Железный четверг: ПиСи Хистори. Часть третья
Спецы и мнения

Железный четверг: ПиСи Хистори. Часть третья



Сегодняшний "Железный Четверг" всецело посвящен истории
компьютерных приставок. От их древних прародителей до сегодняшних суперкрутых
игровых приставок, способных подчас обогнать по своей производительности настольный
компьютер.



Как ни странно, в то время когда в нашей стране только
начали появляться первые незатейливые игровые приставки (а происходило это,
если кто не помнит, в начале девяностых годов), в остальном мире дети и их
родители уже лет двадцать имели возможность играть в них, практически не ограничивая
себя в выборе как самих игр, так и платформ.



На сегодняшний день имеется небольшое заблуждение
относительно вопроса, что такое игровая консоль и приставка. Давайте
разберемся, чем они отличаются друг от друга.



Итак, игрова́я приста́вка - специализированное электронное
устройство, разработанное и созданное для видеоигр. Наиболее часто используемым
устройством вывода является телевизор или компьютерный монитор. Поэтому такие
устройства и называют приставками, так как они приставляются к независимому устройству
отображения. Портативные (карманные) игровые системы имеют собственное
встроенное устройство отображения (угу, они ни к чему не приставляются),
поэтому называть их игровыми приставками несколько некорректно - правильнее будет
именовать их игровой консолью.



После того, как мы узнали, чем отличается приставка от
консоли,  можно более подробно изучить
историю их возникновения.



Жизненный путь игровых приставок начался в далеком 1972 году. В это время на рынке появилась первая консоль
Magnavox Odyssey, предназначенная для домашнего применения, а не для игры в
специализированных заведениях. Для  Magnavox
Odyssey было доступно целых 12 перфокарт
(аналоги картриджей) и, с помощью аддона Shooting Gallery, с ней использовался
первый в мире световой пистолет. Консоль была слаба по характеристикам и крайне
неудобна, но именно она открыла эру консольных игр.



 



insertLinkedImg



Примерно в то же самое время Нолан Бушнелл основал компанию
Atari и выпустил свою первую игру Pong, реализованную в виде игрового автомата.
Суть этой игры заключалась в том, что два игрока-линии перебрасывались
мячом-кружочком через линию, символизирующую сетку... Несмотря на свою
простоту, игра стала очень популярной, и этот успех вдохновил Atari на выпуск ее
домашней версии. Играть на Atari Pong было гораздо удобнее, чем на Magnavox
Odyssey. Atari Super Pong, выпущенный на рынок через год, уже предлагал четыре
вариации на тему одной игры.



Конечно, и Magnavox Odyssey неустанно развивался  - в след за 300-ой моделью последовали
Magnavox Odyssey 400 и 500, но они были практически без кардинальных обновлений
как самих игр, так и железной составляющей.



insertLinkedImg



Magnavox Odyssey и Atari Pong принято считать игровыми
консолями первого поколения. Однако они еще не имели центрального микропроцессора.
Электронная начинка консоли представляла из себя массивную плату со множеством
радиодеталей.



Первая же приставка со сменными картриджами была выпущена в 1976 году под названием Fairchild Channel F.
Fairchild Channel F стала первой консолью с джойстиком, а до этого все элементы
управления размещались на корпусе самой приставки. Новинка продавалась за 195 долларов, а каждый картридж обходился примерно в
двадцать.



insertLinkedImg



В том же году Atari продолжала эксплуатировать старую
маркетинговую стратегию, предлагая домашние версии своих автоматов. Так
появились Atari Video Pinball и Atari Stunt Cycle. Выпущенная в 1977 году
приставка Atari Video Computer System 2600, позволяла играть в различные игры,
подключая дополнительные модули памяти (первые в истории картриджи). По своей
сути, приставка оказалась революционной - она использовала не только картриджи,
но еще и была построена на основе микропроцессора с тактовой частотой в 1 МГц.
Именно благодаря этой приставке появились такие популярные игры, как Pac-Man и
Donkey Kong. Приставка оставалась в продаже до 1980 года.



insertLinkedImg



Для Atari Video Computer System 2600 была написана культовая
игра Space Invaders, а также Bachelor Party и Custers Revenge, которые не
предназначались для лиц младше 18
лет. После Atari Video Computer System 2600 джойстиками обзавелись и конкуренты
от Magnavox. Odyssey 3000, 4000 и 5000 имели отдельные контроллеры, но игры
оставались теми же.



Гонка между Atari и Magnavox продолжалась, поэтому с
течением времени игровые приставки начали выходить на более высокий уровень
технической реализации. Magnavox Odyssey 2, вышедшая в свет в 1978 году, фактически являлась компьютером,
программная составляющая которого была выполнена на основе языка
программирования BASIC. Она комплектовалась блоком питания, двумя джойстиками,
пультом ДУ для телевизора и тремя играми Speedway, Spinout и Cryptologic. В
ответ конкуренты выпустили в 1979
году Atari 400. Это была не столько приставка, сколько небольшой компьютер. Благодаря
наличию клавиатуры данное устройство напоминало пишущую машинку. В память Atari
400 была встроена одна программа - Notepad (Блокнот). Все остальные программы  и игры запускались с картриджей.



