Обзор Twin Mirror. Зеркало для героя

Детективный триллер от авторов Life is Strange, не оскорбляющий интеллект игрока
Поделиться
Отправить
Поделиться
3.12 2020

Очередная адвенчура французской студии Dontnod, авторов Remember Me и Life is Strange, на этот раз представляет собой психологический триллер, в котором нам приходится копаться в прошлом, разгадывать тайны, но довольно часто — скучать.

Сэм Хиггс, бывший журналист-расследователь, приезжает в родной провинциальный городок Бэйсвуд на поминки по лучшему другу. Из-за материала Сэма в местной газете закрылась градообразующая шахта, и его возвращению рады не все. После предварительных прогулок по городу и общения с местными, то ли на радостях, то ли просто от нечего делать Сэм напивается до беспамятства, отчего у игры случается завязка: проснувшись в отеле, герой страдает от дикого похмелья и силится что-либо вспомнить. События предыдущего вечера явно пестрили чем-то незаурядным, потому что в номере среди прочего обнаруживается окровавленная рубашка, и Сэм начинает восстанавливать битые кластеры своей промоченной в алкоголе памяти, отчего у игры наконец случается осмысленный геймплей.

Поминки пришлись аккурат на день шахтера: не самое удачное время для прогулок по городу

Мы управляем героем с видом от третьего лица и ищем улики, примерно как Коннор в игре-землячке Detroit: Become Human. С мыслительным процессом Сэму помогает его воображаемое альтер-эго — безымянный, самоуверенный (чего так не хватает самому Сэму) тип, а также способность протагониста переходить в «чертоги разума»: нас переносит на отдельные сверкающие зеркальными полигонами уровни, служащие манифестацией хода рассуждений героя. На них игрок выбирает возможные ходы развития событий и сопоставляет их с найденными в реальном мире уликами до тех пор, пока не сложится верный вариант.

Газета Basswood Jungle не занимается играми, но их панно любая игрожурская редакция позавидовала бы

В такой структуре и проходит основная часть игрового процесса: говорим с персонажами, натыкаемся на загадку, собираем улики и восстанавливаем произошедшее. Иногда занимаемся мини-играми, когда нам предлагают погулять по сознанию героя, как Макс Пэйн гулял по своим кошмарам: например, Сэму надо пробежать через нужные зеркала, чтобы успокоиться при виде окровавленной рубашки, или сконцентрироваться на альтер-эго в другом напряженном эпизоде. В ключевые моменты сюжета игра дает выбор, как поступить и что сказать, и на основе этого выбора ведется какая-то не сильно нужная статистика. У истории несколько концовок, но Twin Miror в этом смысле не делает крутых поворотов, по крайней мере поначалу — меняются лишь некоторые некритичные детали событий и диалогов. Сюжет прописан четко: надо лишь раскрыть, что именно произошло.

Самые важные сегменты расследований проходят в окружении воображаемых объектов: мы в реальном времени видим, как они движутся согласно предположениям Сэма

Много информации о персонажах дается в записях Сэма, так что в них стоит заглянуть хотя бы из любопытства. Персонажи — пожалуй, главное, что есть в игре. У всех есть свои ярко выраженные черты: полицейский-экстраверт все время немного на взводе, Анна, бывшая девушка Сэма, — глубже и сложнее, чем может показаться на первый взгляд. В какой-то момент Twin Miror превращается в произведение о человеческих отношениях, на время забывая о своей триллерной составляющей и напоминая о другом создании студии — Life is Strange.

