Эволюция отечественной игровой прессы
Спецы и мнения

Эволюция отечественной игровой прессы



Большинство докладов на этой КРИ
(да и чего уж - на всех предыдущих КРИ тоже) были интересны скорее разработчикам,
нежели простым смертным. Некоторые выступления, однако, вызвали большой интерес
не только у игроделов. Один из таких докладов, венчавший второй день выставки,
назывался «Биология и повадки российской игровой прессы в неестественной среде
обитания»
. Читал его Александр Кузьменко. Именно он возглавлял когда-то журнал
«Игромания», и именно ему многие игроки старой закалки во многом обязаны своей
игровой грамотностью. Ныне Александр работает в корпорации «@Mail.ru», где
возглавляет отдел «Games@mail.ru».



Забегая вперед, скажем, что нам
довелось с ним немного побеседовать и даже взять небольшое интервью, но сначала
мы вкратце расскажем о его выступлении. Наверное, лишним будет говорить, что на
ней собрались представители практически всех российских игровых изданий, ведь
тема лекции касалась каждого из нас.



insertLinkedImg



Начал Саша с того, что различия
между тем, откуда читатель получает информацию, постепенно стерлись, и теперь
уже совершенно не важно, где он читает очередное ревью: на сайте, в журнале или
вообще на каком-нибудь форуме в виде перепоста. Если раньше на рынке
царствовали несколько журналов, которые могли, в общем-то, диктовать свои
правила подачи материала, то сегодня каждый школьник может моментально найти
самую свежую и актуальную информацию по любой интересующей его игре. А ведь
чтобы прочитать про вожделенный проект в печатном издании придется, во-первых,
дождаться выхода очередного номера, а во-вторых, за этот самый номер нужно
будет заплатить. А платить отечественная публика ой как не любит. Куда как
проще зайти на полюбившийся Интернет-ресурс и прочитать там все прямо сейчас и
к тому же совершенно бесплатно. Именно эта тенденция и привела к тому, что
печатные издания сегодня вымирают буквально одно за другим, разделяя печальную
судьбу неандертальцев, не выдержавших конкуренции с кроманьонцами.



Александр упомянул и еще несколько
моментов, но они будут интересны скорее самим представителям игровой прессы,
нежели нашим читателям. И вот, после небольшой дискуссии, выступление подходит
к концу, а докладчика уже окружают Антон Логвинов, Илья Овчаренко и другие
коллеги из «старой гвардии». Наконец очередь доходит и до меня. Саша приветливо
здоровается и предлагает продолжить беседу на свежем воздухе в более спокойной
обстановке.



GG: Саша, в
докладе ты много говорил о том, что Интернет-издания потихоньку вытесняют
печатные. Стоит ли понимать это как то, что они умирают?



АК: Они не умирают. Они уже умерли.



insertLinkedImg



GG: Также
прозвучала мысль, что группа энтузиастов не сможет создать собственный портал,
который бы приносил деньги. Даже если нанять порядка десяти авторов и как-то
привлечь туда аудиторию, спонсоров, пожелавших бы вложить в ресурс деньги,
которых хватило бы на оплату работы журналистов и развитие сайта, будет найти
очень сложно. Так что же, выходит, порог вхождения настолько высок, что поднять
новый игровой сайт с нуля без огромных финансовых затрат или звездного состава
авторов просто невозможно?



АК: Да нет, отнюдь! Существует такая штука как «вирусный формат» -
в кавычках, естественно. Что-то в рамках этого формата можно сделать силами
одного человека за полчаса рабочего времени и нулем дополнительных затрат. И
это принесет колоссальные дивиденды в виде народной любви! Другое дело, что
монетизировать «вирус», особенно предсказуемо монетизировать, практически невозможно.
Интернет сегодня это не то, что в 90-е: сейчас сделать информационно-развлекательный
портал про игры, способный конкурировать с пятеркой самых-самых, можно либо при
помощи больших денег, либо чрезвычайным вирусным и (или?!) талантливо сделаным
контентом. Последнее непредсказуемо, настабильно и не навсегда.



GG: Интересно.
Еще хотелось бы задать парочку вопросов про индустрию в целом. Что ты можешь
поведать нам об основных трендах и интересных феноменах, недавно появившихся в
игровой индустрии?




АК: Простой феномен: команда из двух человек, которые вдруг сделали
игру-своей-мечты, все еще появляются! Благо, что на смену сложным платформам от
Sony и Microsoft пришел человеческий iOS. Теперь, чтобы сделать в одно лицо
игру, которая способна повести за собой миллионы, нужно всего-то немного
старания. Страшно вообразить, как мы, люди, далеко шагнули! Средневековый
монах, полагая всю свою жизнь на отречения и опухевая от веры, не мог достичь и
сотой доли того просветления, которое сегодня вполне доступно современному
школьнику с фантазией и знанием двух языков программирования. Мы живем в
золотой век созидания, а интерактивные формы или, как мы говорим, компьютерные
игры, сегодня - самый лучший способ приложения всех своих талантов.



insertLinkedImg



GG: И
кстати об онлайновых играх: многие сегодня говорят о том, что бесплатные ММО
постепенно заполонили все и вся, не давая дороги качественным одиночным
проектам. Так ли страшен черт, как его малюют?



