Железный четверг: ПиСи Хистори. Часть вторая
Спецы и мнения

Железный четверг: ПиСи Хистори. Часть вторая





Из прошлой статьи мы с вами узнали, насколько сложно было
уместить хорошую компьютерную игру на дискету, увидели, как выглядела первая
компьютерная игра и познакомились с историей компьютеров от Apple и IBM.



Но давайте подумаем, что именно делает игру в компьютерные
игры приятной и удобной? Конечно же, игровые манипуляторы - джойстики, руль,
геймерские мыши и, куда же без нее, многофункциональная клавиатура с кучей клавиш.



Врядли кто-нибудь сможет представить себе работу за
компьютером без мыши, ну а тем более, без клавиатуры. А ведь раньше этих
устройств и в помине не было, даже клавиатура была не всегда нужна, так как всю
информацию в компьютер вводили с помощью перфокарт, а спустя некоторое время
получали один единственный ответ на экране монитора или печатающего устройства.
Как видите -  не было необходимости в
интерактивном диалоге компьютера с пользователем. Однако со временем все
кардинально изменилось. И сегодня мы заглянем в тайны истории происхождения
компьютерных мышек и джойстиков.



Первый прототип современной мышки появился в 50-х годах
прошлого века. Интересно, что его появлению способствовали военные. Создали его
канадские инженеры компании Ferranti Electric в рамках секретного военного
проекта под названием DATAR. Системе, над которой они работали, требовалось
устройство, с помощью которого оператор мог бы перемещать точку на экране
радара.



И вот, два инженера-разработчика (Том Крэнстон и Фред
Лонгстафф
) решили поставленную перед ними задачу, создав так называемый
трекбол. Следует заметить, что в этом устройстве в качестве шара был
использован канадский шар для боулинга (который, в отличие от американского, имеет
меньший вес и не имеет отверстий для пальцев).



insertLinkedImg



Проект, малой частью которого являлся трекбол, хоть и
произвёл впечатление на военных, но денег для дальнейшего развития не получил и
был свернут и заморожен. "Изобретение трекбола опередило время", -
сказал Том Крэнстон в одном из своих интервью газете Toronto Star Weekly. А так
как это был сверхсекретный проект, то более десяти лет о нём знали только в
узком кругу военных. Именно поэтому инженеры не смогли запатентовать свою
технологию.



 



 



Однако самым удачным изобретением, предназначенным облегчить
работу с компьютером, оказался именно манипулятор под названием "мышь", придуманный
Дугласом Энгельбартом (Douglas Engelbart). Кстати, "мышкой" своё
устройство назвал именно он, а официально же она называлась X-Y Position
Indicator for a Display System (индикатор положения X-Y для системы
отображения).



insertLinkedImg



Первый действующий прототип мышки Энгельбарта, изготовленный
в 1964-м году, мало походил на сегодняшние, привычные руке и глазу,
манипуляторы. Он представлял собой небольшую деревянную коробку, внутри которой
находилось два перпендикулярных колеса и кнопка. Перемещение коробки по столу в
горизонтальном или вертикальном направлении преобразовывалось в перемещение
курсора по экрану. В силу своей конструкции перемещаться одновременно по двум
координатным осям эта мышка не могла. К моменту публичной демонстрации системы
мышка уже обзавелась тремя кнопками и гораздо более привычным корпусом.



insertLinkedImg



В 1970 году Энгельбарт получил на мышь патент за номером
US3541541, а повсеместно распространяться компьютерные мыши начали в 80-х годах
прошлого века, оставаясь при этом экзотическими и весьма дорогими. Первым
компьютером, в комплект которого включалась мышь, был миникомпьютер Xerox 8010
Star Information System, представленный в 1981 году. Мышь фирмы Xerox имела три
кнопки и стоила 400 долларов США. В 1983 году фирма Apple выпустила свою
собственную модель однокнопочной мыши для компьютера Lisa, стоимость которой
удалось уменьшить до $25. Широкую популярность мышь приобрела благодаря
использованию в компьютерах Apple Macintosh и позднее в ОС Windows для IBM PC.



 



 



Сегодняшние экземпляры компьютерных грызунов, особенно
геймерские, имеют более трех (а некоторые и более пяти) кнопок и колесико. А
механический шарик заменен оптическим датчиком, что позволило повысить
надежность и долговечность манипулятора в десятки раз. Да и хвост у современных
мышек очень часто отсутствует - в моду вошли беспроводные мыши с передачей
данных в инфракрасном диапазоне или Bluetooth.



insertLinkedImg



Что же касается джойстиков, то их история также интересна и
необычна. Появление первых джойстиков датируется началом шестидесятых и
обусловлено, конечно же, первыми компьютерными играми.



 



 



Происхождение самого первого джойстика связывают с именами
профессора Марвина Мински и студента Массачусетсского технологического
института Стефена Рассела - больших поклонников компьютерных игр. Что
удивительно, само слово joystick (буквальный перевод с англ. - палочка радости,
наслаждения) существовало ранее и имело немного непривычное для нас значение.
До изобретения описываемого манипулятора этим сленговым словом называли
самокрутки с марихуаной. Но время шло... Современные джойстики достигли такой
популярности, что о первоначальном значении этого слова сегодня никто даже и не
знает.



