За время работы над играми Mass Effect вышло много сопутствующих художественных произведений, расширяющих вселенную: книги, анимационные фильмы, огромное количество комиксов. Появилось очень много сопутствующих товаров из игры: фигурки, постеры, одежда... Но сегодня мы соберём в одном материале всю самую важную информацию именно об играх по вселенной Mass Effect и проследим эволюцию развития этой уникальной серии игр.
Mass Effect (20 ноября 2007)
В 2007 году вышла первая часть Mass Effect. Её концепт был
написан ещё до выхода Xbox
360, но задумывался для него (тогда разработчики называли приставку «Xbox 2»); тогда вид игры
несколько отличался (например, в финальной версии не была реализована фича
продажи предметов между игроками).
Mass Effect предоставил игрокам не только проработанную Sci-Fi-вселенную
с самыми разными расам (у каждой своя история и отношения с другими), но и
позволил игроку оказаться в будущем, где общение с другими цивилизациями - обыденная
вещь, а полёт в другие звёздные системы можно совершить одним нажатием на
кнопку (подразумевается, что и во селенной игры это делается очень быстро).
В этих системах игрок под завораживающую музыку, пробуждающую
жажду исследований, мог читать о каждой планете в системе, и представлять себе,
каково это - оказаться на ней, наблюдать с орбиты за красивыми узорами ландшафта.
На некоторые из них даже можно было приземлиться, пройтись по грунту и своими
глазами увидеть небо, найти свидетельства различных событий, посетить
загадочные раскопки и найти древние артефакты, оставленные загадочно
исчезнувшей расой протеан.
Для разрешения межгалактической угрозы игроку представляется
самый совершенный космический корабль, а членами экипажа становятся
представители многих боеспособных и дружественных рас, через которых во многом
и идёт знакомство со вселенной, а сами они постепенно становятся ближе, чем
простор персонажи игры.
Достигается это возможностью ведения диалогов, в которых
выбирать каждый вариант диалога в соответствии со своими убеждениями и
моральными принципами. От решений игрока зависит не только жизни его команды,
но и судьба целых рас и всей галактики.
Сюжет игры начинается с момента, когда человечество только
вступило в межгалактическое сообщество, многие не считаются с нашей расой, не
доверяют, но именно её представители бросят вызов неотвратимой и страшной
судьбе галактики.
Игра представляет собой экшн с ролевыми элементами - игрок
развивает своего персонажа в соответствие с выбранным классом, и очень важно
взять с собой в бой наиболее подходящих напарников, чтобы те были не просто
подходили под тип врагов, а являлись критически важной частью команды как
единого организма; имеет это значение для сюжета, потому что разные сопартийцы
могут по разному реагировать на события миссии, предоставляя новый уникальный
контент.
Первая часть игры ограничилась двумя дополнениями, одно из которых
предлагало новое опасное приключение, а другое добавило аркадный режим, который
помог фанатам дождаться следующей части.
Mass Effect: Galaxy (22 июня 2009)
Эксклюзивная игра для iPhone и iPod Touch, потому доступна очень
ограниченному кругу геймеров, и немногие о ней вообще знали. Игра использует
вселенную, персонажей, музыку из первой части, но во многом (в силу мобильной
платформы) идёт своим путём.
Геймплей представляет собой шутер с видом сверху, где
достаточно условно Джейкоб (герой Mass Effect 2) сражается с батарианскими террористами в перерывах
между заставками, сделанными как полуанимированные комиксы, и диалогами, где
варианты ответов тоже имеют характер и оттенок подобно предыдущей части, но
изображаются в виде бокового кругового меню с иконками.
Игра стала отличным способом для Electronic Arts заработать
дополнительные деньги, а для фанатов - отличной возможностью снова погрузиться
во вселенную Mass Effect в формате интерактивного кино. Тем более, что главные
её герои - Джейкоб и Миранда - не последние по значению персонажи долгожданной
Mass Effect 2, которая затем выйдет уже через 7 месяцев.
