Dota 2 — игра непростая и многослойная. Способная удивить даже ветеранов, а новичков жанра ошарашить сложностью. Старуха Шелоб из «Властелина колец» отдыхает: игра запутывает и утягивает настолько, что… играть не хочется. Точнее, учиться, поскольку Dota 2 довольно жестока по отношению к новичкам. И сегодня мы будем ее за это ругать.
Режим обучения в MOBA от Гейба и компании отвратительно плох. Объясним на конкретных примерах и начнем с банальности: неполноценность. Представьте, что вы приходите во французский ресторан по приглашению владельца. А официант такой: «Раз вы тут впервые, попробуйте знаменитую водичку без газа. Прямиком из крана, что на кухне, из которого регулярно пьет шеф-повар. Сложная схема, но так надо.
Мы не говорим, что обучающий режим должен вывалить на новичка ворох стратегических наработок от Virtus.pro, но элементарные вещи объяснить все же обязан. Взять хотя бы стандартный заработок золота с опытом на крипах: даже средний игрок понимает, что важнее всего добить «подранка», а не драться со всеми подряд, тратя на них ману и способности. Но давайте обо всем по порядку.
Главная претензия — неполный рисунок игры
Начнем с элементарного. Почему в обучении нет никакого объяснения игровых ролей? У новичков возникает ложное впечатление о том, что в Dota 2 существуют герои ближнего и дальнего боя, а также персонажи, чьим главным козырем является интеллект. На самом деле это не роль, а обычная характеристика. Автору совершенно непонятно, по какой причине в режиме не рассказывается о керри, танках, саппортах? Окей, не надо рассказывать о разнице между семи-керри и лейт-керри — до этого начинающий игрок дойдет сам, позже. Но объяснить, какой персонаж за что отвечает, надо обязательно.
Конкретный пример. Второй этап обучения предлагает сыграть за Dragon Knight, а в самом описании указано: «В этом матче вы будете играть за Dragon Knight, героя ближнего боя, основным атрибутом которого является сила. У таких героев показатели здоровья и его восстановления обычно больше, чем у героев других классов, поэтому они более устойчивы к физическому и магическому урону».
Замечательно. Только игра не объясняет, какую линию стоит занимать героем такого класса. Подсказки по первичному закупу предметов — это хорошо, но какие способности исследовать? На кого выставлять приоритет своих атак: на крипов, героев или вражеские башни?
Если первый и второй этапы связаны логически (первый объясняет основы, второй — игру конкретного класса), то третий должен был бы объяснять либо распределение по лайнам, либо что-то еще. Но нет, обучающая программа топчется на месте, предлагая сыграть за героя дальнего боя Sniper. По сути, все три этапа с персонажами одинаковы и не учат ничему новому. Зачем они нужны?
Таких претензий к игровому обучению вагон и маленькая тележка. В Dota 2 героев больше, чем отснятых эпизодов в «Звездных Войнах» (а это достижение!), а обучаться предлагают всего на четырех. Непорядок, не так ли? А Рошан? Старый бородач практически не упоминается в школе «Доты», а ведь это неотъемлемая часть геймплея. Спроси у новичка, что такое Aegis. Проще у ясеня допытаться, куда он дел любимую. А потом начинающие «дотеры» будут бегать по лавкам и искать волшебную вещицу, которая воскрешает их героя.
Посмотрите вон туда, посмотрите вон сюда
Не сказать, чтобы разработчики онлайн-игр всегда заморачиваются по поводу режима обучения. В PlayerUnknown`s Battlegrounds его вообще нет. Но не надо путать теплое с мягким: в MOBA-играх знания важны и знания нужны. Особенно, если учитывать сложность самой игры. Dota 2 по праву считается сложнейшей в тройке популярных проектов своего жанра. Так какого Свена новичков бросают против ботов без подготовки? Причем, боты в «Доте» непростые…
Понятное дело, что против новичков выставляется ИИ среднего уровня. Но и они разбираются в фокусе, закупе нужных вещей и гангах из леса.
Не обязательно водить новичков за ручку, как учеников начальной школы на экскурсиях. Но можно добавить интерактива в обучение. Банальный пример: несколько роликов, где подробно и красиво показаны игровые «фишки». А чтобы мотивировать ленивых геймеров, всегда можно предложить вкусный бонус за прохождение/просмотр всех обучающих видео и испытаний.
Заодно можно было бы познакомить начинающих «дотеров» с киберспортом, если записать видеокурсы с помощью знаменитых про-игроков вроде Dendi или KuroKy. И заодно не пускать новичков в игры с живыми людьми, пока те не отыграют скромное, но обязательное количество матчей против ботов. Решение неоднозначное, но о нем давно говорят в сообществе, так что имеет право на жизнь.
Дорогой дядюшка Гейб
Скоро китайский Новый Год и самое время просить о подарках. Помоги, пожалуйста, юным и наивным игрокам Dota 2 стать ее фанатами. Игра-то ведь этого заслуживает, она дарит невероятное количество эмоций и при правильном обучении большинство этих эмоций способны оказаться положительными. Нужно лишь придать ошалевшим от потоков незнакомых терминов и понятий новичкам легкий толчок. Иначе какой-то процент потенциальных рекрутов в секту Dota 2 неминуемо покинет игру, так и не поняв всей прелести геймплея. Никто ведь этого не хочет?
А вы играли в Dota 2? Если да, сколько времени ушло, чтобы понять что там к чему?