Veni, vidi, vici — обзор Imperator: Rome

Все дороги ведут в хардкорные стратегии от Paradox
Поделиться
Отправить
Поделиться
26.04

Скажите любому фанату стратегий словосочетание «гранд-стратегия от Парадокс», и он сразу поймет, о чем идет речь: огромная разноцветная карта, раздробленная на тысячи мелких кусочков — провинций, городов, стран — каждым из которых можно полноценно управлять, а также невероятно высокий порог вхождения. В новой игре первое остается неизменным, а от второго разработчики попытались отказаться. Получилось, к сожалению, лишь отчасти.

События Imperator: Rome разворачиваются спустя несколько лет после смерти Александра Македонского. Его империя раздроблена, остатки его людей борются за власть в разных странах, а в Европе царит хаос. Но есть он — вечный и могучий, неподвластный времени и невзгодам — Рим. На плечи игрока ложится огромная ответственность: создать ту великую империю, о которой мы с вами знаем из учебников по истории. Рим силен, но Рим не прост. С его огромной боевой и финансовой мощью должен считаться каждый, но использовать ее отнюдь не так легко. Каждое решение должно быть одобрено сенатом, и порой граждане становятся главной преградой тому или иному важному решению. 

Но как правило, завоевывать соседей не мешает никто, ведь выстоять против натиска вышколенных когорт «вечного города» мало кто способен. Рим — отличный выбор для людей, которые любят «красить» карту в один цвет. Но на каждый Рим есть свой Карфаген. Карфагеняне имеют свои преимущества и недостатки — пусть начальные позиции этой державы и выглядят намного солиднее римских, но им гораздо сложнее контролировать каждый уголок своей протянутой по всему северу Африки империи. А вообще, кто говорит, что нам нужно бороться за сильных мира сего? Почему бы не возглавить раздробленные племена северной Европы и не объединить их в силу континентального масштаба? Или же помочь британским народам объединить Альбион? Управлять традиционно можно всеми. Но важно понимать, что не каждому правителю предначертано завоевать мир. Разработчики предлагают несколько реалистичных путей развития для каждой страны в подменю «Решений». На них стоит ориентироваться, так как путь к их достижению неизменно лежит через усиление державы.

Диктатура в Риме? Легко. И сенат нам больше не помеха Диктатура в Риме? Легко. И сенат нам больше не помеха

Crusader Kings 2 — это, можно сказать, РПГ среди «парадоксовских» стратегий. Большой упор на персонажей и придворные интриги дают отличное подспорье для отыгрыша. Europa Universalis 4 — это игра про завоевания и перекрашивание карты в свой цвет. В Imperator: Rome  разработчики попытались объединить эти две стороны в одну медаль. Стоит отметить, что получилось хорошо: механики, перекочевавшие сюда из тех двух серий не выглядят неуместными. Показатель стабильности, например, это один из важнейших элементов, за которым нужно следить правителям больших империй, иначе не избежать гражданской войны.

Кусочки, на которые поделена карта, теперь не провинции — это города. И количество их ошеломляет: более семи тысяч. Исторических огрехов тут, к сожалению, больше. Например, Грузинский (а тогда — Иберийский) Тбилиси как город появился лишь в 5 веке. Но не стоит придавать этому слишком большого значения: история сама по себе наука не слишком точная, и глупо требовать стопроцентной аккуратности у разработчика компьютерных стратегий.

Форма правления порой кардинально меняет стиль игры Форма правления порой кардинально меняет стиль игры

Опытный игрок сразу заметит, что на карте подозрительно много недоступных серых участков. За ними кроется интересный геймплейный элемент. Рассмотрим его на примере Египта.

Египет после смерти Александра остался практически не тронут извне, его душили междоусобные распри среди местных и правящих остатков династии Александра. Возникает вопрос: «А что если я сумею урегулировать этот вопрос? Игра дает мне достаточно рычагов для этого. Что тогда сможет помешать могучему Египту втоптать в грязь остальной мир?» 

Помешает само устройство Египта. Главная жизненная артерия государства — великий Нил — сосредоточил всю жизнь страны вокруг себя. Цивилизация змейкой вьется вместе с каждым поворотом могучей реки, берега которой плодородны как никакое другое место на земле. Но владения Египта не ограничиваются бассейном Нила — бескрайние пустыни вокруг тоже принадлежат государству. И эти земли, куда не ступит нога цивилизованного египтянина, являются домом для варваров, чьи набеги и есть главная проблема Египта. Проблема в том, что их нельзя просто взять и раздавить аки растявкавшегося на слона Моську-соседа: их земли неприступны и их домогательства приходится терпеть.

