Бог из Steam-машины
Спецы и мнения

Бог из Steam-машины


Нет более народной компании в игрострое, чем Valve. Она дала нам крутейший сервис с выгодными ценами и взрывными распродажами. Люди знают в лицо её генерального директора, а некоторые даже боготворят этого бородача. Все неизменно шутят про его неспособность считать до трёх и строят конспирологические теории по сами-знаете-какой-игре. Мы настолько полюбили Valve, что на её промахи не можем смотреть без скупой мужской слезы. А то, что произошло со Steam Machines — настоящая катастрофа.

Помянем


А ведь несколько лет назад идея казалась гениальной: выпустить линейку миниатюрных компьютеров, работающих на сборке Linux от Valve. Устройства подключались к телевизору и становились центром гостиной. И пускай Steam-девайсы различались по начинке, обязаны были соответствовать минимальной планке производительности. Официальные продажи начались в ноябре 2015-го. Ничто не предвещало беды: гигант GamesStop получил эксклюзивные права на «машины» в США, сравнимые по размерам сети стали распространять Гейбово детище в Канаде и Великобритании.


insertLinkedImg


Через семь месяцев стало ясно: Акелла промахнулся. На июнь 2016 года продажи устройств от Valve не превышали 500 тысяч экземпляров. И горько, и смешно сравнивать это с 5 миллионами Playstation 4, реализованных под Рождество 2015-го. Неудивительно, что Valve отмалчивается о продажах своих устройств — им и близко нечем похвастаться. Почему так вышло?

И близко не консоль


Многие из нас любят покупать приставки. Почему? Всё дело в простоте принятия решения. Не надо выбирать между пятью вариациями PS4 или WiiU. Мы точно знаем, что приобретаем, и какие игры нас ждут. Valve жесточайше нарушила это правило. До сих пор нужно выбирать из слишком большого модельного ряда «машин», да ещё и от разных производителей, что накладывает на устройства свои особенности и косяки. В итоге покупатели были в замешательстве: кому и за что нести деньги? Спасти положение могло одно флагманское устройство — прямиком от Valve. Но, что-то не срослось.


insertLinkedImg


Что еще пользователи любят в приставках — сильно, до «холивара» в комментариях? Правильно, эксклюзивы! На «персоналках» их предостаточно, но не все комфортно управляются геймпадом с дивана. Возьмём стратегии вроде Total War и Civilization — вряд ли вам будет удобно вглядываться в мелкие цифры и таблицы через пол гостиной. Их интерфейс нужно было адаптировать под большие экраны, но ни разработчики, ни, в первую очередь, Valve этим не озаботились. Оттого на старте продаж Steam Machines не было ясности: во что удобно играть на этих девайсах?

Имя нам — легион!


Планируя свои «машины», Гейб явно держал в голове число активных пользователей Steam. Их и вправду много: более 125 миллионов по всему миру. Это больше, чем владельцев PS4 и Xbox One вместе взятых. Да, потенциальная аудитория машин — огромная. Проблема в том, что у них наверняка уже есть игровое устройство — их компьютер или ноутбук.


insertLinkedImg


Имея под столом игровой ПК, пользователям Steam не нужен еще один пылесборник под ТВ. Им выгоднее взять дешёвую стриминговую коробку и контроллер от Valve. Как сообщает Digitaltrends, даже производители устройств не знали, на какую аудиторию ориентироваться в первую очередь. Кто-то будет винить смешанную природу Steam-машин, но проблема не в гибридности: устройства с широким диапазоном возможностей всегда успешно продавались — таковы были первые персоналки или фаблеты сейчас. Надо лишь точно знать, кого заинтересует твоё предложение.

Маркетинг — всему голова


Понимая этот момент, дело остаётся за «малым»: продумать, как выставить свой товар в выгодном свете. И на этом этапе Valve споткнулась, повалившись на пятую точку. В рекламе Steam машин от Alienware нам рассказывают о конфигурации процессора, а это пустой звук для казульной аудитории. Им не нужно говорить о технической начинке устройства. Превосходство нужно показать, как на презентации PS4 Pro.


insertLinkedImg


Sony не поленилась наглядно показать различия в размере и четкости изображения между и Full HD экранами. Изобразила, какое буйство цветов добавляет HDR. Главное, показала конкретные игры для новой платформы, и как они на ней выглядят.


Люди задавались вопросами: купить Steam-машину за 500$ или заплатить в три раза больше? Что я получу, переплатив, и чего лишу себя, продешевив? Все эти моменты оставляли неясность. Steam Machines — консольная история, но раскручивалась будто под владельцев персоналок. Зачем такой требовательной аудитории покупать устройство, которое нельзя нормально проапгрейдить? Новая видеокарта, например, должна идеально ложиться в маленькую коробочку. А далеко не каждый из современных гигантов уместится в обычный системник, не говоря о коробочке от Valve.


insertLinkedImg


Можно и не обновлять «машину», но тогда она устареет через год-два. А через четыре года, когда PS4 будет всё ещё актуальна, девайс от Valve потянет в лучшем случае средние настройки графики. Вдобавок, Steam Machine из коробки не поддерживает полюбившиеся нам сервисы GoG, Uplay, Origin. Они по многим параметрам уступают магазину от «Вентеля», но без них пользователь ПК лишится многих игр. Конечно, на Steam-машину можно поставить Windows и пользоваться всеми его благами, но тогда, опять-таки, проще собрать игровой компьютер через знакомого сисадмина с работы и сэкономить на брендах.

