Вокруг самой
необычной консоли поколения нынешнего, Wii, за последние годы четко
обозначился необычный по сути своей феномен. Почему-то само собой разумеется,
что Nintendo
уже давно работает только для аудитории от игр максимально далекой -
пенсионеров, домохозяек или скучающих грузчиков. Но если присмотреться, то
можно обнаружить, что с удивительной периодичностью на Wii появляются
игры неординарные, чудовищные в своей разбежке. Границы феномена: примерно от
черно-белых слэшеров до классических японских триллеров. Собственно, Cursed Mountain
классифицируется как последний.
Высотная болезнь
Cursed Mountain словно
специально создана для того, чтобы наглядно иллюстрировать японское видение
индустрии развлечений, причем не только в играх, но и в кино. Это классический,
практически канонический восточный фильм ужасов. Единственный подвох в том, что
делала игру студия, с востоком никак не связанная. В этом, кстати, тоже легко
усмотреть феномен: обычно, с таким материалом и подходом у всех случается
осечка и выходит что-то крайне невразумительное. В случае же с Cursed Mountain,
если не знать истории Deep Silver, можно и вправду
поверить, что все они сплошь японцы. Как вы понимаете, это - редкая похвала.
Сегодня, пожалуй, только на Wii технологические, как говорят в таких
случаях, мощности до конца исчерпаны. На консоли от Nintendo
уже давно требуется делать ставку именно на те вещи, внимание на которые
традиционно обращают ближе к концу жизненного цикла платформы. То есть дизайн,
визуальный стиль и более экзистенциальные предметы, вроде ощущений и
впечатления от игры. С Cursed Mountain
легче всего иметь дело именно в этой плоскости, а не переводить разговор в
привычные рамки геймлея или графики.
Кажется, именно это и опошляло любые последние игротриллеры.
Там, где на экране большого кино полз густой туман и завывали волки, в игре
обычно кто-то гнусно рычал, скребся во входную дверь и просовывал склизкие
щупальца в форточку. По этому поводу у нас совершенно замечательные новости: Cursed Mountain работает
на абсолютно противоположных принципах. В первые десять минут вам никто не
пытается откусить ногу и оторвать голову, и даже, представьте себе, из-за
горизонта не появляется какое-нибудь чудовище размером с пятиэтажку. Вместо
этого сюжет проекта развивается, натурально, по принцам японских фильмов
ужасов: странные шорохи, белые тени за спиной, какие-то стуки из заколоченного
дома - ничего не понятно, страшно, но дико хочется узнать, чем же все
закончится. Deep Silver работают с базовыми и понятными каждому вещами -
страхом одиночества, безысходностью и предчувствием чего-то ужасного и
неминуемого - но никогда не заступают за границу, где начинается банальность и
пошлость: темень кругом, лужа крови и оборотень впереди.
«Кавайный» страх
Cursed Mountain
хочется по-настоящему понять и полюбить. Это ни в коем случае не глубокая
философская история - скорее даже наоборот, но она до предела насыщенная
неожиданными событиями и сценами, которые выбивают землю из-под ног. Wii раньше всех добралась до
ключевого этапа в развитии любой платформы: ресурсы практически исчерпаны и
приходится делать ставку на принципиально иные вещи. У «Проклятой горы» в этом
плане свой особенный ритм, темп и стиль подачи - как можно больше секретов,
недоговоренностей и тайн. В начале вы наблюдаете восхождение неизвестных
альпинистов на непонятную гору, а в следующий момент сами попадаете к ее
подножию, чтобы разыскать пропавшего брата. Игра со скрипом, словно нехотя
рассказывает вам свои самые пугающие тайны и волнующие секреты, и, конечно,
делает это максимально интригующим способом.
Только вы играли за пропавшего брата, как уже берете на себя
роль его родственника и оказываетесь в каком-то Богом забытом городке. Казалось
бы, контраст между холодными скалами и более или менее цивилизованным поселком
должен быть максимальным, но тут Deep Silver очень ловко давят на
психологию и ваше сознание. Любой город в игре - место практически безлюдное, с
наглухо заколоченными окнами и дверями. Кругом пустые улицы... Авторы вообще
очень упорно используют тему одиночества: на всем пути на вершину горы - именно
там должен быть пропавший брат - вы встретите лишь отреченных монахов, которым
решительно нет до вас никакого дела. Куда чаще попадаются существа напоминающие
людей только отдаленно: белые тени, расплывчатые лица, невнятное бормотание.
***
Но с этим моментом связан тонкий ход: в играх от
полтергейста обычно избавляются максимально прямолинейно - святой водой в
лицо, свинцом в тело или каким-нибудь заговоренным крестом. Cursed Mountain же
очень тонко передает чувства и мысли обычного человека при встрече с
необъяснимым: что делать, куда бежать и как убить призрака? Герой очень вовремя
находит древний меч, кое-как приделывает его к своей кирке и этим отмахивается
от потустороннего мира, но выходит все равно плохо. Персонаж нервничает и
промахивается, экран шатается, руки предательски трясутся, контроллер дрожит и
норовит выпасть из ладоней. Приходится погибать, злиться, но вновь и вновь
возвращаться - каждому ведь интересно узнать, что же ждет его на вершине.
Открытие, поверьте, стоит всех усилий.