Групповой этап крупнейшего турнира по Dota 2 The International 2017, или TI7, как его сокращенно называют, стартовал в Сиэтле 2 августа. Постсоветское пространство там главным образом представит команда Virtus.Pro (на Empire надежды мало, а Hellraisers, будем честны, это солянка из европейцев), и букмекеры нескромно ставят наших ребят на вторую строчку, сразу за американскими злыми гениями Evil Geniuses, одной из самых опытных команд. К главному событию года ребята из VP готовились основательно. Мы уже показали вам экскурсию по их буткемпу, а теперь пришло время побеседовать с капитаном команды — Алексеем ‘Solo’ Березиным. Если нет возможности или желания смотреть видео, читайте текстовую версию чуть ниже!
— Недавно Virtus.Pro продлила контракт с вашим составом аж до конца 2018 года. Надо полагать, что организация уверена в ваших силах. Расскажи, как из не самых сильных в прошлом дотеров образовался такой сплоченный и, главное, результативный коллектив.
— История состава у нас не самая необычная: как всегда в Доте заканчивается сезон и начинается глобальный решафл
(процесс перехода игроков — прим. ред). В 2016 году у меня появилась возможность собрать команду из тех людей, которых я хочу — Антон, директор Virtus.Pro, лично мне это доверил. Я начал смотреть много реплеев, чтобы подобрать сбалансированную команду как по игровым, так и по ментальным качествам, собрал фидбэк о каждом из ребят. С Пашей (9pasha) и Вовой (No[o]ne) мы вместе играли в Vega Squadron, поэтому в них я был уверен, а по поводу Ромы (RAMZES666) и Ильи (Lil) я общался с многими людьми, спрашивал, как они себя вели в команде, какие их личные качества, как они себя проявляли, и смотрел много записей их игр. Из всего многообразия игроков, которых я мог позвать в команду, я выбрал именно их, чему очень рад.
«Собрал команду из тех, кого хотел»
— Насколько важны личностные качества? Если игрок явно сделает команду сильнее, но при этом немного токсичен, готов ли ты пойти на компромисс?
— Дота уже развилась до того состояния, что уровень игры очень высокий, и многие игроки могут стабильно и сильно отыгрывать. Для меня личные качества важны, может, даже в большей степени, потому что мы очень много времени проводим вместе, очень много спорных моментов, которые надо разбирать, очень много вещей нужно спокойно доносить друг до друга, очень много нервных ситуаций. И если человек не очень устойчив и токсичен — он будет плохо влиять на команду, каким бы хорошим игроком он ни был. Всем нам надо стараться совершенствоваться в этом плане.
— Основные решения принимаются демократическим путем или все-таки капитан имеет за собой последнее слово?
— Что касается жизни команды, у нас все-таки более демократический способ принятия решений. Но в игре, конечно, нужен человек, который может взять инициативу на себя и принять какое-то решение. В большинстве случаев это я, но также мне помогает Рома, примерно где-то 70 на 30. И когда решение принято, то команда должна выполнять его вместе. После игры можно все обсудить, разобрать, поспорить, но в игре, когда какое-то решения принято, все ему подчиняются.
Кстати, у нас есть интервью с Ильей 'LiL' Ильюком — жми, чтобы посмотреть!
— Насколько вообще капризны бывают киберспортсмены?
— Бывает по-разному. Лично я прошел долгий путь и видел в киберспорте все. Начинал я в команде с зарплатой пять тысяч рублей, и когда мы приезжали на турнир, условия были очень далеки от того, что мы имеем сейчас. И время было другое, и инвестиции в киберспорт были другие, и возможности другие. Приходилось в разных условиях бывать, поэтому я очень рад тому, что имею сейчас.
«Начинал в команде с зарплатой 5 000 рублей»
— А что касается молодых?
— Молодые ребята ничего этого не видели и немного воспринимают все как должное. Они тоже, конечно, очень довольны тем, что у нас есть, но они не чувствуют разницы. В целом, все что надо для тренировок и игры у нас есть, и каких-то неприятных моментов уже не бывает, все всегда окей.
