Обзор The Dark Pictures: Little Hope. Ведьма из Сайлент Хилл

Новый хоррор от авторов Until Dawn и Man of Medan
Поделиться
Отправить
Поделиться
29.10

Спустя год с небольшим после релиза Man of Medan вышла новая игра антологии хорроров The Dark Pictures. Свежий релиз от мастеров интерактивного ужаса из Supermassive Games обязателен к прохождению всем любителям этого жанра и большого кинематографа. Little Hope действительно ощущается скорее как продукт киноиндустрии — и в контексте жанра игрового фильма, представителем которого она и является, это несомненное достоинство. Но не все так идеально, и к игре есть вопросы.

The Dark Pictures: Little Hope действует по все тем же правилам, по которым работала Man of Medan, а чуть ранее — Until Dawn. Группа персонажей влипает в опасную паранормальную историю, из которой может и не выбраться в полном составе — или не выбраться вообще. Игроку предстоит принимать решения, выбирать реплики диалогов и проходить напряженные QTE — все эти факторы сыграют свою роль в развернувшемся сценарии. В корне поменять историю, конечно, не получится, но добраться до финала разными способами — это пожалуйста. Даже брошенная случайно необдуманная реплика в адрес одного из героев способна что-то поменять: отношения между ними могут складываться совершенно по-разному, что серьезно или не очень повлияет на ряд сцен.

Из-за крайне сжатых сроков рецензирования мне не удалось пройти игру несколько раз, но по первым впечатлениям развилок в сценарии предостаточно. Сложно судить, насколько сильно они способны изменить сюжет в общих его чертах, но потенциально поворотных моментов я видел много — не считая выбора реплик, которые также могут придать одной и той же сцене совершенно разное смысловое наполнение и окрасить историю в несколько иные тона.

Интересная идея для повторного прохождения: всегда выбирать «Промолчать»

Man of Medan пыталась объяснить паранормальные на первый взгляд события сюжетным твистом, сводя всю суть происходящего к галлюцинациям главных героев из-за боевого газа. Little Hope повторяет этот трюк еще раз. В центре внимания небольшой промышленный городок, который десятки лет назад опустел и превратился в город-призрак. Местная фабрика, вокруг которой однажды и выросло поселение, закрылась. Вместе с ней пропали рабочие места, а жители были вынуждены покинуть «Маленькую надежду». Кроме того, городок примечателен тем, что расположен в области города Салема, известного самой масштабной охотой на ведьм в истории.

От нее воняет ведьмой!

События игры разворачиваются сразу в двух временных линиях. Одна из них — современность, где группа студентов и преподаватели попадают в аварию посреди глубоких салемских лесов и оказываются в плену загадочного тумана. Он заставляет героев двигаться в сторону Литл-Хоупа, возвращая их петлей Мебиуса в начальную точку, если они идут в другом направлении. Вторая развернулась приблизительно в те же годы, когда в Салеме казнили два десятка людей по обвинениям в колдовстве. Время от времени герои попадают в прошлое и даже могут на него повлиять. И не просто могут, а должны — ведь во флэшбеках инквизиторы судят и казнят их собственных двойников. Почему одни и те же люди оказались одновременно в прошлом и будущем — большая загадка, которая будет интриговать до самого конца игры. 

Вы постоянно будете вспоминать про Silent Hill

Нарративно The Dark Pictures: Little Hope выглядит сильнее, чем Man of Medan. Если главный плот-твист первой игры в антологии хорроров можно было разглядеть за километр, то сценарий Little Hope получился куда более комплексным и таинственным. Там, где Man of Medan не вызывала желания повторить аттракцион и еще раз прогнать компанию друзей по кораблю-призраку, Little Hope буквально вынуждает пройти себя хотя бы разок по совсем другим дорожкам — слишком уж много вопросов остается после первого завершения сюжета. К сожалению, судя по тому, что я увидел в концовке, многие из них так и останутся не раскрытыми должным образом. Игра распутывает клубок сюжета очень топорным приемом, который в среде киноманов уже давно стал мемом. Может, читается это немного пространно, но сказать точнее — значит выдать критический спойлер. 

Лица порой не отличить от настоящих актеров

Конечно, стоит держать в уме, что интерактивное кино предполагает множество одновременно существующих дорожек сценария, по которым может развиваться история. Из-за этого особенно сложно соблюсти ее цельность и сбалансировать нарратив между всех этих тропинок. Если режиссер кино снимает одну двухчасовую ленту, которая от начала и до конца разыгрывается по центральной задумке, то интерактивное кино содержит куда больше контента — больше в кратное число раз. Supermassive Games могла очень ловко выйти из этой ловушки, сделав сюжет Little Hope открытым для интерпретаций и подготовив для него кардинально разные финалы, нарочито противоречащие друг другу. Мне кажется, что вместо однозначно истинного ответа лучше показать зрителю калейдоскоп — чтобы он мог посмотреть на все картинки, а затем сопоставить их и додумать детали.  


