Блиц-обзор для спешащих на свидание с Конгом (без спойлеров!)
Джордан Вот-Робертс снял красивый (пейзажи — вах!) и динамичный, но предельно клишированный фильм. Впрочем, наблюдать за жизнью Конга посреди красивейшего острова увлекательно: чувствуешь себя исследователем в неизведанных землях, населенных жуткими тварями. Из-за них схватки выдались эффектными (особенно с пауком посреди бамбуковых зарослей), а ряд сцен получился крайне зрелищным — фанатам кайдзю «Конг» строго рекомендуется.
Увы, из всех актеров только Джон Кристофер Райли (тот бородатый псих из трейлера) отыграл великолепно. Джексон был неплох, так как будоражил дикими взглядами и «войной головного мозга», а вот остальные — не пришей горилле хвост. Про сюжет и вовсе говорить не хочется, ведь он неряшлив и полон странностей вроде необъяснимого самопожертвования одного из немногих смешных персонажей. «Конг: Остров черепа» не тягается с «Кинг-Конгом» Джексона, но зато идет в весовой категории «Годзиллы», где с блеском выигрывает. Хоть «Конг» глупее и скуднее на эмоции, но он в разы зрелищнее фильма Эдвардса. «Экшона» завезли — налетайте.
Добавим цистерну напалма и бочку спойлеров
Ценителям «Кинг-Конга» Питера Джексона стоит идти на «Конга» Джордана Вот-Робертса только, если они хотят увидеть животную сторону гигантской обезьяны. Джексон всё-таки акцентировал внимание зрителя на человечности примата и вообще активно играл с эмоциями зрителей. Режиссер старался добавить в приключенческо-драматический фильм элементы других жанров.
Бросив героев в яму с насекомыми, Джексон вызвал у зрителей отвращение вперемешку с ужасом — привет, хоррор. Оставив их наедине с героиней Наоми Уоттс и Конгом, самозабвенно катающихся на льду, Режиссер добился большего сопереживания шерстяному увальню — здравствуй, мелодрама. Наконец, бросив зрителя в схватку динозавров с Кинг-Конгом, бьющимся за сердце и руку (и прочие части Наоми Уоттс), Джексон уважил любителей «войнушки».
Не сравнивать картины Джексона и Робертса нельзя, ведь преемственность оригинального «Кинг-Конга» 1933 года никто не отменял. К сожалению, «Конг» Вот-Робертса не так эмоционально и жанрово разнообразен, как фильм режиссера «Властелина колец». Он сделал акцент исключительно на животной ярости гориллы, отчего лишил картину душевности и очарования. Не хватило ему и чувства меры, чтобы добиться баланса между примитивными эмоциями, вроде радости от дубасящих друг друга гигантов, и более сложными чувствами — сопереживание одно из них. Да и со стилем у Вот-Робертса беда.
Джексон, хоть и позаимствовал наработки из других жанров, но добился цельности. Его фильм не вызывал недоумения сценами, которым тут явно не место. Вот-Робертс же покусился не общие для жанров приемы, а на полноценные и весьма известные произведения. Концепцией, атмосферой, а порой и целыми сценами «Конг» напоминает «Апокалипсис сегодня» Копполы и «Парк Юрского периода 2» Спилберга. Фильм Вот-Робертса напоминает последний духом и рядом сцен, а вот от Копполы в «Конге» много, очень много.
Нюанс в том, что события «Конга» развиваются аккурат в момент окончания Вьетнамской войны. Это позволило режиссеру представить заглавных героев вусмерть изнасилованными саундтреками 60-х и 70-х (тут они хотя бы к месту), а также использовать арсенал фишек вроде «томной замедленной съемки летящих вертолетов». К счастью, Вот-Робертс намеренно избежал политического подтекста, чтобы не грузить развлекательный фильм моралью. Режиссер ограничился лишь парой хороших сцен. Например, первым знакомством персонажей Бри Ларсон и Сэмюэля Ли Джексона — антивоенной журналистки и полковника, не способного жить без войны.
Избежав неуместной политичности, не шибко матерый Вот-Робертс угодил в другую ловушку. Он превратил фильм о большой горилле и злоключениях исследователей в военную драму. Поправочка, третьесортную военную драму, косящую под «Апокалипсис сегодня». Такое чувство возникает повсеместно. Так, джунгли представляются жестоким и мистическим адом, где не рады американским воякам. Полковник Пакард же, следуя примеру Курца, пытается джунгли покорить и ожидаемо съезжает с катушек, стремясь убить Конга.
Персонаж Джексона оправдывает себя местью чудовищу за убитых солдат, но в действительности ему не до них. Хороший командир не потащил бы на гарантированный убой выживших бойцов, чтобы отомстить за уже павших. Однако солдат до мозга костей, Пакард лишился с окончанием Вьетнамского конфликта смысла жизни. На острове же черепа он его получил обратно, чем и не преминул воспользоваться, придумав высокопарную отмазку про месть Конгу за убиенных.
