Fable всегда занимала особую нишу в жанре RPG. Первая часть вообще была своеобразной революцией. Здесь нужно было принимать массу непростых решений еще до того, как ведьмак Геральт из книг перебрался в мир видеоигр, а завести семью и строить отношения с окружающими в перерывах между ожесточенными баталиями еще не было так модно, как сегодня. Fable была симулятором героя. Здесь можно было прожить целую геройскую жизнь от начала до конца, которая заключалась не только в спасении мира и истреблении толп злодеев, но и в попытках понравиться очередной деревенской красавице, получить лучшую цену за уютный дом и выбить главный приз в соревновании по пинанию куриц.
Герой рос, покрывался сединой, приобретал опыт и знания, а возможно и пивное брюшко вкупе с демоническими рожками и набором устрашающих татуировок. Все зависело от того, как вел себя игрок. К заключительной главе с экрана монитора на него мог смотреть могучий рыцарь в сверкающих доспехах, а мог тщедушный злобный колдун, приводящий в ужас всю округу. Да, до релиза игры Питер Молинье обещал в несколько раз больше того, что мы увидели в итоге (как, впрочем, и обычно), однако и этого немногого с лихвой хватило на то, чтобы сделать неповторимую игру с такими возможностями, которых не было больше нигде.
Затем последовала замечательная вторая часть, в которой разработчики развили все многочисленные плюсы и особенности первой. Вышло просто отлично, но ни такой густой атмосферы, ни самозабвенного увлечения процессом поиска серебряных ключей и говорящих дверей здесь все равно не было. Третья часть и подавно выглядела скорее как крупный контент-пак для Fable 2, оставаясь, впрочем, неплохой RPG от «дяди Пети», где с успехом работали все те же механизмы и идеи, что и в первых двух частях. Пресловутая система управления королевством все равно не работала так, как это было задумано изначально, и сводилась к тому, что нам приходилось постоянно отстегивать деньги в бюджет из собственного кармана.
Затем серия стала превращаться в рельсовое развлечение для Kinect, и на фоне выхода крупнейших хитов со свободным миром про нее все забыли. До тех пор, пока зимой этого года на Xbox 360 не появилось переиздание самой первой части с улучшенной графикой. И вот очередь дошла до PC. Многие могут посетовать, что лучше бы Microsoft уже одумалась и выпустила на этой платформе вторую часть, которую в края персональных компьютеров до сих пор так и не завезли, и будут абсолютно правы. Здесь, однако, мы имеем то, что имеем, и это, на самом деле, не так уж плохо. Ведь первой части Fable, как скажут все ветераны, много быть в принципе не может, и если уж у нас появилась возможность в очередной раз ее пройти, но уже с улучшенной и обновленной графикой, да еще и в современном разрешении, то упускать такую возможность явно не стоит.
На практике же дело обстоит следующим образом: новые hi-res текстуры вкупе с рядом улучшенных визуальных эффектов и разрешением Full HD делают свое дело: графика в самом деле значительно похорошела. Несмотря на то, что картинка выглядит вполне неплохо, огрехи анимации десятилетней давности бросаются в лицо. Исправляет ситуацию то, что выполнена игра в сказочном немного несерьезном стиле, из-за чего многие недостатки картинки воспринимаются как достоинства. Мирок игры получился ярким, волшебным и очень уютным. Глядя на это, довольно трудно сказать, что оригинал уже разменял первый десяток.
Что же касается контента, то здесь для PC-игроков практически ничего не изменилось. Дополнение The Lost Chapters они видели и раньше, а ряд бонусных (и весьма бесполезных) комплектов одежды, добавленных в игру, серьезным подарком точно не назовешь. Зато что точно заслуживает отдельного упоминания, так это управление, камера и интерфейс. Игра представляет собой настолько откровенный и грубый порт с консоли, что соваться сюда без геймпада будет крайне чревато. Если геймпад у вас есть, проблем не возникнет в принципе, потому что ни в мышке, ни к клавиатуре прикасаться не придется вовсе. Подключить его в самом начале игры мы рекомендуем даже самым ярым противникам альтернативных контроллеров для PC, потому что в ином случае они обрекают себя на натуральную муку.
Настраивать большинство кнопок правой половины клавиатуры нельзя совсем, а для навигации по разным уровням меню и инвентаря приходится нажимать разные (!) клавиши, притом что привычная «Esc» везде заменена «B», а «Enter» — «A». При такой дикой схеме заходить лишний раз в меню не хочется вовсе. Что и говорить про эликсиры, навсегда увеличивающие один из ключевых показателей. Чтобы выпить всего один такой, приходится прожимать на клавиатуре мудреные комбинации, и это при том, что после использования каждого меню закрывается и приходится повторять все сначала. К концу игры управляться с меню станет немного проще, что, впрочем, не отменяет того факта, что перед нами один из самых убогих и недружелюбных пользовательских интерфейсов всех времен и народов.
Камера же страдает другой болезнью Xbox — тряской. После каждого поворота она немного пружинит назад, что при внушительном размере дисплея вполне способно вызвать качку и тошноту. К этому тоже можно привыкнуть, но на первых порах играть с такой камерой не очень комфортно. Третья и заключительная проблема игры заключается в оптимизации. Спустя час или два игры, Fable благополучно сжирает всю доступную видеопамять, из-за чего частота кадров постепенно опускается. Если игру не выключить, то со временем она зависнет вовсе. Лечится это банальным перезапуском, но бороться с проседающей посреди важного сражения частотой кадров — удовольствие сомнительное.
При всем этом играть по-прежнему интересно. И не потому, что переиздание получилось таким уж отличным, а потому, что Fable — все еще Fable. Здесь можно наслаждаться главной музыкальной темой, стоя в зале героев и разглядывая красивые витражи, можно часами исследовать мир, пытаясь добыть все серебряные ключики и разгадать загадки говорящих дверей, готовых отдать скрытые за ними сокровища лишь самым смекалистым. Fable способна очаровать и затянуть в Альбион ровно также, как и десять лет назад. И Anniversary — лишь очередная причина это сделать.
Отдельно стоит сказать, что те, кто с серией не знаком, могут просто не проникнуться этой игрой лишь потому, что за столько лет революционные тогда вещи уже перестали быть революционными, мир может показаться непростительно маленьким, а некоторые диалоги слишком наивными (в Steam, к счастью, переведены лишь субтитры, а замечательная родная озвучка осталась нетронутой). И это нормально — мир меняется, и игры меняются вместе с ним. При этом среди новичков наверняка найдутся и те, для кого это переиздание станет замечательной возможностью с удовольствием пройти одну из лучших RPG всех времен и народов. Чего и говорить о ветеранах, которые, несмотря на то, что до сих пор помнят расположение каждого серебряного ключа, все равно купят обновленное издание и с упоением пройдут его еще раз. А то и не один.
Fable Anniversary в первую очередь стоит рассматривать как возможность пройти одну из лучших RPG в истории еще раз. Из плюсов — улучшенная графика и оригинальная озвучка. Из минусов — ужасный интерфейс, неудобное управление и проблемы с оптимизацией. Стоит ли оно того? Это каждому предстоит решить самостоятельно.