АК: Такая точка зрения была распространена еще около трех лет
назад, тем не менее, качественные одиночные игры выходят и по сей день. Однако
ничего удивительного в росте популярности бесплатных онлайн-игр нет. Такая
тенденция лишний раз подтверждает то, чего уже давно хотят отечественные
игроки. А хотят они «играть сейчас, бесплатно, без регистрации». Слово «халява»
- сакральное и магическое для русского народа, и лежит, по моему глубокому
убеждению, в основе всей нашей культуры и миропонимания. Можно, конечно,
попытаться быть «не как все» и продолжать покупать консольную лицензию сингловых
хитов, но в нашей действительности это скорее всего приведет к подростковым
перверсиям и проблемам с адекватным пониманием реальности. В иное время, но при
похожих обстоятельствах, этот процесс разрушения индивидуальности под грузом
общественныз стереотипов уже описывал наш великий писатель Максим Горький в
романе «Жизнь Клима Самгина». А был ли мальчик?! А так ли отличается тот опыт,
что дают «качественные одиночные проекты», от опыта самой разбесплатной ММО?!



GG: Тогда о
хардкорных играх: все мы знаем тебя как хардкорщика старой закалки. Какая из
недавних игр впечатлила тебя больше всего и выхода чего ты ждешь особенно
сильно?



АК: Diablo
3
- гениальная игра, в которую я продолжаю играть. Беспроигрышная механика
кликера-собирателя и дотошная проработка каждого сантиметра геймплея, каждой
иконки, каждого тултипа... Так в наши дни может делать только одна компания...
нет, пардон, две... три! Blizzard,
Valve и Rockstar. Кстати, тут на днях
вышел Max Payne 3, вот еще один тайтл, про который хочется обожательно сказать!



GG: Ну и
последний вопрос: Как ты относишься ко всей этой игровой глобализации с
необходимостью регистрироваться во множестве сервисов? Steam, PSN, Live, Origin, уже достаточно прочно вошли в нашу жизнь, а ведь
особого выбора при покупке новой игры нам и не дают...



АК: Я очень люблю метафору про газовые фонари и электрическое
уличное освещение - между двумя этими направлениями прикладного ЖКХ в начале XX
века кипел нешуточный конфликт. Вся (с позволения), «индустрия» услуг по
освещению городских улиц европейских столиц находилась в жесточайшей
конкуренции. Перелетаем в наше время. Цифровая дистрибуция - гильдия газовиков,
продвигающих свои старые фонари и пытающиеся привлечь нас на консервативную
сторону силы. Не поймите неправильно, у меня самого в Steam куплено игр на
половину бюджета какой-нибудь африканской страны. Просто вся эта технология,
она из прошлого, она ненадолго, хотя и радует олдскульщиков. А будущее оно
конечно же в другом совсем, о чем мы даже не догадываемся сейчас.



GG: Что ж,
спасибо за интересное интервью, Саша. Было очень интересно с тобой побеседовать.


Игры в материале:

Комментарии (26)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
VIT
1
24.05.2012 07:51
Вообще, да. Интернет-издания вытесняют и будут продолжать вытеснять печатные издания, так как, мы живем в новой эпохе. Когда печатные издания уже устарели и люди переходят на интернет-издания. Можно посмотреть на ту же самую Америку, где их газеты упали в спросе и в следствии которого акции знаменитых журналов и газет упали, падают и будут продолжать падать. Так что, сейчас в основном люди предпочитают посмотреть, прочитать что либо в интернете, нежели в газетах и журналах. Это быстро и преимущественно бесплатно. Что в основном и предпочитаю наши граждане, да и я не исключение.
Shooltz
1
23.05.2012 16:31
что то лень читать эту статью наверно попожа
Elindorn
GURU team
32
23.05.2012 15:08
Aygel "A.Pashaev" Pashaev: Он и в самом деле такой) И убедиться в этом было очень приятно)
Brute
1
23.05.2012 14:14
"SlavST": my apoligize.
Олег "Fergusson" Криволапов: ну так Мейл то торгует именно ширпотребом, который с тех пор нисколько не изменился, варфейс немного выбивается из стройного ряда галимых поделок, но все еще впереди, уверен, что через полгодика они ухайдокают и его.
Soma
1
23.05.2012 13:56
Макс "Brute" Панов: >> с помощью Wiki, догадался "SlavST",<< но но но, о onlive я узнал из других источников - до появления этой статейки в wiki.
Brute
1
23.05.2012 13:36
интересное интервью, особенно понравился абзац с главной мыслью о противостоянии ММО и сингла, а также о "сакральной" халяве. что касается того же OnLive, о котором, с помощью Wiki, догадался "SlavST", то я согласен с Олегом, за облаками будущее, однако, на территории бывшего ссср эта технология будет очень скудно распространена, и харды будут служит нам хранилищами еще много лет.

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?