Не так страшен черт как его малюют: при должном объяснении все оказывается не так сложно Не так страшен черт как его малюют: при должном объяснении все оказывается не так сложно

Ошеломительный успех космической стратегии Stellaris явно дал понять, что функциональный туториал — это просто-напросто базовая необходимость. Но в отличие от «Стеллариса», тут он не интегрирован в саму игру, а вынесен отдельным режимом. В нем заданы достаточно простые задачи, выполняя которые игрок постепенно знакомится с азами управления державой. Однако, он может ввести в некоторое заблуждение: Рим, который дается в туториале, намного сильнее и богаче, чем в обычном режиме.

Знаний, которые дает обучение, должно хватить на начало партии; далее на смену им должен прийти опыт. Но проблема заключается в том, что интерфейс Imperator: Rome все равно крайне далек от интуитивного. Порой бывает сложно понять, по какой причине невозможно принять то или иное решение, или же какую менюшку нужно открыть, дабы найти нужную информацию. 

А еще игра не объясняет ничего. Например, при попытке завоевать юг Этрурии меня долгое время не пускали в один из их городов, а потом, через несколько ходов, пустили. Причина этого мне не понятна до сих пор.

Неинтуитивность интерфейса обусловлена еще и тем, что множество элементов по своей сути — это таблицы из Excel. Множество цифр, куча процентных бонусов к показателям, которые надо искать в других таблицах, бонусы, штрафы. И это все надо знать и запоминать. Да и весь интерфейс, мягко говоря, неудобен и некрасив: огромные круглые иконки с неочевидными картинками лучше было бы заменить обычными плашками со стилизованным текстом, а тултипы могли бы всплывать быстрее.

Пусть милость Цереры принесет нам процветание! Пусть милость Цереры принесет нам процветание!

Знамения — глобальный бонус на всю страну — оформлены как благословение богов. Этот момент мне не слишком понятен: зачем нужна мистическая оболочка такому прямолинейному бонусу, как к примеру, +10% к скорости изучения технологий? Древо технологий тоже несколько разочаровывает: почти абсолютное большинство их дает все те же пресловутые бонусы к циферкам, и что-либо мало-мальски интересное появляется лишь глубоко в лейтгейме.

Зато функционал трейда сделан максимально хорошо. Все ресурсы дают разные бонусы, и при нужде легко можно найти ту страну, из которой можно импортировать блага. Политические отношения с близлежащими странами крайне важны, но не менее важно пытаться наладить отношения и с далекими: обменять вино, которое у нас есть в достатке, на слонов из дальних земель, а потом затоптать ими наших недругов — дорогого стоит.

Плюс к плюсу бонуса бонуса Плюс к плюсу бонуса бонуса

Военный геймплей в Imperator: Rome хорош без всяких «но». Большой выбор юнитов позволяет делать как специализированные армии под конкретно взятые задачи, так и огромные многофункциональные легионы смерти. Военный геймплей — это игра маневров: крайне важно занять стратегические локации, перекрыть путь неприятелю, заставить его вступить в неравный и неблагоприятный бой. Каждой когорте доступны несколько тактик ведения боя: у каждой есть свои плюсы и минусы, полезные свойства и окна для применения. Например, тяжелые копейщики в защитной формации будут нести наименьшее количество потерь против стандартного построения врага, но если он применит тактику шокирующих нападок и отступлений, то ценой немалых потерь он сможет разобрать эту бронированную черепаху.

Критично важно всегда поддерживать мораль солдат на должном уровне: даже преимущество в несколько тысяч человек ничего не значит, когда армия деморализована и не готова к бою. Не стоит давать слишком много власти какому-либо отдельно взятому генералу, ведь каждая новая победа над неприятелем может породить нового — более грозного и более опасного — врага изнутри, соперника за трон.

Сначала Апенины, затем — вся Европа! Сначала Апенины, затем — вся Европа!

Выглядит игра достаточно неплохо, несмотря на древность и ветхость движка. Географические подробности стали как никогда близкими к действительности, а огромное количество различных вариантов карт позволяют мониторить нужные параметры. Но также как и Stellaris, Imperator: Rome  может начать задыхаться в мид-лейтгейме: количество вычислений попросту достигает космических масштабов и дает попотеть даже топовым процессорам.

Также есть немного странный вопрос: а нужна ли была Imperator: Rome вообще? Стоит сделать оговорку, что игра хороша и стоит своих денег — но с похожим успехом она могла быть новой Crusader Kings, Europa Universalis или даже Victoria. Я не ставлю под сомнение вопрос о необходимости существования этой игры, но я не уверен, нужно ли было создавать новую IP для этого. И не забывайте о любви Paradox к выпуску DLC.

Перед нами не конечный продукт, а скорее первая, начальная форма чего-то большого. Большого как Рим, в который, как известно, ведут все дороги.
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
Написать комментарий
Горячие обсуждения