Лонгриды

Europa Universalis: Rome: Обзор


Моя цель - построить счастливое общество.



Далай-Лама.



 



Видимо, студия Paradox
Interactive решила окончательно выжить все соки из сериала Europa Universalis.
Судите сами: за последние семь лет под этой маркой вышли три полноценные
стратегии, два аддона и еще один (In Nomine) сейчас как раз находится в
разработке. На этом фоне появление Europa Universalis: Rome могло остаться
незамеченным, ведь де-факто новая игра является урезанной версией своей старшей
сестры. Как и прежде, большую часть
времени пользователям придется провести за изучением огромной лоскутной карты,
занимающей весь экран, передвижением игрушечных солдатиков по этому полю и
возведением крепкой и процветающей империи. Получилось на удивление съедобно,
хотя это блюдо безвозвратно устарело еще несколько лет назад....



 



А был ли Цезарь?



 



Увы, в отличие от своего прародителя в лице Europa Universalis 3, в Rome границы
существенно сузились. Авторы оставили всего десять крупных империй,
образованных из пятидесяти трех сообществ. Вы волны выбирать сами под чьими
знаменами выступать. Одним придется по душе демократический Рим, другим -
Египет с его блистательной Клеопатрой, третьим - глуповатые и отсталые Галлы,
которые, тем не менее, весьма сильны в бою. Кроме того, игрок также может
самостоятельно выбирать миссию, с которой начнет путешествие. Так, любители
Пунических сражений вовсе не обязаны вникать в суть Пирровой войны - ее
дозволено пропустить как неинтересный параграф в учебнике истории.



insertLinkedImg



Впрочем, ждать от Europa
Universalis: Rome
исторической достоверности не стоит. Начало каждой
миссии, конечно, идеально повторяет тексты энциклопедий, но что произойдет
спустя двадцать-тридцать лет вашего «мудрого» правления - известно лишь местным
божествам. Сделано это не случайно: при таком раскладе миссии медленно, но
верно несутся в бесконечность. Скорее уж компьютер сгорит от перегрева, чем
игра предложит остановиться. Не так уж это и плохо, по крайней мере, за неделю
можно завоевать мир, а это уже хорошо.



 



Банальности тех времен






Впрочем, все это - частности, никакого отношения к созданию
процветающей империи не имеющие. Ведь построить мощное государство на основе
трех-четырех едва дышащих под натиском всевозможных кочующих варваров провинций
- дело медленное и не терпящее ошибок. Как и в теперешней России, самое важное
- пресловутая «вертикаль власти» и извечный принцип кнута и пряника. Армией
эффективно управляют только прирожденные генералы, провинциями - губернаторы. В
случае если какая-то личность уж сильно укрепилась на своем месте, стоит
провести рокировку, а то зазнавшийся вельможа может и бунт поднять.



insertLinkedImg



Распределив элиту по ключевым позициям, стоит подумать и о
вечном - религии, экономике, войне. С первым все достаточно просто: провел в
городе праздник, зарубил парочку сотен овец - и все довольны. Народ обожает
правителя, бездумно поклоняется ему и верит каждому его слову, ведь он, как
никак, - наместник Его Самого на грешной земле. Впрочем, есть и более дешевый
метод получения религиозных бонусов - заказ предсказания. Это чем-то напоминает
«печенье с сюрпризом», подаваемое к кофе во многих восточных ресторанах.
Правда, здесь все как в жизни - кому-то достается новая работа, а кому-то -
понижение репутации и прочие гадости. Но, как говорится, кто не рискует, тот не
получает заветные «+25% к силе армии».



insertLinkedImg



Но никакие Ктулху и временные бонусы не заменят крепкой
экономики.Как и в Civilization 4
здесь все решают торговые пути. Провинции необходимо связывать в цепочки на
манер известного «пути из варяг в греки», если какой-то отрезок проходит по
вражеской территории - подписывать соответствующие акты о ненападение. Увы, все
это не убережет вас от регулярных набегов варваров, но и с ними можно
договориться: кого-то «окультурить» и мирным путем присоединить к своей
цивилизации, кого-то - подкупить всякими побрякушками. Можно, конечно, и по
голове палицей настучать, но это как-то совсем уж недемократично и рискованно.



 



Однако все это относится больше к всеобщему процветанию, на
уровне провинций все немного проще. Здесь главное поддерживать здравый баланс
между гражданами, свободными людьми, готовыми в любой момент встать под знамена
армии, и рабами. Последние - и есть тот локомотив, который на всех порах мчит
империю к процветанию. Поэтому из военных походов необходимо привозить не
только всякие трофеи, но и людей.



 insertLinkedImg



Армейские будни



 



Однако, несмотря на все потуги разработчиков, воевать в Europa Universalis: Rome - откровенно
скучно. Искусственный интеллект противников на данный момент далек от идеала, и
даже патч пока никак ситуацию не изменил. Фактически, все, что вам надо делать
- назначать легионеров, следить за моралью и численностью отрядов. Все
остальное сделает оппонент - не только предоставит массу возможностей для
неожиданных ударов, но и не раз проявит чудеса невероятной глупости. Право же,
все время отступающие или бездумно атакующие противники - худшее, что может
случиться со стратегией. Правда, все это, конечно, может быть исправлено, но не
совсем ясно, насколько это необходимо авторам.



 



***



 



Europa Universalis:
Rome
- противоречивая стратегия. С одной стороны, знаменитые предки
наложили свой отпечаток: сильная экономическая модель и достаточно интересные
кампании надолго прикуют к себе внимание любителей жанра. С другой -
отвратительно реализованный, запутанный и интуитивно непонятный интерфейс в
купе с невнятной военной системой сильно портят впечатление от проекта в целом.
Возможно, в будущем эти минусы будут исправлены посредством выпуска патчей и
аддонов, но надежды на это мало.


Комментарии (0)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии на сайте