— Расскажи о работе с АртСтайлом. Как быстро он вернул себе форму после пары лет вне киберпсорта, и что изменилось с его приходом в команду в качестве тренера?
— На самом деле он не играл всего где-то полгода или, может быть, год. И все это время он продолжал следить за сценой, играть персонально, тренироваться. В первую очередь мы пригласили Ивана, потому что у него огромный опыт: он выиграл первый International и побывал на большом количестве турниров, всегда считался сильным капитаном, лидером, и те вещи, которые он принес в команду, нам уже очень помогли. В первую очередь это мнение извне. Если мы начинаем разбирать какую-то ситуацию командой, впятером, и появляются разногласия, очень важно, чтобы был человек, мнение которого все уважают и ценят, чтобы он мог сказать: «Парни, давайте делать вот так!», и все говорят «окей». Ваня выступает в роли этого человека, плюс он неплохо помогает в каких-то психологических моментах — много общается с молодыми, можно сказать, как психолог.
«Очень важно, чтобы был человек, мнение которого все уважают и ценят»
— На «Саммите» вы знатно всех удивили своими пиками — «Виртус Про Челленджем», как его назвали позже. Это была домашняя заготовка или спонтанное решение всей команды?
— Когда мы смотрели реплеи после первых трех карт, заметили, что взяли 15 разных героев. Это произошло случайно, нецеленаправленно. После этого приняли решение, что почему бы не попробовать продолжать не повторять героев.
— А на тренировках когда-то отрабатывали подобное?
— На тренировках мы отрабатываем многое, но конкретно это — нет. Это была импровизация, и она у нас получилась, потому что изначально все были за и хотели попробовать. Все-таки уровень важности турнира был не такой, как International: это другой титул, абсолютно другие призовые и можно было себе позволить этот эксперимент.
— Кстати, говоря об International. Наверное, каждый дотер мечтает когда-нибудь прийти к тому, что хотя бы попасть на него. Как настрой?
— Настрой боевой! Мы приехали на буткемп седьмого числа, здесь мы уже три недели находимся, какое-то время на подготовку у нас будет еще в Сиэтле: групповой этап начинается второго числа, так что у нас будет три дня, чтобы прийти в себя. Ну, и групповой этап это все-таки не плей-офф, еще можно как-то раскачиваться, следить за соперниками, подглядывать какие-то стратегии, готовить что-то новое… В общем, в моральном плане мы готовы на сто процентов, а в плане игры мы еще наверстаем.
Хочешь посмотреть на буткемп VP? Жми сюда!
— Акклиматизация обычно тяжело проходит или все уже привыкли к такому рабочему темпу?
— На самом деле, тут не предугадать — каждый раз по разному. У меня джетлаг был пару раз всего, а в Америке я был уже раз шесть. Вещь очень индивидуальная. К тому же, где-то дней десять у нас режим почти «сиэтловский», живем по сиэтловскому времени — днем спим, ночью тренируемся. Если в самолете удастся по максимуму поспать, то все должно быть отлично.
— А что насчет тебя лично? Ведь несмотря на то, что ты один из самых опытных игроков СНГ, на International попал в основную сетку впервые. Есть какой-то мандраж?
— Пока нет. Мне кажется, когда приеду туда и когда осознаю, что происходит, особенно перед плей-офф, может появится некоторый мандраж, но я себя давно научил в игре не быть подверженным каким-то нервам. Я даже на никнеймы соперников в принципе не смотрю. Все, что в игре, происходит довольно спокойно, взвешенно, но до игры или даже после могу позволить себе понервничать.
«В игре даже на никнеймы соперников не смотрю»
— Ты уже пару раз обмолвился про плей-офф, я так понимаю сомнений в том, что вы выйдете из группы, у вас нет?
— Нет, конечно.