insertLinkedImg



Тем временем компания General Consumer Electric предложила
потенциальным покупателям новую игровую консоль под названием Vectrex. Она
уникальна тем, что это единственная игровая система, использующая векторный
графический монитор; ни одна другая система ни до, ни после неё, не
использовала подобную конфигурацию. В отличие от большинства других игровых
консолей, подключаемых к бытовому телевизору для передачи растрового
изображения, Vectrex имел свой встроенный монитор, изображающий векторную
графику. Монитор был монохромным, но на экран накладывалась полупрозрачная
раскрашенная плёнка, своя для каждой игры, что давало иллюзию цвета, а также
уменьшало эффект от мерцания изображения, присущий векторным мониторам. В систему
была встроена одна игра - "Mine Storm" (некоторое подобие классической аркадной
игры Asteroids), другие игры поставлялись на картриджах. Vectrex продавалась
потребителям с 1982 года по цене в 199 долларов, но, к сожалению, продажи очень быстро прекратились
в 1984, во время спада на рынке
игровых консолей.



insertLinkedImg



Еще одной интересной приставкой мир порадовала компания Coleco
Industries
. ColecoVision - игровая приставка второго поколения, выпущенная в
августе 1982 года, предлагала графику и игровой процесс на уровне игровых
автоматов, возможность использования игр от других игровых систем (в основном
от Atari 2600), а также расширяемость возможностей системы. Система была
выпущена в продажу одновременно с 12 играми для неё, и 10 игр планировалось к
выходу в течение 1982 года. За время с 1982 по 1985 год было выпущено около 170
игр на картриджах. Приставка ColecoVision имела три дополнительных модуля
расширения:



- Модуль
Расширения #1 - при использовании этого устройства, ColecoVision становилась
совместимой с лидирующей в индустрии игровой консолью Atari 2600, что делало библиотеку
игр, доступных на ColecoVision,
самой большой среди всех консолей того времени. Это устройство послужило
причиной судебного иска от Atari,
но Atari не
удалось остановить продажи устройства, так как Atari 2600 могла быть собрана из
стандартных электронных компонентов (что не нарушало патенты Atari). Coleco также удалось
разработать и продавать игровую систему Gemini, которая была точным клоном Atari 2600, но имела игровой
контроллер, в котором были совмещены джойстик и поворотная ручка.



- Модуль
Расширения #2 поставлялся с рулевым колесом, педалью газа и игрой Turbo. Также его можно
было использовать с играми Destructor
и The Dukes Of Hazzard.



- Модуль
Расширения #3,  превращаещий ColecoVision во вполне
полноценный компьютер, известный как Coleco Adam. В комплект входила
клавиатура, и устройство для хранения данных на кассетах.



insertLinkedImg



В 1986 году Atari решила перевыпустить игровую приставку Atari
Video Computer System 2600. Теперь она имела новый корпус с обновленным железом,
но со старой идеологией и играми. Эта приставка продавалась под именем 2600
Junior. Прошло немного времени, и уже была готова приставка Atari 7800. Она
была построена на базе успешной модели 1977 года и поддерживала обратную
совместимость со всеми предыдущими играми. В 1987 году она была одним из
лидеров рынка, правда, без недостатков не обошлось: продвинутая графика ну
никак не сочеталась с имевшимся звуком, который был довольно примитивен.



insertLinkedImg



Как видите, путь развития игровых приставок до современного состояния
был тернист и труден. Но чем больше проходит времени, тем больше консоли и
приставки становятся похожи на те, к которым мы привыкли. И в следующей статье
мы узнаем историю появления и развития тех игровых приставок, которые ушли в
прошлое не так давно, и тех, которые и поныне здравствуют, и радуют
пользователей интересными и захватывающими играми.


Комментарии (28)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
ARTEM 26RUS
1
05.03.2011 16:52
четкая статья,спс
AlekS СoNNoR
Свидетель невероятного
14
03.03.2011 22:51
"SPONGE BOB 777": Может по тому, что они кОчают с торрентов...
AlekS СoNNoR
Свидетель невероятного
14
27.02.2011 00:35
Александр "Северус" Чуприн: Я вас не осуждаю. Просто ударения выдают перво источник и это очень бросается в глаза.
Lord of the cars
1
26.02.2011 23:30
мощные консоли))
SKILLZ
1
25.02.2011 15:23
Кул статья:)я все еще в сегу играю:)это же все-таки классика:)а ultimate mortal combat-это шедевр:)
K-Real McGruber
1
25.02.2011 09:20
Хорошая статья! У меня до сих пор есть Атари 2600. Это была моя первая приставка! Но не забудь в след. статьи упоминуть также ZX-SPECTRUM и игры которые выходили сначала на уадиокассетах, а потом на больших пластиковых дискетах!
Северус
1
25.02.2011 08:09
Aleks Сonnor: По поводу копипаста определения игровой приставки из Википедии, скажу одно - определение из словаря редко подвергается изменению. А в научных статьях иногда лучше словаря и не скажешь.
AlekS СoNNoR
Свидетель невероятного
14
24.02.2011 22:18
Я все время следил за тем как менялись контролеры, что в консольном мире немаловажный гаджет. И на примере Playstation пришел к выводу, что развитие остановилось или достигло своего апогея. Дизайн этого контролера, уже семнадцать лет не меняется.
У нас дедушка на таких приставках выросли )))
Северус
1
24.02.2011 21:59
Дмитрий Сироватко: К тому же статья как раз сугубо поверхностная, содержащая лишь основные факты. Иначе пришлось бы писать несколько статей про каждую приставку в отдельности.

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?