Assassin's Creed 3 была без преувеличения
огромна. Такое количество занятий, возможностей и исторических событий
позволяло почувствовать себя действующим лицом Войны за Независимость, а заодно
и как следует изучить Фронтир. Однако история закончилась, а вширь расти уже было, кажется, больше некуда. Между тем, в игре присутствовали морские сражения, сильно обласканные как прессой, так и игроками. Именно они и послужили основой для очередной
игры, получившей совершенно новый сеттинг, настроение и характер. Постепенно
идея обросла интересными деталями, занимательным сюжетом, связывающим ее с
предыдущими частями, и пиратской тематикой, ставшей ключевой фишкой игры. Так и
родилась Black Flag
Эдвард Кенуэй - дед Коннора - героя прошлой части игры. А
еще он крайне интересная личность. Если Коннор был слишком правильным и, чего
уж, откровенно скучным, то Эдвард совсем не таков. Он непоседа, романтик, и, в
общем-то, пират от комля, что его вполне устраивает. Так, например, на собрании
тамплиеров, рассуждающих о судьбах мира, он умудряется обчистить карманы этих
уважаемых господ. При этом он до последнего остается верен возлюбленной,
оставленной в Англии, постоянно мечтая о том, как вернется к ней с Карибов
состоятельным и знатным джентльменом. Следить за его поведением и изменениями в
характере оказывается весьма интересно. Это, пожалуй, самый нетипичный герой
(или злодей?) в серии, к которому, однако, проникаешься глубокой симпатией.
Сюжет в игре максимально плавно и ненавязчиво вплетается в пиратские
будни и путешествия по Карибскому морю. В игре есть самые разные миссии, однако
в отличие от предыдущих игр серии большая их часть связана именно с пиратством,
а не с убийствами заданных целей и спасением мира. Вот мы попадаем на
необитаемый остров с обезумевшим от жажды и голода пиратом, вот угоняем
огромный флагманский линкор, разнося в щепки стоящий на приколе вражеский флот,
вот сбегаем из ямайской тюрьмы, а вот под прикрытием шторма уходим от погони
испанских галеонов. При этом мы то и дело участвуем в известных исторических событиях
бок о бок с такими пиратскими легендами как Черная Борода и Мэри Рид.
Среди заданий, к сожалению, встречаются и чертовски
однообразные: чуть ли не половина сухопутных миссий состоит из слежки за
определенной целью, от чего уже после половины игры процесс незаметного перемещения
за отмеченной желтым целью начинает вызывать устойчивое отвращение. С другой
стороны, время от времени встречаются невероятно захватывающие миссии. К
примеру, в одной из них предстоит на боевом корабле незаметно следовать за
английской лодкой, плывущей по мелкой заболоченной реке темной туманной ночью.
Чтобы снять часовых, Эдварду приходится бросать штурвал и по кишащей
крокодилами воде добираться до сторожевых башен, а потом столь же стремительно
возвращаться на корабль.
Более того, легкий и ненавязчивый сюжет ближе к концу неожиданно
оборачивается настоящей драмой, трогающей за душу куда сильнее вымученных потуг
тех же DICE изобразить
что-то трагичное. По ходу кампании игрока постепенно учат тому, как исследовать
огромный игровой мир и чем заняться помимо сюжета. И уж чего-чего, а заняться
тут действительно есть чем. У Ubisoft получилась просто
превосходная песочница. Правда, справедливости ради стоит отметить, что
основным фишкам серии здесь практически не обучают, предполагая, что игрок уже
знаком с ними по прошлым играм. Аналогичным образом и пытаться вникнуть в
сюжет, не зная предыстории, просто бесполезно.
Однако вернемся к песочнице. Для начала, в игре можно и
нужно заниматься пиратством. Грабя захваченные корабли, мы
собираем ресурсы, необходимые на апгрейды судна Эдварда - «Галки». Ресурсов
нужно действительно много, но без улучшений любой фрегат быстро превратит
корабль Кенуэя в груду покачивающихся на воде обломков. Некоторые морские бои
отличаются просто зубодробительной сложностью. Враги нападают по несколько
кораблей большего размера, из-за чего справиться
с ними порой очень и очень тяжело. Единственный выход из подобной ситуации -
добывать тонны древесины и железа, чтобы сделать из «Галки» настоящую плавучую
крепость.
С одной стороны, морские бои достаточно аркадны, однако с
другой уследить за несколькими типами боеприпасов, своевременным забрасыванием
противника взрывоопасными бочками и стрельбой и фальконетов бывает довольно
сложно. Стоит добавить сюда переменчивый ветер, необходимость маневрировать
между отмелями и островками, количество угроз, которые порой приходится
одновременно отслеживать, и волны-убийцы со смерчами, порой сильно затрудняющие
жизнь во время шторма. Всего этого вполне достаточно, чтобы понять: легкой
морской прогулки ждать не стоит.
