DICE на
удивление добросовестно отрабатывают свой хлеб. Каждое DLC к Battlefield 3
определенно стоит своих (пускай и немалых) денег. Особенно это заметно на фоне
порой откровенно халтурящих конкурентов. Но ни ностальгический Karkand,
ни контактный Close Quarters не ждали так, как ждали Armored Kill.
И ничего удивительного - ведь в нем разработчики обещали и самую
большую карту в истории серии, и масштабные танковые битвы, и пачку новой,
совершенно не похожей на старую техники. Самое интересное заключается в том,
что свои обещания по большей части сдержать им удалось.
Начать хочется с главного - четырех новых
карт, представленных в аддоне. Настоящая жемчужина дополнения -
«Горы Эльбурс» (не путать с горой Эльбрус на Кавказе). Больше всего здесь
поражает картинка. BF3 и сам по себе чертовски красив, но увидев ЭТО, на
какой-то момент попросту теряешь дар речи. DICE умудрились использовать
здесь чуть ли не весь потенциал движка Frostbite 2, с головой окунув нас
в самый натуральный "next gen". При максимальных настройках
картинка порой практически фотореалистична. Глядя на это, можно с уверенностью
сказать, что ничего красивее в индустрии на сегодняшний день попросту нет.
А ведь одной лишь графикой и технологиями дело здесь
не ограничилось. Карта представляет собой заснеженные горные вершины и перевалы
(да-да, в BF3 наконец-то появилась заснеженная карта, дающая при этом
фору всем остальным), плавно переходящие в еловые леса, которые окружают
горное, наполовину замерзшее озеро. При первом взгляде на этот потрясающий
пейзаж вспоминается Skyrim. Дополняют ощущение и разбросанные тут и там
деревянные лачуги, над которыми, кажется, вот-вот пролетит огнедышащий
дракон.
Закончим оду «Эльбурсу» описанием геймплейной
составляющей. Карта настолько разнообразна, что в течение одного боя можно
поучаствовать и в артиллерийской перестрелке на замерзшем озере, и в
снайперской дуэли между двумя горными пиками, и в обороне узкой тропы через
заснеженный перевал, и даже в засаде из темной пещеры. Подобное разнообразие
позволяет играть на ней раз за разом, при этом каждый раз получая какие-то
новые ощущения и эмоции. Все это делает ее одной из лучших карт серии вообще.
Другой местной достопримечательностью можно смело
назвать «Пустыню Бандар» - именно она и оказалась в центре рекламной кампании
дополнения, как самая большая карта в истории BF. Пустыня и в самом деле
огромна. Играть здесь следует в режимах на 64 или 48 человек -
в противном случае будете долго рассекать по дюнам в надежде встретить хоть
кого-нибудь. Однако больших перепадов высоты нет, поэтому практически с любой
точки здесь можно увидеть летящий вдалеке истребитель или увлеченно палящую
куда-то артиллерию. И это, в общем-то, хорошо, потому как добрую половину
раунда на поиск противника тратить совершенно не хочется.
Вообще играется «Пустыня Бандар» на удивление
динамично. Танки задорно прыгают по барханам, кто-то усиленно штурмует
небольшой прибрежный городок с помощью авиации, а в отдаленной деревне
разворачивается ожесточенная схватка за место возрождения артиллерии. Благо как
точек, так и техники наконец-то хватает всем. Выглядит карта, конечно, довольно
блекло, но ведь пустыня все-таки, что с нее взять?
Следующая карта тоже имеет свою изюминку. Играть на
«Долине Смерти» дозволено исключительно ночью, за счет чего все происходящее
окутано таинственной атмосферой, да и выглядит это, в целом, тоже достаточно
свежо. Время суток действительно влияет на геймплей - без пометок
разглядеть прячущихся в траве снайперов или едущих по темным аллеям танки
бывает довольно проблематично. Здесь-то и пригождаются практически не
используемые до сей поры тепловизоры. К тому же карта имеет довольно изрезанный
рельеф, благодаря чему укромных позиций и путей отхода тут, как правило,
предостаточно. Тем не менее такой геймплей может понравиться далеко не всем,
так что карта все-таки на любителя.