Естественно, что для того, чтобы подключить джойстик к
компьютеру был необходим специальный интерфейс (грубо говоря - разъем), в связи
с чем был разработан так называемый интерфейс игрового порта (Gameport),
предназначенный в первую очередь для подключения джойстиков. Он появился практически
сразу после разработки первых компьютеров IBM PC. В то время компьютеры были
мало приспособлены для игр и стоили больших денег. Поэтому играть предпочитали
на более дешевых видеоприставках. Но с появлением игрового порта началась
борьба между видеоиграми и играми для ПК, которая продолжается и по сей день.



И, надо заметить, компьютеры отвоевали значительное
пространство. Появившись следом за первыми ПК, игровой порт до наших дней
практически не претерпел изменений. Правда, он переместился на современные
звуковые карты и имеет совмещенный с MIDI разъем. Однако у данного интерфейса
имелись как преимущества, так и недостатки. Достоинством игрового порта
является поддержка разных операционных систем, таких как DOS, вся линейка ОС Windows
и Linux. Недостатки же
заключаются в низком быстродействии этого интерфейса и его ограниченные
возможности. Поэтому дальнейшее развитие игровой периферии связано с интерфейсом
USB, позволяя использовать джойстику четыре оси плавного регулирования и
неограниченное количество кнопок.



 



insertLinkedImg



Давайте подробней рассмотрим некоторые виды джойстиков и
принцип их работы. Первые примитивные цифровые джойстики представляли собой
стержень, укрепленный на крестовине, имеющей четыре электрических контакта.
Чтобы выбрать одно из четырех направлений, нужно наклонить стержень в соответствующую
сторону. При замыкании сразу двух контактов добавляются еще четыре направления.
Очевидно, что обеспечить плавное регулирование такой джойстик не мог и поэтому
плохо подходил для авиасимуляторов. Именно такие джойстики существовали во
времена компьютеров Amiga, Commodore 64.



 



insertLinkedImg



Чтобы избавиться от этих ограничений, были разработаны аналоговые
джойстики, которые имели в своей основе потенциометры (переменные резисторы) и
могли осуществлять плавное регулирование положения по различным направлениям.
Такие джойстики были вполне пригодны для использования в авиасимуляторах,
однако они имели существенный недостаток - потенциометры имеют скользящие
контакты, которые засоряются пылью и продуктами окисления, что ухудшает контакт
и может привести к проблемам управления. Поэтому вскоре на замену джойстикам с
потенциометрами пришли оптические джойстики, в которых вместо резисторов
используются оптические сенсоры, менее подверженные износу и имеющие высокую
точность позиционирования.



Так выглядит внутреннее устройство оптического джойстика Microsoft
SideWinder Precision Pro



 



 



insertLinkedImg



Цифрами подписаны следующие элементы оптического джойстика:



1. Оптический сенсор



2. Два лазера на ручке (X, Y и вращение)



3. Лазер колёсика (газ/тяга)



Современные джойстики, помимо рукоятки управления и основных
кнопок, могут иметь дополнительные органы управления, такие как:



- Тумблер
автоматического огня - делает, чтобы основная кнопка стрельбы (как
правило, находящаяся под указательным пальцем) была постоянно «нажата».
Применяется в основном в скролл-леталках.



- Мини-джойстик
(hat switch, в просторечии «хатка», «шляпа») - позволяет компактно
разместить 4-8 редко используемых кнопок; также удобен для управления меню
или переключения видов (вперёд, назад, вбок).



- Ползунок,
колесо или отдельный рычаг газа - управляет работой двигателей.



- Педали
или поворотная ручка - для управления рулём направления. Педали удобнее;
ручка, поворачивающаяся вокруг своей оси - дешёвый заменитель педалей. В
некоторых дорогих джойстиках (часть моделей Saitek) игрок, докупив педали,
может зафиксировать поворотную ручку.



- Дополнительные
колёса/ползунки, встречающиеся в дорогих джойстиках и предназначенные для
управления различными дополнительными параметрами авиасимуляторов
(например, шаг винта)



 



insertLinkedImg



Как мы видим, компьютерная индустрия получила огромный
толчок от производителей компьютерных игр, направленный на развитие
периферийных устройств управления. Современные мышки и джойстики обладают
потрясающим функционалом, стильным дизайном, эргономичной формой и разительно
отличаются от своих предшественников, но выполняют одну и ту же функцию -
обеспечивают удобную и приятную работу за компьютером.



И, конечно же, море
удовольствия от компьютерных игр!


insertLinkedImg
Комментарии (32)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
-
1
27.02.2011 21:03
Какте были времина мммм
CrY[JON]TeK
1
22.02.2011 15:20
Деревянная мышь кулл !!! такую же хочу
Xboy 360
1
21.02.2011 18:50
у меня есть айс комбат но нет его джостика
ДУМЕР
1
21.02.2011 17:55
СпС)))))))
SKILLZ
1
21.02.2011 14:37
Спасиб за статью:)
PC  FOREVER
1
18.02.2011 20:27
"Threedognight": И "Железный" четверг каждую неделю!
PC  FOREVER
1
18.02.2011 20:27
"Threedognight": Я знаю,но сегодня пятница!
Threedognight
1
18.02.2011 18:38
PC "FOREVER" РУЛИТ: Она выходит раз в неделю в "Железный" четверг.
PC  FOREVER
1
18.02.2011 12:27
Спасибо за статью! P.S. автор не тяни с 3 частью!
766786879
1
18.02.2011 11:58
В конце прошлой статьи обещали рассказ о современных технологиях и обещали заглянуть в будущие. Но мне и эта очень понравилась)))

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?