Профессиональная деформация героя Джексона и становится основной для сюжета «Конга», хотя по идее в центре внимания должны быть Хиддлстон с Ларсон. Увы, Хиддлстон никак себя не проявляет в актерском плане: он просто мелькает в кадре героической рожей, и всё. Ларсон же пытается идти по стопам Наоми Уоттс из «Кинг-Конга», но ей не хватает экранного времени для достоверного создания связи между ней и гориллой. Хотя в «няшности» Бри не откажешь, драматическая и приключенческая части «Конга» забились в уголок, а запредельно милитаризованная Джексоном правит балом.
С одной стороны, такая «военизированность» казалось бы приключенческого фильма имеет достоинства. Песни Black Sabbath и Дэвида Боуи идеально работают на создание атмосферы, а обилие армейских игрушек оптимально для разнообразия боевых сцен. В схватке с пауком (автор-арахнофоб пищал от «радости») пулеметный огонь очень красиво разрезает бамбук вместе с, собственно, членистоногим гадом. Потасовка в тумане (не с ежиком) прекрасна своей постановкой — тут и огнемет, и газовые гранаты. Сцена же из трейлера, где Конг буквально танцует среди вертолетов, круша их с завидной креативностью, и вовсе достойна похвалы за филигранность.
К слову, о ней: юморок в фильме хоть и армейский, но крайне уместный и отменный. Жаль, его так мало, ведь шутят в «Конге» лишь затейник Ши Уигхэм и Джон Си Райли — привет Хиддлстону и ко из Второй мировой. Персонаж Райли, Хэнк Марлоу, выжимает каждую секунду из своего хронометража, разбавляя часто натужную драматичность острым языком и шебутным характером. Учитывая 30 лет ада, коим и является остров Черепа, Марлоу сохранил удивительную живость. Она приятно освежает и разбавляет серьезность «щей», с которыми основные по идее герои толкают унылые речи.
Да, сценарий в «Конге» не задался. Сложилось такое впечатление, что менеджеры отобрали у сценаристов текст и пустили его по кругу. Ну, а что? Вдруг, кого осенит! Не осенило. Фильм хорош мелкими сценами и сиюминутными диалогами, но общее впечатление он оставляет пренеприятное. В первую очередь из-за стада персонажей, которых нужно раскрыть, а времени мало. Из-за его нехватки знакомство с героями проходит скупо, а раскрытие происходит избирательно, редко и достается не всем. Билл Ренда, затеявший экспедицию на остров Черепа, объясняет создание организации «Монарх» и одержимость монстрами встречей с одним из них. Пяток таких сцен и Ренда приобрел бы достаточную глубину, чтобы ему сопереживать.
Такая поверхностность относится ко всем ключевым персонажам. Пикировка Джексона и Ларсон перед отправкой на остров — именно таких диалогов остро не хватает «Конгу» для избавления героев от картонности. Впрочем, о ней стоит позабыть и смотреть «Конга» с отключенным мозгом. Вот тогда-то фильм Вот-Робертса и расцветает. Да, его картина почти во всем уступает «Кинг-Конгу» Джексона, но режиссер не побоялся отойти от оригинала 33-го года в сторону большей динамики. Получилось у него местами плохо, но зато фильм воспринимается по-другому. Ежели не сравнивать с джексоновской картиной, а с «Годзиллой» Гарета Эдвардса, то «Остров черепа» и вовсе идет на ура.
Зритель, нежно любящий кайдзю, хочет их побольше, а занудных людишек поменьше. Эдвардс же снял «Годзиллу» по японской методике. Она подразумевает долгое нагнетание и подготовку зрителя к 10-минутному появлению нашей любимой двуногой «горелки». На фоне такого занудства «Конг», разумеется, выглядит крайне презентабельно. Да, у него клишированные персонажи и убогий сценарий. Зато движуха начинается очень быстро по меркам блокбастеров, и какая движуха! Солдатня с любовью использует пулеметы и бомбы, Конг делает из гигантского осьминога сашими, а чудовищный ящер сбивает вояку ударом хвоста, аки гольфист мячик. Подобного в фильме хватает, и потому «Конгу» стоит уделить внимание.
Минутка субъективщины
В «Конге» действительно отличный экшен, но мне не хватило гигантских существ. Всех, кого показывали в трейлерах, сливают уже в первые полчаса, а затем в кадре появляется только Конг. Действие фильма ограничивается островом Черепа (впервые в серии), а значит Вот-Робертс мог показать гораздо больше его уникальной фауны. Студия же успешно «пролюбила» такую возможность, за что обидно.
Джордан Вот-Робертс не пошел тропою Джексона и оригинала 33-го года, поэтому его «Конг: Остров Черепа» потерял в душевности и эмоциях. Режиссер сделал упор на красивые пейзажи и креативный экшен, которые действительно получились удачными. Местами глуповатый и несуразный, «Конг», однако, задает правильный настрой перед бурным летом.