Mass Effect 2 (26 января 2010)
Долгожданное продолжение Mass Effect вышло в 2010 году и
представляло собой абсолютно новый уровень геймплея и сюжетной подачи. Игровой
процесс стал гораздо более динамичным, было вырезано все лишнее: количество
веток навыков уменьшилось за счёт их объединения, при том, что оставался
простор для стратегии в направлении развития каждого навыка; кардинальную
перемену претерпел способ применения навыков - больше они не восстанавливались
отдельно друг от друга - теперь герой применял один, и становились недоступны
сразу все, пока идёт восстановление, но само оно проходит гораздо быстрее, чем
в первой части.
Больше игрок не носил с собой арсеналы оружия - теперь у
каждого было своё имя, тонкости ведения огня и эффективность против различных
типов брони; само огнестрельное распространялось на всех бойцов, как и
модификаторы оружия, брони и организма - больше не надо было переставлять все
предметы при смене персонажа, что избавило игроков от многих хлопот и лишних
телодвижений.
Вместе с появлением у врагов дополнительного типа строки
здоровья, для эффективного убавления которой нужны были особые оружия и навыки,
появились новые классы вооружения и связки способностей, наносящие
дополнительный урон.
Изменения претерпела подача миссий, которые теперь были
строго проработанными и по окончанию каждой игрок получал финансирование
операций на основе своей успешности, а также своеобразный отчёт. Таким образом
сюжет во всех миссиях стал лучше, а сами локации проработаннее, но пострадала
свобода исследований, когда игрок больше не мог прогуливаться по планетам в
поисках интересных мест.
Зато игрок получил возможность управлять движением корабля
внутри системы планет, а также инициировать поиск ресурсов в любой из них,
которые затем тратить на улучшение корабля или прокачку всего, что относится к
непосредственному бою.
Не смотря на упрощённую модель диалога, когда у Шепарда
уменьшилось количество вариантов диалога, режиссура самих диалогов значительно
увеличилась. Появился новый тип QTE,
также основанный на моральных принципах игрока, когда он мог, например, вовремя
поддержать или ударить собеседника. Поступки игрока теперь напрямую отражались
на внешности его героя. Также игрок получил возможность обставлять каюту
капитана по своему вкусу - тоже своего рода персонализация.
Фанаты были в восторге от того, что все принятые ими решения
в первой части были перенесены во вторую, продолжая историю именно такой, какая
она у них сложилась.
Самая главная тема Mass Effect 2 - это сопартийцы, которым во многом посвящена эта часть
игры. Игрок не только набирает в свою команду безумное количество новых бойцов,
каждый из которых интересней другого, но и сближается с ними и с напарниками из
первой части через дополнительные сайд-квесты и общение на борту корабля. Ближе
к концу игроку предлагается очень много серьёзных выборов, от которых зависит
жизнь его подопечных, к которым он в большинстве случаев уже сильно привязался.
В это части игры случился настоящий всплеск дополнений, добавляющий
в игру много обмундирования и орудия, без которых игрок вполне мог бы обойтись.
Впрочем, было добавлено и гораздо больше сюжетных дополнений, чем в предыдущей
части, рассказывающих не только интересные истории, но также дополняющих в и
без того большую команду капитана двумя новыми бойцами.
Mass Effect: Infiltrator (6 марта 2012)
Игра вышла одновременно с релизом финальной части трилогии
Mass Effect снова на мобильные платформы, правда на этот раз на чуть более
широкий их спектр - не только на iOS, но и на Android... хотя для России
разницы не оказалось, потому что в этом регионе Mass Effect: Infiltrator для
Android недоступен.
Сюжет рассказывает об агенте прочеловеческой
террористической организации Цербер, который посчитал её деятельность выходящий
за рамки морали и обратился против начальства. В отличие от предыдущей
мобильной игры, эта обладает гораздо более продвинутой графикой, по возможности
копирующей геймплей и интерфейс третей части игры. Звуковое сопровождение и
дизайн взяты из существующих на день релиза частей Mass Effect.
После обновления появилась возможность сыграть за беглого турианца,
что можно было бы назвать первой во вселенной Mass Effect возможностью сыграть
за инопланетянина, если бы не наличие мультиплеера в Mass Effect 3 с куда более широким
выбором играбельных других рас.
