Японский геймдизайнер Хидео Кодзима сделал для игровой индустрии примерно
столько же, сколько Лев Николаевич Толстой для мировой литературы. Да и
сравнение по масштабу и серьезности серии Metal Gear Solid с книжной эпопеей
"Война и мир", которую все мы так или иначе изучали в школе, пусть и
неожиданно, но не столь уж неуместно.
И, как говорится, тот, кто столько лет что-то делает хорошо, вряд ли вдруг
сделает что-то плохо. Так, видимо, и рассудили в компании Konami, когда приняли
не слишком неожиданное решение "перезапустить" одну из своих старейших серий -
историю войны вампиров и людей под названием Castlevania. Сделать это поручили испанской
студии MercurySteam, до этого отметившейся неординарными и весьма неплохими
играми Scrapland и Clive Barker's Jericho, а в качестве
наставника, вдохновителя и своеобразного талисмана был привлечен вышеупомянутый
Хидео Кодзима. Так на свет появилась Castlevania: Lords of Shadow.
Если до сих пор вы толком ничего не слышали про серию Castlevania - не
удивляйтесь. Несмотря на то, что она существует уже почти 25 лет и насчитывает
свыше трех десятков эпизодов, ее известность не так уж и широка, в первую
очередь из-за того, что далеко не все части выходили за пределами Японии, а
также в виду тотальной консольности, а в последние несколько лет еще и
портативности этой серии. Тем не менее, происхождение многих современные хитов,
того же Devil May Cry к примеру, своими корнями уходит именно в Castlevania.
За исключением нескольких выпусков, все части сериала обладают набором сходных
элементов и фирменных особенностей. Во-первых, две стороны конфликта -
это охотники на вампиров и прочую нечисть, обычно принадлежащие к какому-либо
клану или ордену (и в большинстве своем носящие фамилию Бельмонт), и их
противники, чей повелитель - почти всегда сам граф Дракула. Во-вторых, мрачный
средневековый готический антураж и стиль, который в литературе принято называть
Dark Fantasy. Правда, последние несколько частей в серию начала прокрадываться
некоторая "анимешность", но сказывается это только, к счастью, на внешнем виде
главных героев. В-третьих, общая хардкорность геймплея, порой граничащая с
завышенной сложностью. Так сложилось, что игровой процесс Castlevania чаще
всего строится на том, что в настоящее время принято именовать уничижительным
термином "задротство". Открестившись от того, что мы знаем про данный вид
деятельности по многочисленным MMORPG, в остатке мы получим игровой процесс,
требующий от игрока максимум внимательности и упорства, но и справедливо
вознаграждающий за это всевозможными бонусами, анлоками и прочими "плюшками".
Ну и наконец, одна из основных особенностей серии - это кнут, чаще всего
выполняющий роль основного оружия главного героя.
К чести MercurySteam они отлично усвоили эти постулаты и в меру сил и
возможностей попытались реализовать их в своей игре, сделав при этом скидку на
реалии современной игровой индустрии и пресловутый "перезапуск серии".
События Castlevania:
Lords of Shadow происходят аж почти тысячу лет назад - в
далеком 1047 году. Человечество на грани вымирания, силы тьмы наводнили мир
своими отродьями, а Бог давно уже перестал внимать людским молитвам. Последняя
надежда человечества - Братство Света (Brotherhood of Light), члены которого не
покладая рук сражаются со всевозможной нечистью, и пророчество о герое, который
однажды сможет победить Владык тени (Lords of Shadow). Главный герой игры,
Габриэль Бельмонт, - паладин этого самого братства, в соответствии с реалиями
того времени облаченный в алую броню из непонятного материала и вооруженный
универсальным оружием "на все случаи жизни" под названием Боевой крест. К
сожалению, нашего бравого рыцаря без страха и упрека постигло горе - его
возлюбленная супруга Мария была жестоко убита, и дух ее теперь периодически
является Габриэлю как во сне, так и наяву. Взяв Крест в одну руку и
серебряный кинжал в другую, наш герой отправляется на спасение своей супруги, попутно
наводя порядок в мире. Впереди его ожидает 12 глав и около сотни эпизодов
средневекового экшена...
Прежде чем садиться играть в Castlevania:
Lords of Shadow стоит учесть две
вещи. Во-первых, чтобы понять, что вообще происходит на экране, мотивацию героя
и разобраться в последовательности событий, придется прочитать очень-очень
много текста. Во-вторых, чтобы понять, что же такое Castlevania, игру придется
пройти минимум 2 раза. По большому счету, ничто не мешает пролететь по сюжету,
тратя на каждый эпизод от десяти минут до получаса и пройти всю игру через
каких-нибудь 40 часов. Однако в этом случае вы гарантированно лишь "похватаете
по верхам", и вся истинная прелесть Castlevania обойдет вас стороной. А
заключается она в скрупулезном поиске всех секретов на каждом уровне,
зарабатывании опыта и трате его на покупку как новых ударов, так и просто
прекрасных артов в главном меню. Кроме того, после первичного прохождения
каждого эпизода игра заботливо предлагает пройти его еще раз, но уже с учетом
некоторого условия. Например, не использовать лечение или же убить определенное
количество врагов определенным образом. Забавно то, что кроме чистого и
незамутненного морального удовлетворения эти маленькие победы ничего не
приносят, однако непроставленная галочка в информационном меню каждого эпизода
лучше всех прочих ухищрений мотивирует к его повторному прохождению. К чести
дизайнеров уровней MercurySteam каждая игровая зона хоть и линейна, но
напоминает небольшой клубочек, который так и хочется распутать.
Как и во всех подобных играх, наша активность делится на два типа. Это либо
сражения с монстрами всех мастей и размеров, либо акробатика. Castlevania
традиционно смещает акцент в сторону агрессивного времяпрепровождения.
Любителям паркура, к сожалению, ловить нечего - это вам не "Принц Персии", игра
заботливо подсвечивает то место, куда надо прыгать, а все пропасти огорожены невидимыми
стенками. С боевой системой все обстоит куда лучше. Как и любой порядочный
слешер Castlevania: Lords of Shadow может похвастаться разнообразием атак.
Основное оружие, правда, в отличие от того же God of War всего одно - Боевой
крест, представляющий собой цепь с наконечником, который используется и как
оружие (см.выше про значение кнута в серии), и как "кошка", помогающая
преодолевать различные препятствия. Также существует несколько дополнительных
оружий (например, метательные кинжалы) и магия. Все естественно, также
улучшается за очки опыта, добываемые в бою.
В общем-то ничего не мешало бы признать Castlevania:
Lords of Shadow отличным
слешером, если бы не одно "но". К сожалению, MercurySteam абсолютно не
справились с такой важной вещью, как камера. Притом, что мы лишены возможности
самостоятельно выбирать ракурс, "глаз большого брата" зачастую показывает
совершенно невероятные вещи, например, столбы, пропасти или стены, но только не
поле боя или место, куда надо перепрыгнуть. Управление также реализовано не
слишком удачно. Например, необходимость часто и быстро нажимать на аналоговые
стики по началу вызывает массу неудобств. Впрочем, со временем привыкаешь.
Таким образом, можно заключить, что MercurySteam вкупе с Хидео Кодзимой
справились с поставленной задачей. Пусть Castlevania: Lords of Shadow - это не
"убийца God of War", а Габриэлю не стоит соперничать с Кратосом, но, задача
возрождения и популяризации легендарной серии выполнена на отлично, а всем
любителям слэшеров категорически рекомендуется не проходить мимо.