Cookie Clicker умеет удивлять. Сначала она покорила мир казуальных игр и создала целый жанр, а когда про нее почти все забыли — напомнила о себе релизом в Steam. Поскольку Cookie Clicker необычайно важна и влиятельна, то мы просто не можем не рассказать о ней тем немногочисленным счастливчикам, которые до этого момента про игру ничего не знали.
Жульен Тьенно, он же Orteil всегда любил эксперименты, связанные с геймдизайном и веб-программированием. Как не трудно догадаться, Cookie Clicker была одним из них. В 2013 году вышла первая версия «той самой игры с печеньками». Так вышло, что на развлекательных ресурсах интернета и в личных сообщениях в мессенджерах со стремительной скоростью начала распространяться ссылка https://orteil.dashnet.org/experiments/cookie/, где был серый экран с небольшой печенькой в центре.
Кликнув на печеньку, игрок получал еще одну печеньку. Кликнув определенное количество раз, он мог купить курсор или нанять бабушку-помощницу, чтобы они добывали печенье без кликов. Чем больше помощников — тем больше они добудут печенек. В этом, собственно, вся суть игры и жанра: вы кликаете (или ждете) и зарабатываете ресурс, чтобы этот ресурс потом потратить. В отличие от другой важной игры для ленивых, Progress Quest, здесь игрок может совершать какие-то действия и повлиять на свой прогресс. Это переняли и другие игры, в том числе и небезызвестная Clicker Heroes. Вместе с Cookie Clicker они сформировали правила жанра, который по сей день пользуется популярностью у игроков в мобильные игры.
Иногда видеоигровые революции выглядят так
Первая версия Cookie Clicker очень быстро приедалась, но видя нешуточный ажиотаж и массу пожеланий, Orteil в скором времени выпустил дополненную версию игры с совершенно новым визуальным стилем. Собственно, именно она поддерживается до сих пор. Суть осталась прежней, но контента становится больше с каждым обновлением. Появились апгрейды, позволяющие повышать выручку старых помощников, чтобы они не теряли актуальность слишком быстро, а еще — золотые печеньки-бонусы. Они появлялись на короткий промежуток времени, но давали щедрые подачки при клике по ним и тем самым мотивировали игрока периодически следить за экраном Cookie Clicker, чтобы проверять спавн золотых бонусов.
Фактически у Cookie Clicker нет концовки. Эту игру нельзя завершить — можно только бесконечно повышать свою эффективность по добыче печенек, уводя ее в какие-то астрономические области (что на поздних стадиях подчеркивается совершенно инфернальными задниками). Однако рано или поздно наступит такой момент, когда цифры станут слишком большими — и в таких глобальных масштабах четко ощутимая прогрессия серьезно замедлится. Тогда, накопив достаточное количество печенек, можно сбросить весь прогресс и начать все с начала, а на вырученные очки получить бонусы, ускоряющие добычу печенья, чтобы повторять цикл сбросов снова и снова. И это мы еще молчим про пять сотен достижений, которые также влияют на добычу печенья, отражение нападения злых червей, выращивание сахара и прочие активности.
Кажется, выпечка печенусов зашла слишком далеко... Что происходит на этом скриншоте?
В чем же секрет феноменальной аддиктивности Cookie Clicker? Подсказка дана в предыдущем абзаце: эта игра всегда ставит перед игроком прозрачные цели и дает ему мощное ощущение прогрессии. Обычно системы прогрессии в играх представляют собой лишь дополнительные механики, которые «навешиваются» на основной игровой процесс. Они могут расширить или углубить ядро геймплея, если мы говорим, к примеру, о прокачке в ролевой игре, или поддержать интерес пользователя прозрачным комплектом поощрений, если речь идет о battle-pass в каком-нибудь сетевом шутере. В Cookie Clicker ядро геймплея и представляет собой одну большую систему прогрессии размером с целую игру. И это оказалось увлекательнее, чем можно было подумать.