Последней в списке значится «Операция «Щит». На первый
взгляд это обычные сельские угодья с небольшой речушкой и несколькими фермами,
но и тут игроков поджидает сюрприз. Дело в том, что на крупных картах с обилием
техники всегда находится место для пары истребителей, которые в руках опытных
пилотов становятся настоящей головной болью для всех остальных участников
сражения. Так вот здесь этих самых истребителей попросту нет, что в корне
меняет привычный игровой процесс. В небе неожиданно начинают господствовать
вертолеты вместе с самолетом поддержки, а пехоте приходится спешно вооружаться
«стингерами». За одно лишь это карту уже никак не получается назвать
тривиальной.
Другой ключевой особенностью аддона служит новая
техника. Главное нововведение здесь - истребители танков. От обычных танков их
отличают менее толстая броня и увеличенная пушка. Свое название САУ оправдывают
на сто процентов. Уничтожают обычные танки они куда быстрее и эффективнее, да и
стреляют гораздо дальше. Привыкнуть к новой траектории полета снаряда, кстати,
тоже не так-то просто. За свою огневую мощь истребители танков расплачиваются
отсутствием места для стрелка из пулемета и очень слабой защитой от атак с
воздуха. Видно, что разработчики явно неровно дышали к этому виду техники -
ему даже выделили отдельную ветку прокачки.
Новые "анлоки", однако, достались не
только САУ. Другой экзотической новинкой стали самоходные артиллерийские
установки. Такой аппарат представляет собой эдакий грузовик, вместо
кузова несущий на себе ракетную батарею. Поначалу управлять им
очень сложно и непривычно. Сперва нужно сесть за руль и отогнать аппарат на
удобную позицию с хорошим обзором. Сидя в кабине этого грузовика, чувствуешь
себя заправским дальнобойщиком, считающим размазанных на лобовом стекле мух и
высматривающим ближайшую дешевую заправку. Затем, прибыв на место, необходимо
пересесть за орудие. К счастью, несмотря на наличие двух мест, сидеть в
установке может только один игрок, что здорово уберегает от любителей в самый
ответственный момент сесть к тебе за руль и увезти в неизвестном направлении.
Прицелиться - отдельная задача. Мало того, что нужно
очень аккуратно учитывать рельеф и расстояние до цели, так еще и место стоянки
должно быть идеально ровным. В противном случае прицел будет сильно сбит, а то
и вовсе грузовик начнет плавно съезжать куда-нибудь вниз (ручной тормоз здесь,
к сожалению, не предусмотрен). Тем не менее рискнувшие совладать с этой машиной
будут приятно удивлены колоссальной огневой мощью, которой она обладает.
Артиллерия способна накрывать целые деревни, не оставляя в живых ни пехоту, ни
технику. На определенной дистанции она даже успешно уничтожает подбирающиеся к
ней танки и САУ. Самое интересное, однако, начинается, когда кто-то
подкрадывается к ней совсем близко. Если против танка она в этом случае
полностью беззащитна, то в случае появления из-за кустов пехотинца с РПГ
приходится импровизировать. Неповоротливому грузовику не остается ничего, кроме
как гоняться за хрупким, но опасным инженером, изо всех сил пытаясь размазать
беднягу по земле.
Другая серьезная угроза практически для любой тяжелой
техники -
появившиеся в дополнении квадроциклы. Маленькие, чрезвычайно быстрые, юркие и
маневренные, они способны доставлять бойцов прямо под нос или в тыл врага,
задорно прыгая по кочкам и с легкостью преодолевая пересеченную местность. Не
стоит, наверное, говорить о том, какую угрозу представляет квадроцикл,
начиненный взрывчаткой. Да и передвигаться по огромным картам на них куда
комфортнее, нежели пешком. Благо тут их обычно хватает на всех.
Напоследок мы оставили самый интересный и, наверное,
самый неоднозначный образец добавленной техники. В ММОRPG волшебники любят
называть своих персонажей «хрустальными мечами», что говорит о сокрушительной
мощи, но в то же время исключительной хрупкости их подопечных. Самолет
поддержки «AC-130» смело можно называть «Хрустальным мечом Battlefield».
С одной стороны, «Летающая крепость» -
лакомая добыча практически для всех участников воздушных сражений. Истребители
и зенитки буквально разрывают несчастный самолет на части за считанные секунды,
а вертолеты и пехотинцы со «стингерами» успешно довершают начатое. И ничего
удивительного в этом нет - управлять самолетом нельзя вообще, а вся
защита заключается в том, что каждый из двух игроков, которые занимают места в
«AC-130», может переключиться на зенитную пушку, которая располагается на
фюзеляже, и попробовать дать отпор. Проблема заключается в том, что,
даже сев за эту пушку, частенько очень трудно сообразить, с какой
стороны ожидать атаки. Против выпущенных в самолет ракет можно использовать
тепловые ловушки (знаменитые «крылья ангела»), которые уже никак не спасут от
повторного наведения. Усугубляет ситуацию и то, что самолет частенько сам летит
на базу противника, где его, само собой, ожидает «теплый» прием.
После нескольких крайне коротких полетов на «AC-130»
желание садиться туда вновь может пропасть вовсе. В этом случае вы так и не
увидите всего его потрясающего потенциала. А ведь если стрелка главного орудия
оставят в покое всего на несколько минут, то за это время он может с легкостью
переломить хоть всего сражения. Немного приноровившись, вы сможете в клочья
разносить целые взводы вражеской пехоты, копошащейся внизу, и даже уничтожать
вражескую технику. Заглянув в свой профиль после нескольких таких полетов, с
удивлением обнаруживаешь самолет поддержки в топе среди всей техники вообще,
причем соотношение убийств и проведенного в «AC-130» времени оказывается просто
потрясающим. Глядя на это, можно с уверенностью сказать, что DICE
умудрились найти воистину соломоново решение, уравновесив колоссальную мощь не
менее колоссальной хрупкостью.
Пару слов стоит сказать и про новый режим -
«Превосходство в танке». Из всех нововведений это, пожалуй, самое сомнительное.
В роликах нам показывали множество танков, скачущим по холмам, озаряя небеса
вспышками выстрелов. На деле же танки и САУ ездят по урезанным картам,
практически не обращая внимания на единственный флаг, который необходимо
захватить. Причем боясь подъехать поближе, они стараются достать друг друга с
максимального расстояния, а те, кто на это все-таки осмеливаются, сразу же
становятся всеобщей мишенью. Иногда, конечно, случаются довольно интересные
заходы танковых групп с флангов, но это скорее исключение, чем правило.
Усугубляет ситуацию и то, что танков на всех обычно не
хватает, а в отчаянии пытаться подстрелить чинящих САУ инженеров из снайперской
винтовки или ловить подсвеченные лазером цели с помощью «Джевелина» также
довольно скучно. Радует, что привычные режимы из игры никуда не делись, а уж
они-то по-прежнему хороши.
В итоге, даже несмотря на сомнительную ценность нового
режима, мы получили отличный аддон с интересными картами, глубоким геймплеем и
массой интересной и, самое главное, необычной техники. И хотя нас не покидает
ощущение, что все это должно было находиться в игре с самого начала, нынешнее
DLC, как и все предыдущие, определенно заслуживает своих денег и потраченного
на него времени. Масштабный, разнообразный, грохочущий - такой Battlefield
3 мы и ждали с самого начала.