Японская студия From Software, выпустив в 2009 году Demon’s Souls, здорово рисковала: в то время как игры становятся более простыми и комфортными для прохождения, эксклюзивная для PlayStation 3 RPG заставляла проходить одни и те же места до изнеможения, погибать каждые десять секунд и просто-напросто выводила вас из себя. Самое удивительное, что такая механика понравилась публике. Далее разработчики выпустили Dark Souls, которая продолжила начинания Demon’s Souls: дьявольская сложность, никаких подсказок, ощущение безысходности в крайне опасном мире. После этого появился сиквел, а теперь к нему вышло расширенное издание Scholar of the First Sin.
Если вы думали, что разработчики сжалятся над игроками и добавят в новую версию уровни сложности с внятной системой подсказок, то вы ошиблись. From Software, по словам представителей компании, поработала над балансом, но это не значит, что игра стала проще. Она такая же неприветливая, обескураживающая сложностью и невыносимая. Dark Souls 2 перевернет ваши представления о трудностях уже на первых минутах прохождения. Во всем нужно разбираться по ходу, и учтите, что подсказки есть только в форме запутанных и туманных намеков персонажей, которых хорошо, если наберется с десяток. Куда идти, где искать нужные предметы, что происходит и как дальше жить — все это исключительно ваши проблемы. Уже в стартовой локации есть четыре выхода. В какой надо идти? А никто вам не скажет. Все познается только методом проб и ошибок, и их вы сделаете немало.
Сюжета как такового нет: «полый» герой (нежить по-простому) ищет способ вернуться в человеческое состояние. Dark Souls 2 — не та RPG, в которой нам предоставляют выбор в диалогах, систему репутации, нелинейное прохождение, изменение мира в зависимости от принятых решений. Все это принесено в жертву геймплею, чувству безнадежности и тщетности собственных попыток пройти треклятую локацию. Игра все время подбрасывает вам сюрпризы, расслабляться нельзя ни на секунду. Только увидели костер, бросились к нему сломя голову — оказывается, за вами увязалась парочка врагов, которые моментально убьют вас. После смерти, к слову, все противники возвращаются к жизни, а у вас отнимается десять процентов здоровья, и так — пока не дойдет до половины очков. Забудьте об играх, которые после нескольких неудачных попыток услужливо предлагают снизить сложность. Здесь с каждой гибелью героя прохождение становится только труднее.
Благодаря огромному количеству смертей вы наверняка запомните каждую локацию и научитесь мастерски расправляться с врагами: Dark Souls 2 требует изучения и наблюдения за повадками противников, иначе будете умирать снова и снова. Одни игроки видят в этом «настоящий» хардкор, но давайте честно — это просто бред. Разработчики выкрутили все настройки сложности на максимум и вынуждают вас десятки раз ходить по одним и тем же местам, убивая одних и тех же оживающих врагов. Разве такое интересно? Пожалуй, да, но только людям с огромным количеством свободного времени и титановыми нервами. Желание удалить игру и никогда к ней не возвращаться растет с каждой новой заставкой «Вы погибли».
Проблема серии Dark Souls в том, что кроме баланса на грани фола она ничего не может предложить. Взять инновационный, как его называют, мультиплеер. Да, он и вправду необычный, но пользоваться им сможете не часто, да и кто знает, насколько умелым окажется призванный из другого мира компаньон. Система подсказок игроков на деле редко помогает: люди исписывают локации фразами вроде «Здесь был Вася», реально полезной информации («Слева враг», «Осторожно, впереди ловушка») мало. Если играете в RPG ради изучения мира, душевных разговоров с NPC, выполнения квестов и чувства свободы, то Dark Souls нет смысла запускать. Зато есть шинкование врагов и гибель от любого необдуманного действия.
Боевая система не изменилась, она по-прежнему завязана на принципе «ставь блок, жди удобного момента, бей и снова ставь блок». Атакующий стиль — прерогатива свежей Bloodborne, а в Dark Souls 2 нужно играть от обороны. Высчитываешь оптимальный момент для атаки по анимации противника, бьешь его, пока выносливость не закончится, затем снова прикрываешься щитом и стараешься не шевелиться. Отойти назад при блоке нельзя: герой просто разворачивается, подставляя спину под оружие врага. А если вас обступили с нескольких сторон, остается только перекатываться между ними и наносить точечные удары. Каждый противник может убить вас в одиночку, стоит лишь проявить самонадеянность и попытаться взять его нахрапом.
Поклонники Dark Souls 2 получат именно то, что нужно — улучшенную графику, три небольших дополнения и прочие доработки. Кто не смог играть в оригинал из-за сложности, тому подходить к Scholar of the First Sin нет смысла — игра не стала ни на йоту проще. Либо тратите десятки часов жизни на запоминание локаций, оттачивание навыков управления и понимание механики, либо проходите мимо. Dark Souls не терпит другого подхода, обретение человечности возможно только одним путем — долгими страданиями.
Доработанное издание с похорошевшей графикой и включенными DLC. Самая сложная RPG стала еще лучше, но не проще.