Уникальной особенностью данной игры стала возможность достать
военные ресурсы для помощи Шепарду в его деле по спасению галактики в ME3 (т.е. достижения будут
перенесены из мобильной игры в финальную часть трилогии). Данный вид военных
ресурсов доступен эксклюзивно прошедшим Mass Effect: Infiltrator людям.
Mass Effect 3 (6 марта 2012)
Финал эпичной трилогии, релиз которого состоялся в 2012
году, во многом отличился геймплеем даже от второй части. Боевая система стала
ещё более динамичной: появилась возможность быстро преодолевать укрытие,
убивать через него врагов; сама постановка баталий стала заметно более эпичной -
в неё разработчики добавили много взрывов и разрушений, в центре которых много
раз оказывается герой и его команда.
Навыки персонажей не увеличились в детализации, но появилось
много новых (в частности за счёт мультиплеера). Самого разного орудия для
каждого из пяти классов стало гораздо больше (шестой тип - суперпушки - теперь
изредка находился на миссиях, и бросался после использования). Улучшение оружия
теперь имело вид различных модификаторов, устанавливаемых в количестве двух
штук, а также прокачки всех его характеристик за деньги.
Говоря об оружии: в этой части Mass Effect игроку пришлось
действительно выбирать между грубой силой и способностями, потому что вес
вооружения влиял скорость восстановления навыков. В результате натурально
выходило так, что биотик нёс в руках слабое и лёгкое оружие, делая упор на
навыки, а солдат тяжёлое и мощное, делая упор на урон от выстрелов.
Больше игрок не занимался опустошением недр планет, и мини-игра
по сканированию планет использовалась только для выполнения сайд-квестов по
поиску объектов в галактике. В силу сюжетных обстоятельств игроку почти не надо
было тратить деньги на заправку транспорта, поскольку топливо можно было найти
прямо в космосе. Но вместе с тем Нормандия привлекала внимание Жнецов, от
которых затем приходилось удерать.
Варианты диалогов были сокращены ещё больше даже по
сравнению со второй частью. Если в самом начале у игрока обычно были
положительный, нейтральный и отрицательный вариант в диалоге, а также 2-3
уточнения, то в Mass Effect 3 зачастую он имел
лишь «да, нет и уточнение». В первой части Шепард лишнего слова не мог сказать
без выбора - тут же игрок больше смотрит цельные диалоги персонажей,
периодически получая возможность направить их нужное русло или выразить своё
мнение.
Разработчики попытались подвести игру к формату привычного
шутера, для чего добавили возможность включения особого режима, при котором
игрок не выбирает варианты диалогов, а просто смотрит их как заставки, принимая
решения только в самых важных ситуациях.
BioWare
попыталась сделать игру и более доступной для сексуальных меньшинств, добавив
персонажа-мужчину и женщину гомосексуальной ориентации, а также сделав одного
из мужских персонажей бисексуальным.
Взаимодействие с сопартийцами было возведено на новый
уровень - теперь они не сидели по своим каютам, а могли быть в разных частях
корабля, общаясь друг с другом, или на просторах Цитадели, занимаясь различными
делами. За счёт этого взаимодействие с ними стало менее структурированных и
более реалистичным. Имея уже большой опыт за плечами, опасностей и приключений,
пройденных вместе, напарники смогли раскрыться со стороны очень близких людей,
с ностальгируя о былых временах и по доброму подшучивая.
Разумеется, и сделанные Шепардом выборы через года откликаются
в третьей части. Даже дополнения предыдущих частей предоставляют новый контент
в третьей, и так выходит, что заплатив за DLC игрок получил дополнительный контент сразу в нескольких играх.
Игра имеет и беспрецедентное количество сторонних квестов,
пускай в высшей степени условных: на Цитадели может быть встречено огромное
количество представителей разных рас, для которых нужно что-то найти на одной
из планет в космосе.
С NPC связан и другой новый элемент - своеобразные моральные
мини-игры, когда проходя по локации в окружении дружественных рас вы можете
услышать спор между ними, и возможность поддержать одну из сторон. Это
абсолютно новый способ моральных выборов, и своего рода эволюция с момента
первой части. Другой тип моральной мини-игры - это доступный игроку терминал Спектра,
позволяющий принимать не столько моральные, сколько дальнозоркие и ответственные
решения, в некоторых случаях дающие или отнимающие военные ресурсы.
