Dark Souls 2 полна секретов. То, что в обычных играх воспринимается как пасхальные яйца и бонусы для маньяков, тут в порядке вещей — только так она и проходится. Главный секрет вот какой: если чуть поскрести, то под тонким слоем основной кампании можно выковырять новую, самостоятельную игру, имеющую мало общего с обычной однопользовательской Dark Souls 2. Называется она «Dark Souls 2 в онлайне».
Пока вы ломаете голову над тем, как пройти очередной участок уровня, где-то там, за кадром, идут разборки ковенантов, алые призраки портят жизнь не освоившимся новичкам, золотые фантомы устраивают травлю босса, а молодой звонарь, не разобравшись, одевает волшебный перстень, и его против воли уносит на защиту колокольни. Долгое время этот слой реальности остается для вас закрытым, вы слышите лишь его шепот, видите прозрачные силуэты других игроков, но однажды, неминуемо, ваши миры столкнутся.
При желании из Dark Souls 2 можно смастерить свой собственный миниатюрный World of Warcraft с грайндом, рейдами и унижением новичков. Сделать так — значит опохабить тонкий замысел разработчиков и испортить впечатление от игры. Гениальность From Software в том, что для них многопользовательский режим не самоцель, а художественное средство, такое же, как закольцованное устройство уровней или, скажем, один подлый сундук, укусивший героя за голову.
Перед нами не многопользовательский режим в обычном понимании, а, скорее, сатира на весь современный Интернет, компактная пародийная социальная сеть. В играх серии всегда был новаторский и творческий мультиплеер, и Dark Souls 2 доводит многие идеи до совершенства.
В игре девять так называемых ковенантов, определяющих стиль поведения в онлайне. У каждого свои правила, но суть проста: вы либо помогаете другим игрокам, либо мешаете, а за каждое успешное действие вам дарят редкие предметы экипировки и заклинания.
Самые простые ковенанты я бы условно назвал вредительскими. Например, Братство Крови. Его послушники вторгаются в чужие миры с одной целью — прикончить хозяина. Чуть более элегантно устроены ковенанты Звонарей или Защитников крысиного склепа. Их адепты также нападают на игроков, но не где угодно, а на конкретной локации, которую им положено защищать. По сути, они берут на себя роль босса, их нападение — часть обязательной программы уровня.
Драки с вторгшимися игроками — предмет отдельной статьи. Прелесть в том, что авторы оставили простор для самых разных хитрых маневров. Так, например, находящиеся на уровне монстры не воспринимают злодейских фантомов, но если съесть специальный засушенный плод, они тут же переключат свое внимание с вас на вторгшегося героя.
Еще более подлый фокус — маскировка. Подобно мимику, при помощи специального колдовства вы сами можете превратиться, скажем, в вазу, чтобы потом втихаря заколоть вторгшегося мерзавца в спину. Здесь, конечно, надо учитывать особенности интерьера уровня: дубовый стол, одиноко стоящий на островке посреди озера магмы, определенно вызовет некоторые подозрения.
Еще более оригинально оформлены ковенанты поддержки. Их адепты помогают в прохождении другим игрокам. Главный такой ковенант называется Наследники Солнца; его бойцы светятся золотым сиянием и, конечно, беспрестанно, что есть мочи делают Praise the Sun. Попав в ваш мир, они сдувают с вас пылинки, бережно охраняя от всех напастей. Отнюдь не из филантропских побуждений — им за это платят, а если охраняемый игрок вдруг, чего доброго, улетит в пропасть или попадет под чью-нибудь кувалду, герой-помощник вернется в свой мир ни с чем.
Тут мы, наконец, подходим к жемчужине многопользовательского устройства Dark Souls 2 — белому мелку. Этот скромный предмет, на мой взгляд, можно смело назвать геймдизайнерским шедевром, сливающим воедино ваше персональное прохождение с мирами сотен других игроков. Мелок — это и лобби, и выбор карты, и настройка режима игры, заключенные в одной незамысловатой вещице.
Просто так прийти на помощь другому игроку нельзя. Вас должны призвать. Чтобы это произошло, нужно предварительно нарисовать на полу знак призыва — остальные игроки, находящиеся с вами на одном сервере, увидят этот знак на том же самом месте, только уже в своем мире. Если они захотят, то, нажав на знак, призовут его автора в свой мир.
Игроку, начертившему символ, не остается ничего, кроме как ждать, пока на него не обратит внимание какой-нибудь другой герой. Как продавец на рынке, своим знаком он зазывает проходящего мимо клиента. Получается примерно вот так: «Псс! Псст! Эй, парень! Да-да, ты. У меня есть кооп. Бери, не стесняйся».
У нор с боссами выстраиваются целые очереди. Желающих получить монетки Солнца (именно ими вознаграждают успешных помощников) так много, что подступы к логову очередного монстра начинают напоминать приемную какого-нибудь врача или чиновника. «Простите, кто последний к Демону Сатанинского Горнила? Вот, будете за мужчиной с Косой Проклятых Грешниц, я с восьми утра тут стою».
Если же вы захотите поиграть вместе с кем-то знакомым, система надписей мелом продемонстрирует и свои недостатки. Никаких дополнительных приемов для того, чтобы встретиться с другом, нет: все тот же мел, тот же символ призыва. Но как найти знак вашего товарища в море чужих надписей? Тут на помощь приходит специальное кольцо. Надев его, вы выбираете сервер, сужая количество вариантов для отбора. Дальше начинается самое интересное. Нарисованный знак видят все, у кого надето такое же кольцо. Все они могут призвать вас в свой мир, а вам это не нужно — вы хотите, чтобы вас призвал именно напарник, а не кто-то еще. В итоге приходится заранее договариваться с другом о встрече в тихом безлюдном месте — чаще всего им оказывается какой-нибудь заплеванный сортир пустой коридор — чтобы там, вдали от лишних глаз, сделать свое черное дело.
Вариантов многопользовательской игры в Dark Souls 2, как видите, очень много. Мой главный совет — не злоупотреблять ими. Когда вы пройдете до конца ветку какого-нибудь ковенанта, достигнете высшего ранга, выяснится, что вы практически доскребли до дна — больше игре удивить вас нечем. Если же не нарушать баланс, лишь периодически давая отпор напавшим героям или помогая новичкам, вы сохраните хрупкую гармонию этой редкой игры, где онлайн используется в качестве художественного приема.
Восславьте Солнце!