У вас тут сценарий закольцевался

История Little Hope рекурсивна (пока ее не зарубит финал). Определенные события в прошлом объясняются вмешательствами из будущего, а персонажи становятся причиной того, чему собирались помешать. Это создает бесконечную временную петлю, которую лучше и не пробовать распутать. Таким же трюком, например, воспользовался сценарист и режиссер нашумевшего сериала «Призрак дома на холме» Майк Флэнеган. Вау-эффект гарантирован, а все логические попытки деконструкции такого сюжетного хода терпят фиаско прямо на пороге: мы имеем дело со сверхъестественным, и оно не функционирует в рамках привычной человеку логики. Оно просто не поддается ей. Кстати, раз уж мы заговорили о кино — самую смешную издевку над такими «петлявыми» сюжетами можно увидеть в фильме «Реальность» Квентина Дюпье. Сильнее этого французского режиссера на тему лихо закольцованных сюжетов не высказывался никто. 


Финал — это главная проблема интригующего сюжета Little Hope. Впрочем, допускаю, что для кого-то такой сценарный ход может стать удовлетворительным или даже вовсе шокирующим. Но даже если отбросить всю содержательную функцию, слишком однозначный конец сильно бьет по реиграбельности. Когда вы узнаете, чем сценаристы решили объяснить мистические события, Little Hope уже не очень-то и тянет пройти еще раз. Ну, допустим, герои придут в финальную точку другими путями, а приятели из первого прохождения будут отпускать язвительные шуточки и открыто орать друг на друга. Что с того-то? Ответ на главную загадку уже давно известен.

А это просто обычный салемский судья в пуританской Новой Англии XVII века

И это печально, ведь в остальном The Dark Pictures: Little Hope просто блистает. Игра буквально стала сборной солянкой из узнаваемых атрибутов самых злачных вех жанра ужасов. Заброшенный промышленный городок, окутанный густым туманом, не раз заставит вспомнить о Silent Hill, а ведьмовские куколки — о «Ведьме из Блэр». Сцены из прошлого получились атмосферными и гнетущими, и разработчики явно подсмотрели пару идей в киноленте VVitch Роберта Эггерса. Подобно героям остроумного пост-хоррора «Хижина в лесу» персонажи Little Hope высмеивают жанровые штампы: мысль о том, чтобы разделиться, они называют достойной лишь тупых ужастиков. Даже такой избитый прием, как скример, Supermassive Games применяет изобретательно и прекрасно — джампскейры расставлены гениально и всегда появляются в самый неожиданный момент. В конце концов, разработчики оставили в игре несколько книг по ведьмологии Салема с припиской «Обязательно к прочтению» — так они советуют всем заинтересовавшимся этой темой расширить свой горизонт познания. 

Также не совсем понятно обстоит дело с оптимизацией. NVIDIA RTX 2070 Super выдает около 30 fps в «ультра» графике и разрешении 3440х1440. При этом если сбросить настройки теней с «ультра» на «высокие», игра тут же умножает fps вдвое и счетчик приближается к 60. Явный непорядок, да? Это еще что: если играть больше пары часов подряд, игра начнет ужасно фризить при нажатии кнопок действия. К примеру, если ходить с зажатой кнопкой A на геймпаде Xbox, кадровая частота мгновенно падает до 10 fps и поднимается до 60, если кнопку отпустить. Соответственно такие фризы распространяются и на QTE-сегменты, малейшая ошибка в которых может привести к смерти героя. Это могут поправить к релизу, но имейте в виду.

Сложно сказать, какое будущее ждет серию The Dark Pictures и как публика воспримет Little Hope. Это можно назвать стагнацией, ведь со времен Man of Medan и даже старенькой уже Until Dawn правила игры не меняются. С другой стороны, Supermassive Games заняла свою нишу, а высококачественного игрового кинохоррора в индустрии кроме этой команды не делает никто. Судя по всему, разработчики и сами не очень уверены в будущем франшизы: таинственный хранитель библиотеки в конце игры говорит, что мы еще увидимся. Как минимум один раз, а там — кто знает.
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
29 октября 2020 22:08
Первая ваще не зашла, но придется попробовать раз хвалите)
Ответить
30 октября 2020 08:50
Надо первую допройти. А эту по скидке обязательно возьму.
Ответить
30 октября 2020 18:23
Интересный и объективный обзор, спасибо
Ответить
30 октября 2020 23:27
Ну все, заинтересовали)
Ответить
24 ноября 2020 11:19
В Man of Medan все было изначально настолько прозрачно, что аж тоска брала. От скримеров иногда было стрёмно, но не так как, например, в Амнезии или F.E.A.R. Посмотрим что получилось из этой части. Until dawn показалась таким барахлом, что возникло острое желание убить всех главных героев, кроме старика-недоубийцы, а его так потешно слили. Неимоверно тупая игра, как слэшэр типа "Поворот не туда".
Ответить
25 ноября 2020 03:14
Вам, наверное, игры Кейджа ближе, я угадал?)
Ответить
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения