В любом жанре всегда существуют вещи, для многих ставшие мерилом качества. И пусть технологии совершили огромный скачок вперед, пусть графика уже опасно приближается к похожей на реальность, пусть возможности создания игровых миров стали практически безграничными — все равно некие культовые вещи навсегда останутся в сердцах преданных фанатов.
Пятнадцать лет назад свет увидел творение, которое навсегда закрепило за собой статус эталонной RPG. Речь идет, разумеется, о The Elder Scrolls 3: Morrowind. В то время это был самый настоящий прорыв. И даже десятилетие спустя тысячи фанатов продолжают колесить остров Ввандерфелл, отстреливая скальных наездников и попутно пытаясь доказать трем Великим Домам и Эшлендерам до кучи, что они — те самые Нереварины. Ведь именно им суждено спасти Морровинд от ужасной напасти в виде Дагот Ура, которого местное население — данмеры — величают не иначе как самим Дьяволом. Но довольно о годах минувших, ведь сегодня речь пойдет об идейном наследнике «морры» — дополнении к неоднозначной среди фанатов «Свитков» MMORPG The Elder Scrolls Online под до боли знакомым названием Morrowind.
Нет совершенно никакого смысла вдаваться в подробности и тщательно описывать игровой процесс самой «ммошки». С момента своего выхода TESO уже успела как покорить сердца многих, так и поджечь пятые точки еще более многочисленного комьюнити. И мало кого волнует, что многие предметы порицания проекта давным-давно были перелопачены на новый лад. А еще для исследований в ней доступен практически весь Тамриэль, что возвращает нас к корням франшизы, где была представлена именно такая система мира. До недавнего времени игроки не могли посетить материк Ввандерфелл, фигурировавший в TES 3: Morrowind, что, надо полагать, расстраивало многих. Но ZeniMax Online Studios твердо решила исправить этот недостаток, причём достаточно интересным способом — взывая к чувству ностальгии тех старичков, что еще по памяти могут одним левитационным прыжком пересечь Красную Гору, стартуя в Балморе, а приземляясь в Файрвотче.
Как известно, в каждой игре серии протагонист начинает свой путь в местах лишения свободы. Новое дополнение к TESO исключением не стало. Игрок плывет на корабле в сторону земель данмеров, попадает в плен к работорговцам, выбирается из под стражи и первым делом попадает... в канцелярию портового городка Сейда Нин. Ничего не напоминает? Все верно. Мы практически повторяем путь Нереварина. Точнее, предваряем его: ведь тот самый Нереварин, которого даже вчерашний шторм не разбудил, пройдет этим же маршрутом лишь спустя семьсот лет!
За семь сотен лет — без малого тысячелетие — превращались в пыль древние города, рушились целые империи, менялся климат и ландшафт всей планеты, а городку Сейда Нин лишь потребовался легкий косметический ремонт. Ляпота, да и только.
Практически все, что можно было сделать в оригинальном Морровинде, доступно и здесь. Прямо на старте игры никто не мешает протагонисту обшарить каждый мало-мальски брякающий дрейками карман этого захолустья, собрать со столов и полок все тарелки и вилки, чтобы продать их позже за сущие гроши, а потом убить курочку и получить за это штраф от блюстителей порядка. Кстати, они все еще следят за тобой, ничтожество!
Новичку в TESO, но ветерану старого Morrowind первым делом бросится в глаза разница боевых систем. И если найдется хоть кто-то, кто сочтет боевку TES 3 лучше здешней, то пусть он первый бросит в меня камень. И промахнется, разумеется, потому что сперва нужно как следует отточить навык метания камней и потратить энную сумму денег на взятие частных уроков. Кроме шуток, боевая система TESO (за исключением магии, вероятно) на порядок обходит боевки предыдущих частей франшизы. Боевая стойка, удар, отскок в сторону. Мощный удар, промах, потеря ориентации. Блокирование, враг ошеломлен — самое время опрокинуть его на землю. Враг лежит? Добиваем его одним единственным взмахом клинка. Такого, откровенно говоря, не было даже в предпоследней игре серии — Skyrim.
Расстояние между локациями на Ввандерфелле, к сожалению, существенно меньше, чем в оригинальном Морровинде. Оседлав коня, можно достичь Вивека, который на тот момент времени еще находится в процессе строительства, буквально за полторы-две минуты. Затем, развернув коня, потратить всего пять минут на путешествие до величественной Балморы. Но, с другой стороны, даже на это расстояние, если следовать квестам, как сюжетным, так и побочным, можно потратить много-много часов. К тому же, задания увлекательны, сюжет нетривиален и заставляет погрузиться в историю целиком и полностью.
Кстати, в те времена Ввандерфелл еще не превратился в безжизненную пустыню, которую мы привыкли видеть в третьей части TES. Поля, луга, леса — все это пестрит зеленью и всяческой живностью. ZeniMax действительно постаралась на славу, ведь каждый уголок этого острова проработан до мелочей. Все выглядит очень аутентично — дизайнеры провели титаническую работу, явно не засеивая местность травой и деревьями широкой кистью, а кропотливо выстраивая мельчайшие природные и рукотворные структуры.
Конечно, ни о какой хардкорности не может идти и речи. Контент создан по большей части для казуальных геймеров, порог вхождения чрезвычайно низкий, но при этом с самого старта игроку дают понять, что вариантов развития у него довольно много. Это не World of Warcraft, где протагонист носит только один тип брони и до самого конца дополнения не прощается с легендарным оружием. Здесь можно облачиться в банное полотенце, накинуть на голову прогоревший котелок, вооружиться черенком от лопаты, и от такого «спека» тоже будет толк. Разумеется, есть некоторые ограничения, связанные с выбранным во время создания персонажа классом, но даже в рамках того же Рыцаря-Дракона (эдакого воина-Драконорожденного) можно стать практически кем угодно. Никто не мешает комбинировать броню из разных типов «тяжелости», обстреливать супостатов файерболами и стрелами, а затем переключиться на щит-меч и ринуться в ближний бой. Так что как бы хейтеры TESO не пытались принизить ее из-за якобы кастрированной системы развития персонажа, не стоит им верить.
Даже если TESO на своей заре не стала каким-то прорывом, то тщательное шлифование этого продукта придало ему так необходимую в нынешнем разнообразии контента свежесть. Дополнение Morrowind однозначно стоит опробовать как бывалым любителям жанра, так и новичкам, только знакомящимся с RPG. И пусть никого не смущает приставка MMO: если будет на то воля игрока, у него всегда есть возможность отказаться взаимодействовать с другими людьми.
GameGuru ставит дополнению Morrowind восемь скальных наездников из десяти — и то лишь потому, что тех двоих уже успел укокошить Святой Джиуб.