(скромно улыбается)
— В прошлом ты показывал себя как весьма талантливого мидера, но на поздних этапах карьеры переквалифицировался в саппорта. Почему так вышло?
— Да, я очень много сил вложил в тренировки на миде, долгое время это была моя главная роль. Но, к сожалению, с командой
ROX.KIS мы потерпели поражение на отборочных четвертого International, совсем чуть-чуть не дотянули, и я решил, что хочу постараться в следующем сезоне попасть в команду выше уровнем. На тот момент в СНГ это были Team Empire и Na’Vi, где были очень сильные и крепкие мидеры, и на их место я бы вряд ли попал даже при хорошей игре. Я принял решение, что надо менять роль на ту, где можно вносить как можно больше импакта с точки зрения опыта, делиться своими мыслями, выстраивать игру. К тому же толковых и сильных саппортов было не так много, поэтому решил переучиться, чтобы были хорошие шансы попасть в сильную команду.
«Решил сменить роль на саппорта, чтобы попасть в команду выше уровнем»
— Сложно переучиваться? Сколько времени это занимает у опытного игрока?
— Когда люди играют матчмейкинг, тренируются, бывает удается поиграть на разных ролях. Если чувствуешь себя комфортно, уверенно, то и перейти на эту роль несложно. Есть люди, которые тренируют только свою позицию, у них переход займет гораздо большее время. Я играл много на саппорте, поэтому мне это далось буквально за месяц.
— А нет такой практики, что спортсмены специально тренируют разные позиции, чтобы лучше понимать партнеров или уметь ставить себя на место соперника?
— Сейчас уже нет — Дота стала максимально профессиональной, каждый в основном отрабатывает именно свою командную роль, и о смене позиций в сильных командах я уже давно ничего не слышал. Каждый должен выполнять свою функцию, и понимание ролей приходит именно на командных тренировках. Ты всегда можешь сесть с тиммейтом, объяснить, почему ты действуешь определенным образом, и как стоит действовать ему, чтобы максимально продуктивно стоять вместе линию, например.
— Представим такую картину: посреди ночи тебе звонит IceFrog и говорит, что изменит одну любую вещь в Доте на твой выбор. Что бы это было?
— Тут надо подумать. В целом, мне очень нравится то, как Айсфрог сбалансировал Доту, его нововведения. С выходом патча 7.0.0 Дота реально вышла на новый уровень: появились шрайны, таланты. Сейчас очень хорошая эпоха в Доте, мне все нравится.
— То есть чего-то такого, что постоянно сидит и свербит, нет?
— Нет, сейчас Дота довольно хорошо сбалансирована.
— А в матчмейкинге ничего бы не хотел изменить?
— Это да, у меня очень много идей, как можно было бы улучшить матчмейкинг, но это очень глобальные вещи. Что для про-игрока будет хорошо, для обычного дотера — плохо. В Доте средний MMR — примерно 2500. Если переделывать матчмейкинг, добавить кучу функций, уменьшить разброс по MMR, то это будет полезно тысяче про-дотеров во всем мире, они будут играть, грубо говоря, между собой. Но это пагубно скажется… хотите чтобы я перечислил все функции, которые я бы добавил?
(хитро хихикает)
«Добавил бы в Доту дивизионы для про-игроков и жесткую систему наказаний»
— Нет, настолько подробно не надо, но почему это будет минусом для всех остальных?
— Ну, то, что я бы поменял, мне кажется, не очень бы понравилось простым юзерам. Я бы сделал дивизионы, лиги, про-игроки играли бы между собой, и туда, мне кажется, было бы очень сложно попасть. Плюс надо вводить более жесткую систему наказаний, потому что очень большое количество людей в коммьюнити реально токсичные и очень мешают процессу развития, процессу игры. Когда-то у нас были хорошие лиги по Доте, но как правило они живут месяц, а потом теряется интерес: сначала есть пул хороших, сильных, манерных игроков, которые играют между собой, а потом кто-то приводит знакомого, тот еще одного, двоих, троих… и все ломается на этом этапе.