Военные ресурсы - очень важная часть Mass Effect 3. Если в первой части
Шепард гнался за преступником, постепенно выхода на след чего-то большего, во
второй занимался набором команды и апгрейдом корабля во время подготовки к
суицидальной миссии, то в Mass Effect 3 главная деятельность Шепарда - это сбор
военных ресурсов и объединение галактики против общего врага, что полностью обусловлено
сюжетом.
В Mass Effect
3 влияющие на победу в войне ресурсы двух видов: военные, получаемые в
одиночной кампании за счёт объединения различных рас галактики и сотрудничества
с самыми опытными и умелыми бойцами, а также готовностью галактики - это
показатель, исчисляемый в процентах, показывающий обстановку во всех её частях,
и при низком её показателе игрок не может рассчитывать на самую лучшую
концовку, что в некоторых случаях защитило игру от пиратства.
Повышается ней готовность путём участия игрока в мультиплеерных
кооперативных спецоперациях по обороне важных точек от главных врагов галактики
(после всех обновлений их разновидностей стало 4 - по количеству бойцов в
команде).
Мультиплеер позволил игрокам впервые сыграть самыми разными
инопланетными расами и классами, число которых увеличилось вдвое с последующими
бесплатными обновлениями. Втрое увеличилось количество карт, в несколько раз
больше стало типов миссией и видов оружия.
Сам мультиплеер значительно вырос для своего жанра - в одном
из обновлений появилось огромное количество достижений, обеспечивших игроку
многие десятки часов геймплея во время достижения новых целей и высот. В
сочетании с имеющейся до того возможности прокачки каждого класса персонажей до
20-го уровня, затем их повышения и начала прокачки сначала. Всё это вышло
исчерпывающим удлинением игры для фанатам, которые не были готовы расстаться со
вселенной Mass Effect.
Концовка игры вызвала настоящую драму в сообществе (чего и
стоило ожидать), ведь каждый по-своему представлял себе финал эпичной трилогии, потому BioWare пошла на беспрецедентный шаг, выпустив бесплатное сюжетное
расширение, дополняющие последние минуты игры. И пускай оно слабо помогло с негодующим
фанатам, оно всё же подарило много дополнительного контента и даже добавило
альтернативную концовку.
Но после этого игроков ждало ещё много сюжетных дополнений,
одно из которых - «Левиафан» - раскрывает вековые загадки Mass Effect, а другое
- «Цитадель» - является чем-то большим, чем просто DLC.
По количеству контента и сюжету Цитадель тянет на отдельную
игру. В нём Шепард со всеми своими любимыми сопартийцами попадает в передрягу, выливающуюся
в увлекательнейшее путешествие с новыми интересными суперзлодеями, неожиданными
поворотами, а также кучей юмора, большую часть которого поймёт только фанат Mass Effect.
На этом можно было бы остановиться, но после всех боёв
Цитадель предлагает в несколько раз больше мирного контента: у игрока
открывается целый новый квартал и собственная квартира, и на этой территории он
может проводить время со всеми своими бывшими и нынешними членами команды в
самых разных ситуациях, и, конечно же, устроить вечеринку - главную фишку
дополнения.
Помимо прочего дополнение добавляет огромное количество
мини-игр в виде игровых автоматов и столов в казино, а также аркадный режим
наподобие аналогичного в дополнении Pinnacle Station из первой част, в котором
игрок может сразиться в аркадном матче, имея в команде любого из своих бывших и
нынешних членов команды.
Таким образом Bioware проделала огромную работу, чтобы дать
игрока возможность следует насладиться игрой и попрощаться со своими любимыми
персонажами, ведь в следующей части появление их не ожидается.
Тем временем разработка новой части Mass Effect в самом разгаре. Из того, что известно: в ней не будет персонажей из оригинальной трилогии (они могут лишь упоминаться между делом) - это будет абсолютно новая история в любимой вселенной. Первой информации об игре стоит ожидать в течение 2014 года.