10 из 10


Steam OS — вот, что значительно отличало девайсы Гейба от сородичей. Операционка браво начинала как конкурент Windows 8.1: система консольного качества, все «линуксоидные» ресурсы которой направлены сугубо на производительность в играх. Однако выход Windows 10 опять спутал все карты.

Десятка получила крайне агрессивный маркетинг, назойливо предлагая бесплатно себя установить даже пиратам. Такой залихватской рекламы не хватало Valve. Где крутейшие акции для покупателей Steam-машин: редкие предметы из игр Valve, бесплатные приложения, подписки?

Затем Microsoft провела фаталити: корпорация объявила, что все ПК-порты лучших игр с Xbox One станут эксклюзивами для новой ОС, а в добавок «мелкомягкие» порадовали возможностью записывать видео и снимать скриншоты без стороннего софта.

Незваный гость

Несмотря на все невзгоды, Valve продолжала нести знамя ПК-гейминга в гостиную. Но есть ли в этом необходимость? Игровой компьютер в гостиной — это не расширяющий, а сдерживающий фактор. Особенно, когда главный телевизор приходится делить с возлюбленной или большой семьёй. Экран вечно кем-нибудь занят, придётся отстаивать своё право поиграть. Либо возвращаться к индивидуальному монитору в кабинете.

Правда, Valve всё ещё может стать царём гостиной, но сделать это придётся через чёрный ход. Steam может давать доступ к библиотеке игр, кино, музыки и инструментов для разработчиков без ограничения железом. Стать легальным троянским конём, который через функционал iOS, Android или Смарт-ТВ проникнет в любую комнату. Такого «коня» нельзя не пустить к себе на платформу, если его потребуют пользователи. Другое дело, что Steam больше не обладает настолько мощным набором предложений, как раньше — до его уровня дозрели и PSN, и в особенности Xbox Live.

Взять ту же Game Preview для консоли от Майкрософт: в отличие от «раннего доступа» Steam, «превью» предлагает опробовать любую неготовую игру бесплатно, и лишь потом предлагает ее купить.

В общем, по функционалу конкуренты вплотную подошли к Steam. И ему нужно снова что-то решать, изобретать, чтобы выбиться в безусловные лидеры среди платформ и вновь быть на коне.

Слишком много кавалеров для дамы

Главная ошибка Ньюэлла — обилие партнёров-производителей «паровых машин». Alienware, Zotac и другие отнеслись к ним не как к уникальной, новейшей игровой платформе, а как к ещё одной выпускаемой железке, которая ещё и составит конкуренцию их собственным устройствам. Но, надо отметить, в Valve сделали из этой ситуации определенные выводы, и на рынке VRвыбрали партнера единоличного — HTC и их Vive.

Кстати, не только разработчики не верили в успех Steam Machines. Пользователи также сомневались в стойкости и постоянстве Valve как платформодержателя. Люди в своей массе плохо знали, кто такая Valve, и надолго ли она в приставочном бизнесе. Корпорация Ньюелла не первая из техногигантов, кто штурмовал консольный рынок: геймеры постарше помнят неудачи, постигшие Atari, Panasonic и даже Electronic Arts. Народ заранее слабо верил в потуги создателей Steam на новом поприще, и в итоге оказался прав.

Гейб в оцепенении

Помимо вышеперечисленных, серьезная причина неудач Valve в их постоянном желании выбрать безопасную тропу с минимумом усилий и рисков. Много потенциальных игр в онлайн-магазине? Пусть пользователи сами побудут таможней через Greenlight. Требуется больше профилей для контроллера? Пусть ими занимается сообщество. Более того, мы прекрасно знаем, сколько лет Steam стагнирует, не получая значительных обновлений.


Можно допускать разные трактовки, но Valve явно стали заложниками своего успеха. И находятся сейчас в оцепенении. Перед ними сотни возможностей, и они боятся покрепче ухватить одну, упустив другую.

А у Valve «все норм». Не взлетели машины — так не мы же в них вкладывались больше всего. Не будет популярным Vive — так не мы же его производим. Компания Ньюелла находится в некой зоне комфорта, которая мешает ей полноценно двигаться вперёд. Развитие в их случае предполагает перестройку производства, риски. Такое ощущение, что Valve хочет быть как Blizzard: отсеивать 80% задумок ради оставшихся 20%. В результате быть в тренде, но не идти до конца — не жертвовать каждым солдатом ради новейшей задумки.

Да, пока они могут позволить себе сидеть не пятой точке: Steam самая популярная площадка на ПК. Но положение лидера не вечно — перед Valve остро стоит вопрос, как распорядиться нынешним богатством наилучшим способом, чтобы не вылететь в трубу в будущем.

Да, Steam Machine — неудача, но второй раунд начнется совсем скоро, а полем боя станет стриминг. Уже есть сведения о телевизорах Samsung со встроенным чипом «от Гейба», что в долгосрочной перспективе интереснее, чем просто ещё одна коробка. Особенно, если Valve совместит качество картинки уровня персоналок с удобством консолей.

Комментарии (3)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Frighten
1
12.02.2017 11:16
Да у Гейба столько денег что не взлетевшая консоль это так, игрушечки
Наполеон
1
07.02.2017 23:37
"Да, Steam Machine — неудача" - а никто разве не заметил, что аукцион открылся в стиме тогда, когда начали тихо заминать рассказы про стиммашин? Усрался чувак.
Quote
1
07.02.2017 19:35
Гейб все просрал

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?