— Пару лет назад ты женился. Семейная жизнь не мешает увлечению Дотой? Изменилось ли твое отношение к карьере? Не бывает ли конфликта интересов?
— На самом деле нет. На тот момент, когда я попал в свою первую команду, мы жили с моей нынешней женой вместе, кажется, около двух лет, поэтому она всегда была рядом во время моего становления как профессионального игрока. Она понимала, на что идет, что я много времени отдаю Доте, и это была огромная радость для нас, как для семьи, когда это стало стабильной и перспективной работой. В плане того, что подолгу не бываю дома — да, но это издержки нашей деятельности. Мы почти как моряки: месяц-два можем дома не бывать, но что поделать, все уже привыкли.
«Мы почти как моряки: по два месяца можем дома не бывать
— Как Аке поживает? Провода перестал жевать?
— Здорово поживает. Он уже подрос, гормональный фон изменился, совсем взрослый пес, поэтому делает это очень редко. Ему два с половиной года уже, совсем мужик.
— Напоследок блиц-опрос. Какой самый лучший по организации LAN в твоей жизни?
— В принципе, последнее время все турниры на супер уровне. У нас был очень сильный
EPICENTER.
— А какой сильно разочаровал?
— Это было пару-тройку лет назад, когда организация была совершенно бестолковая. У нас в торговом центре «Химки» был «сказочный» турнир,
Techlab назывался.
— Почему «сказочный»?
— Потому что это был не турнир, не соревнование, не спорт, а какое-то шоу, причем сделанное очень слабо. Не хочу обидеть организаторов, но было абсолютно невозможно играть. Солнце светило через окна в глаза, какие-то задержки, проблемы с интернетом, плюс отвратительные жилищные условия… Не будем о плохом.
— Можешь отметить самый приятный момент в карьере игрока?
— Самый приятный момент, думаю, происходит сейчас. А если говорить о том, когда я почувствовал себя немножко счастливым, это случилось со мной еще в Vega Squadron, потому что я за свой долгий путь наконец нашел близких по духу людей, мы долгое время играли вместе, и команда переживала неплохие времена. Но сейчас, в Virtus.Pro, — настоящий расцвет моей карьеры в Доте.
— А как ты вообще относишься к командам, в которых когда-то играл? Продолжаешь за ними следить, общаться или равнодушен к ним?
— Честно говоря, довольно сложно поддерживать со всеми связь, потому что все-таки ребята общаются в основном внутри команды. Конечно, мы списываемся иногда, играем вместе в какие-то другие видеоигры, но это очень редко происходит. Близких и теплых взаимоотношений уже нет, люди со временем отдаляются друг от друга, и это нормально, это работа. Мне и самому надо проводить больше времени со своими тиммейтами, своей командой.
— Есть у тебя какой-то любимый мув?
— Знаете, уровень игры так быстро растет, что каждый раз, когда я смотрю реплеи прошлых лет, будь это финал прошлогоднего International или какой-то культовый матч вроде пятой карты
Na’Vi-Alliance с разменом тронами, понимаю, что игра была очень далека от того, что происходит сейчас, поэтому выделить что-то тяжело. В своей карьере могу вспомнить неплохую игру на The Summit 6: мы играли против действующих победителей International — команды Wings, и я там на Дизрапторе творил чудеса, но таких игр, когда удается сделать что-то выдающееся, очень мало.
— Наконец, что важнее, удача или скилл?
— Конечно, скилл важнее. Удача придет, если будешь работать, трудиться. Но помимо скилла для команды очень важны и личностные качества игрока. Ты не сможешь ее построить с человеком, который отталкивает других людей и плохо влияет на команду. Но удача в Доте тоже важна, это факт. Должно быть где-то 80 процентов скилла на 20 — удачи.
Что ж, пускай на TI7 эти двадцать процентов не покидают команду Virtus.Pro ни на минуту!