В отличие от реальной жизни, где сложно порой понять, движемся ли мы в правильном направлении или топчемся на месте, в Cookie Clicker все однозначно. Достаточно немного покликать по печеньке, купить базовый комплект «ферм», а затем периодически возвращаться в игру, чтобы прокачать помощников или купить новых. И получить сиюминутное удовольствие от того, как сильно повысилась ваша эффективность за минимум действий. Впрочем, имеется в этом простом удовольствии и своя глубина: чтобы максимизировать увеличение прогресса, придется немного подумать и оценить общий вклад доступных помощников и апгрейдов в общее дело — ведь печеньки можно инвестировать в дело более или менее эффективно.
Всего пять-десять минут закадрового фарма — и мы повысили нашу печеньковую производительность вдвое. Это прогресс, от которого нельзя не получить удовольствие
Cookie Clicker — та игра, где сессии можно разделить на активные и пассивные. В первом случае вы взаимодействуете с контентом, чтобы затем контент взаимодействовал с частью механик сам по себе. Будем честны, кликать приходится только поначалу, да и то не так много, потому что основной путь к успеху — это приобретение в игре вспомогательных вещей (и бабушек!), которые будут «кликать» за вас. И как бы вы ни пытались, по крайней мере, в начале игры, кликами вы все равно будете зарабатывать сильно меньше тех же банков и фабрик. Поэтому идеальный рецепт «игры» в Cookie Clicker — это держать ее включенной на фоне, в то время пока вы заняты более важными вещами, а затем периодически проверять экран и закупать новые апгрейды.
Можно сказать, что Cookie Clicker буквально вводит стимулирующий зонд в зоны психики, что отвечают за нашу тягу к накопительству. Если вы неравнодушны к прогрессии, апгрейдам, достижениям и большим числам (а здесь фигурируют КРАЙНЕ БОЛЬШИЕ ЧИСЛА), то эта игра определенно для вас. Каждое действие успешно приближает неотвратимый сброс всего накопленного, чтобы в очередной раз отодвинуть очередное неотвратимое событие и насладиться собирательством и выпечкой пиксельных печенюшек. Здесь даже есть небольшой шуточный лор, который крутится вокруг успешности вашего предприятия, периодически цитирующий бабушек. К слову, если вы продадите бабушку, то игра скажет, что это «просто неправильно». И даст достижение. Это выгодно отличает Cookie Clicker от бесконечных клонов и конкурентов — в игре много приятных и теплых мелочей, приправленных иронией и юмором.
Это пекарня GameGuru. Потянет все игры на максималках в ближайшие семьдесят миллионов лет
Так и вышло, что Cookie Clicker по сей день остается одним из лучших кликеров, собирая тридцатитысячный онлайн в Steam. Что удивительно, держать первенство, несмотря на бесконечную бешеную конкуренцию, оказалось не так уж и сложно, потому что достойных конкурентов за восемь лет набралось очень и очень мало. В игре нет микротранзакций, и это во многом развязывает разработчику руки в плане творческих решений, что критично для казуальных игр: Orteil может думать только о новой механике и ее влиянии на прогресс, а не возможности извлечь из нее выгоду. Это вовсе не означает, что микротранзакции вредны для такого жанра, ведь та же Clicker Heroes успешно зарабатывала на продажах внутриигровой валюты и DLC. Просто пока бесконечные клоны пытаются быть еще одной Cookie Clicker с монетизацией, сама Cookie Clicker продолжает быть Cookie Clicker — то есть очень оригинальным и любопытным экспериментом с душой. И не требует от игрока ни копейки.
Однако заплатить за игру все же можно в Steam. Платная версия Cookie Clicker добавляет музыкальное сопровождение от небезызвестного композитора C418, поддержку облачных сохранений, а также достижения в самом магазине. Звучит негусто, учитывая, что оригинал все еще бесплатный и будет оставаться таким и дальше. Но если вам неудобно играть в браузере или вы хотите поддержать разработчика, то 133 рубля за такую игру — не такая уж и большая трата. За эти деньги вы получите от силы 50 реальных крупных печенюшек, зато виртуальных — миллиарды миллиардов. Именно такую оценку мы ставим Cookie Clicker, и она будет только расти.