Авторы явно изначально замахнулись на вайб «Твин Пикс» (на это намекают название, путешествия по мистическим пространствам и официантка по фамилии Линч как минимум), но для этого в сюжете не хватает диких персонажей вроде говорящей с поленом женщины и постоянного ощущения всеобщего легкого помешательства. По атмосфере Twin Miror больше всего похожа на один из миллиона тех фильмов, что можно найти, щелкая по телеканалам в любое время: кто-то куда-то задумчиво едет на машине, мелькают деревья за окном, звучит пианино. Обычно такие фильмы смотрят ради любимых актеров. Игра хорошо написана, и постепенно подбрасывает новые и новые загадки, но любимых актеров, понятно, нет, а самые интересные моменты — это расследования событий, геймплейным разнообразием не богатые. Скорее получился обычный детектив-триллер, в котором главный герой разговаривает сам с собой и много копается в прошлом — своем и других людей. Cюжет дает несколько абсурдный фертель в лагере-ночлежке, где Сэму надо добраться до нужного трейлера (герой вдруг выбирает очень уж радикальное решение), но абсурд продиктован желанием разработчиков добавить действия в геймплей, в котором и правда мало что происходит. Плюс медленная ходьба героя и бессмысленные разговоры, случается, нагоняют скуку. До того, что самый захватывающий экшен во всей игре происходит в аркадном Pac-Man.

Отмахиваться от помощи альтер-эго можно, но не стоит это делать каждый раз: он часто говорит правильные вещи

Здесь нет истерических поворотов сюжета, как это бывало в работах Дэвида Кейджа: Twin Miror развертывается медленно, поступательно, а проблемы участников истории по своей сути куда более приближены к реальности. Это игра о взрослых людях, от взрослых людей и для взрослых людей, которые другим нарративным формам искусства чаще предпочитают видеоигры. Неудачные романтические отношения, издержки профессии журналиста, побег от самого себя и нравы провинциального города — не те темы, что поднимет новомодный шутер или симулятор козла. Ближе к концу действа вам больше захочется разобраться в том, что в именно в жизни Сэма пошло не так, что лежало в основе его отъезда из Бэйсвуда, и глубже понять травмирующие пункты его биографии, от которых у Сэма, на секундочку, воображаемый друг завелся.

Игра удачно затягивает в свои хитросплетения. Люди в ней похожи на людей, говорят по-людски и ведут себя соответствующе: могут понять, а могут обидеться и ко всем чертям послать, или как минимум огрызнуться. Сценарий обогащен мелкими деталями, музыка очень хорошо подходит лесному пейзажу Бейсвуда, да и выглядит все для жанра 6-часового детективного рассказа довольно неплохо. Практически камерный, но богатый деталями мир Twin Miror заставляет в себя поверить и не уступит в этом какому-нибудь сериалу средней руки. Полная версия игры, к слову, сначала не планировалась как единое произведение: изначально авторы хотели поставлять историю поэпизодно. Но, судя по названиям сохранений и концовке — бюджета хватило только на длинный первый эпизод.

Одна из самых интересных задач — добраться до трейлера подозреваемого в обход врагов

Портят ощущение от приключений Сэма Хиггса, помимо спорадической нудности, технические недоработки: наведение на предметы иногда не срабатывает, текстуры не сразу подгружаются; бывает, пропадают целые модели. Особенно обидный баг есть в кульминационной сцене — программисты явно не успели отшлифовать релизную версию, и по меньшей мере один патч нужен. Лицевая анимация попутчиков журналиста порой ограничивается открыванием ртов под эмоциональные пассажи актеров. А перевод в субтитрах постоянно ошибается в мелочах — не особенно важных, но из-за них можно упустить некоторые нужные для понимания героев нюансы. Иногда локализация их перевирает. Например, Джоан, дочь похороненного Ника, в оригинале говорит, что Сэм по профессии ближе всего к детективу из всех, кого она знает, а в субтитрах — что он ее самый близкий человек.

В целом же перед нами, хоть проходная и немного забагованная, но недурная работа студии Dontnod. Из-за жанровых особенностей — произведение на любителя, главное достоинство которого — это нарратив, отличающийся довольно высоким качеством работы сценаристов. Когда-то адекватные сценарии были редкостью даже среди самых ожидаемых игр, сейчас же есть студии вроде Dontnod, выпускающие нишевый, но не оскорбляющий интеллект игрока продукт. Чем не индустриальный прогресс?
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
3 декабря 2020 17:45
Подозреваю, что такая шляпа как и вторая Life is Strange.
Ответить
4 декабря 2020 02:58
Remember Me клевая.
Ответить
4 декабря 2020 12:51
Отличная!
Ответить
4 декабря 2020 08:03
Прикупил. В выходные засяду.
Ответить
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения