С самого начала Escape Plan казался весьма многообещающим проектом для PS Vita. Ещё бы! Трогательная история, выполненная в необычном, монохромном дизайне и утилизирующая все примочки Vita связанные с управлением. Но на практике же Escape Plan оказался похожим больше на демку, демонстрирующую возможности консоли.
Escape Plan рассказывает о нелёгких попытках монохромного дуэта - худощавого Лила и тучного Лаарджа - сбежать от деспотичного Бакуки, который держит их на какой-то фабрике, напичканной смертоносными ловушками.
Сюжет не несёт в себе никакой смысловой нагрузки и не перегружен длинными диалогами, но в то же время он ухитряется создать неслабый эмоциональный резонанс благодаря постановке и очаровательным героям.
Управление персонажами целиком и полностью основано на touch-свойствах Vita. Аналоги же используются только для осмотра окружающего пространства. Чтобы заставить персонажей двигаться, необходимо провести пальцем по экрану в желаемом направлении или ткнуть в них пальцем для остановки.
Несмотря на свой чудаковатый вид, герои умеют не только тупо двигаться по указке. Так Лил умеет ускоряться или, напротив, медленно левитировать, дунув гелия. Ну а чтобы парящего Лила не втянуло в промышленный вентилятор или не закоротило электрическими дугами, мы должны контролировать полёт посредством гироскопов.
Несмотря на избыточный вес и нерасторопность, Лаардж тоже весьма полезен в этом приключении, поскольку он может активировать большие выключатели и проламывать хлипкие стены и дощатые полы.
Путь к свободе лежит через 78 комнат. В каждой комнате есть свой набор весьма тривиальных головоломок, что, впрочем, не делает игру проще. Например, когда вам нужно перекрыть утечку ядовитого газа, заткнув пальцами пробоины в трубах, вы не только рискуете заработать вывих кисти, но и полностью перекрываете себе весь обзор.
Хотя одни и те же головоломки повторяются на протяжении всей игры, они не успевают надоесть за счёт их грамотного расположения в каждой комнате. Посему задачки эти выглядит почти уникально, хотя состоит из одинаковых элементов.
Головная боль продолжается, когда вам нужно выталкивать панели из стен, используя тыльный touch-pad или вталкивать их обратно, нажимая на сам экран. Да, это необычная и крайне интересная находка разработчиков, но она нуждается в существенных доработках. В частности, в Fun Bits следовало бы вытянуть отзывчивость управления на нужный уровень, поскольку большинство смертей происходит из-за того, что как бы неистово вы не жали на панели, они временами просто напросто не реагируют.
И как бы предугадав, что игроки будут постоянно умирать, разработчики мило пошутили, прикрутив счетчик смертей к пузу каждого персонажа. Очень забавно наблюдать количество своих неудач постоянно.
Нельзя назвать Escape Plan такой уж сложной игрой (продлевающие и усложняющие её, ляпы с управлением не в счёт). Все комнаты можно пробежать за каких-то 3-4 часа. Но игра полностью оправдывает вложенные в неё силы за счёт скрытых секретов и режимов испытаний.
Можно легко закрыть глаза на простоту большинства головоломок и неотзывчивость управления и просто получать удовольствие от дизайна и оригинального touch-сенсора. Тем более, что Escape Plan - пока единственная игра для Vita, которая не является сиквелом, приквелом, шмиквелом или ремейком. А это уже что-то.