На борту корабля времени придется проводить очень много. На
нем мы перемещаемся по огромной карте Карибов, слушая донельзя атмосферные
матросские песни, на нем сражаемся с вражескими судами, и на нем же руководим
операциями собственного флота в каюте капитана. Сам флот здесь - штука весьма абстрактная.
В него мы можем отправлять взятые на абордаж корабли, которые, подобно ученикам
братства из Brotherhood, отправляются на задания
в различные части света, продавая там товары и принося дополнительную прибыль.
В отличие от учеников корабли могут сражаться с вражескими кораблями (это
организовано в виде мини-игры), получать ресурсы и исследовать новые
торговые пути. Помимо дополнительного заработка, проку о всего этого, правда,
нет.
Главный бонус флота заключается в его мобильности. Недавно
было запущено Android и Apple приложение,
по Интернету подключающееся к сервису Uplay и консоли/ПК, которое делает игру чуточку удобнее. Так,
планшет можно использовать в качестве миникарты, переносной базы данных по
игре, удобной карте зарытых сокровищ и, собственно, инструмента по управлению
флотом. Грубо говоря, оно позволяет прокачивать корабли и зарабатывать реалы, даже
не заходя в игру. Пускай без всего этого вполне можно было бы и обойтись, но
подобная возможность все равно приятно радует.
А вот ряд условностей в морском геймплее, напротив, слегка
разочаровывает. К примеру, если вы вдруг захотите из корабельных пушек
расстрелять охрану английского склада на берегу, то будете глубоко расстроены
врезающимися в стоящих истуканами «красных мундиров». Аналогичным фиаско
обернется и попытка добраться до вражеского судна вплавь, а затем
самостоятельно перерезать его команду. Кроме того, игроку не дают достаточно
мотивации для того, чтобы захватывать действительно мощные и большие корабли.
Очевидное желание насовсем перебраться на такого монстра с «Галки» разобьется о
суровую реальность, в которой мы сможем либо потопить его, либо отправить во
флот.
Как бы то ни было, есть здесь и еще целый ряд весьма
занимательных приключений. Эдвард может выполнять стандартные поручения ассасинов
по устранению целей, искать сокровища по знаменитым картам с красным крестиком,
атаковать форты, ловить летающие листочки с матросскими песнями, которые
заменили привычные перья, исследовать большие и маленькие островки с древними
руинами и живописными пляжами, выполнять морские контракты и сражаться с
легендарными кораблями-призраками.
Также здесь есть возможность охотиться, что позволяет
совершенствовать обмундирование. Причем охотиться не только на наземных
животных вроде оленей и ягуаров, но и на морских. Вообще морская охота на акулу
или кита - очень захватывающее действо. Своего первого белого кита вы наверняка
забудете не скоро. Совершенно новый игровой опыт дает и такая штука, как
погружение под воду. Здесь Эдвард выныривает из водолазного колокола на
внушительной глубине, не имея, очевидно, ни дыхательного аппарата, ни оружия,
поэтому от акул тут приходится прятаться, а медуз аккуратно обплывать. Такие
заплывы могут привести, например, в логово контрабандистов, победить которых
без оружия бывает очень непросто. Одним словом, погружаться под воду весьма
интересно. Есть тут и еще целая куча всевозможных занятий, поэтому можно быть
уверенным - игры хватит действительно надолго.
Отдельно стоит сказать про настоящее, в котором место
привычного Дезмонда занял некий безымянный сотрудник Абстерго. Попадаем мы сюда
нечасто, однако поглядеть на местное будущее оказывается довольно интересно. Больше
про эту часть игры особенно ничего и не скажешь, чтобы, чего доброго, не
сболтнуть лишнего про сюжет.
В одиночную игру добавлен элемент кооператива, показывающий вашим
друзьям расположение найденных конвоев, белых китов и сундуков с сокровищами.
Аналогичную информацию получаете от них и вы. В остальном же
многопользовательский контент представляет собой привычные по предыдущим играм
серии прятки в толпе и вычисление жертв со всем многообразием режимов,
прокачиваением уровней и кастомизированием персонажей. Единственным
существенным нововведением в мультиплеере можно назвать мастерскую, позволяющую
создавать собственные режимы игры.
Говоря же про игру в целом, можно резюмировать, что пиратская
романтика здесь абсолютно повсюду. Свобода будоражит кровь, знаменитое кредо
ассасинов «Ничто не истинно, все дозволено» приобретает новый смысл, насыщенные
всевозможными секретами и тайнами острова позволяют почувствовать себя
Френсисом Дрейком, а отличное музыкальное сопровождение и сочная картинка дают
погрузиться в этот мир еще глубже.
P.S. Рецензировалась версия для
PS3. Подробности про
графическую составляющую появятся в нашем отдельном видеообзоре PC-версии.
У нас появилась не только новая Assassin’s Creed, но и великолепная игра про пиратов, позволяющая бороздить Карибы, брать на абордаж испанские галеоны, вешать неугодных на рее и стоять за штурвалом изящного брига. Чего-то подобного у нас не было со времен «Корсаров», поэтому Black Flag можно смело назвать главным флибустьерским приключением за последние несколько лет