Снятый в 1979 году Ридли Скоттом «Чужой» вошел во всевозможные залы славы кинематографа. Обыкновенный «ужастик» был показан под необычным углом: минимум кровищи и низкосортных попыток напугать зрителя. Фильм держал в постоянном напряжении и делал так, что вы сидели в кресле, вцепившись руками в подлокотники и боясь пошевелиться. Вышедшие далее продолжения были скорее попыткой нажиться на имени первоисточника. Франшизу постепенно разносило все шире и шире, появились игры, но что-то дельное попадалось редко. Теперь же Creative Assembly отложила учебники по истории древнего мира и взялась за создание идеологически верной Alien: с одним Чужим на всю игру.
Isolation вольно продолжает историю первого фильма. Наша героиня, Аманда Рипли, узнает о найденном черном ящике с корабля «Ностромо». Это судно, на котором ее мать Эллен провела несколько бурных и насыщенных дней в компании Чужого. Желая откопать правду, Аманда вместе с командой летит на станцию «Севастополь», где и покоятся записи о событиях пятнадцатилетней давности. Космическая посудина заброшена, в отсеках шаром покати — никого. Почему черный ящик американского корабля оказался на, судя по названию, русском борту, непонятно. Зато, не успев осмотреться, герои к своему изумлению знакомятся с Чужим. Причем он не покоится в капсуле и не лежит вскрытый на операционном столе. Ксеноморф жив-здоров, хорошо обжился на «Севастополе» и, судя по редким трупам ученых, очень проголодался.
Alien: Isolation интересна в первую очередь концепцией. Поначалу в голове не укладывается: ну как может быть только один пришелец? Разработчики обещали нагнать побольше саспенса и передать ту самую атмосферу отчаяния, страха и безысходности, присущей конкретно «Чужому» образца 1979 года. Первое впечатление после нескольких часов игры — городить такой огород не стоило. Дело в том, что «вау-эффект» от появления Чужого у вас перед носом быстро пройдет. Вскоре инопланетянин становится обыденностью, особенно когда запомнишь радиус его внимания и научишься тихо проходить уровни. Непредсказуемость действий ксеноморфа сохраняется, и ошивается он все время рядом. В напряжении держит не возможность его появления, а постоянное присутствие Чужого. Разработчики перестарались в стремлении компенсировать количество врагов их силой. Пришелец — головная боль, главная причина возненавидеть игру и никогда к ней не возвращаться. Alien: Isolation куда ближе к стелсу, чем к хоррору. Стелсу, где у вас нет права даже на малейшую оплошность.
Если инопланетянин заметил Аманду — пиши пропало. Чужой все видит и слышит, он ходит по уровню, иногда зачем-то срываясь на галоп, и чаще случайно, чем намеренно встречает героиню. Только это произошло, прятаться и убегать бесполезно. Как ни делай ноги — пришелец настигнет девчушку в два счета и эффектно проткнет ее лезвием насквозь. Ящики, в которых можно спрятаться, шахты вентиляции и другие места для укрытий нужны, чтобы все время оставаться незамеченным. Либо крадешься на цыпочках и молишься, лишь бы эта тварь пошла в другую сторону, либо вновь и вновь перезапускаешь сохранение. Чекпоинтов нет, автоматы с сохранениями еще надо поискать. В результате расстояния между эпизодами получаются большими, и пока пройдешь уровень, успеешь запомнить все обходные пути и возможные места появления Чужого. Тем более что выскакивает он по мановению скрипта. Непонятно, будет ли так все время, но в демонстрационной версии пришелец вылезал конкретно по нажатию триггера, обойти который невозможно. А дальше вступает в дело продвинутый искусственный интеллект, и поведение ксеноморфа становится непредсказуемым.
В темных коридорах «Севастополя» есть дух «Ностромо». Дизайн корабля очень похож на место действия фильма, атмосфера кино присутствует. Но будь игра хоть немного светлее, никто бы не упрекнул Creative Assembly в искажении атмосферы. Alien — одна из самых темных игр. Без фонарика тут хоть глаз выколи: ничегошеньки не видно. Самым ценным становятся не патроны или аптечка, а батарейки. Когда рядом ошивается Чужой, идешь буквально наощупь, иначе он тут же набросится. В такой темноте можно упереться в какой-нибудь стол — и даже не сразу поймешь, что героиня «застряла».
Система крафтинга определенно будет единственным способом выживания, потому что от Чужого спастись иначе невозможно. Героиня тут и там находит всякое барахло, которое может превратить в самодельные ловушки. Чужой постепенно совершенствуется и дважды на одни грабли может не ступить. Словом, один пришелец доставляет больше проблем, чем толпа зараженных в Resident Evil 4, когда у вас закончились патроны.
Alien: Isolation пока видится игрой, которая на бумаге смотрится намного интереснее, чем в реальности. «Беспомощная героиня на огромной станции прячется от Чужого, используя подручные средства» - интригует же! Реальность не такая яркая: час кряду пытаешься пройти несчастный коридор, все время натыкаешься на какие-то ящики, шаг вперед, оборачиваешься, включаешь на секунду фонарик и облегченно вздыхаешь, не увидев пришельца, делаешь еще шаг — и вдруг камера опускается вниз, из живота героини торчит окровавленная конечность Чужого и начинается загрузка последнего сохранения.
P.S. Атмосфера оригинального фильма, беззащитность героини и концепция Alien: Isolation очень радуют, но есть вопросы к высокой сложности и геймплею. Ждем осени для полноценного знакомства с Чужим