучше сразу с прокачанным героем. Наконец, что фильтровать помещения от мусора вдвоем гораздо эффективнее и эффектнее - Феттел, помимо прочего, умеет взрывать чужих солдат плазмой и вселяться в их тела.
Но главное, именно в кооперативе, где раздражающих факторов на порядок меньше, находится время заметить интересную вещь - авторы, на самом деле, довольно талантливые люди, не уступающие кое-где Monolith. Помимо крепкого шутерного стержня, F.E.A.R. 3 обладает действительно талантливыми сценами, одна из которых, для примера, происходит в отделе электроники городского магазина, где в свете включенных ТВ трудно выследить врага. А через несколько минут после этого, в одной из окрестных морозильных комнат, вы удивленно будете наблюдать, как свиные туши мирно покачиваются на крюках...рядом с тушами людей.
Списать немногочисленные вау-моменты на мимолетные всплески фантазии не позволяет разнообразный мультиплеер. Тут все тоже более чем пристойно, а иные режимы натурально хлещут выдумкой. Один из таких - Soul Survivor, где «одинокой душе» необходимо вселяться в ботов, после чего последовательно класть на лопатки друзей-оперативников. Или исконно кооперативный Fucking Run, в котором за вами и вашими друзьями следует смертельная стена тумана, потихоньку жрущая членов отряда прямо в разгар боя. А из более стандартного можно вспомнить неплохую вариацию зомби-режима из последних Call of Duty.
Говоря о том, что 1 Day Studios очень старались сделать F.E.A.R. 3 максимально кинематографичной и даже позвали в проект известного режиссера, нельзя удержаться от соблазна иронично подметить, что на один-то фильм игра точно похожа. Это абсурдная комедия «Любовь и смерть» Вуди Аллена. В ней, если кто не в курсе, известный комик блестяще издевается над «широкой и загадочной русской душой», разложив ее на составные части: вот балалайки, вот усатые помещики, а вот музыка Сергея Прокофьева. Похожей сатирой занимались и авторы третьей F.E.A.R. Вот дробовик, вот полчища солдат, вот гной на потолке, вот девочка Альма в роликах крутится, вот гнусный телепат Пакстон Феттел, - очень похоже на первые части! И эта попытка, благодаря талантливой многопользовательской части, обернулась не самым худшим образом. Хотя, раздумывая между текущим вариантом и пустым шутером про гениальную стрельбу, мы бы однозначно выбрали второе, ведь оно, как минимум, не в духе Вуди Аллена.