Второй детектив за последние полгода — вот уж не подумали бы, что жанр еще живет. Вышедшая летом Murdered: Soul Suspect была хорошим, но излишне линейным и коротким экшном, к тому же внимательный игрок вполне мог предугадывать события. В The Vanishing of Ethan Carter все точно наоборот: мы понятия не имеем, что тут вообще происходит, а окончательная картина складывается лишь в последние десять-пятнадцать минут. Дело в том, что разработчики выбрали интересную концепцию, предоставив нам полную свободу, ничего при этом не объясняя. Никто не водит вас за ручку, понимание истории целиком зависит от наблюдательности, желания читать записки, вникать в суть намеков и разгадывать тайны.
Это первый проект новой студии Astronauts, которая основана ушедшими из польской People Can Fly людьми. Авторы Painkiller и Bulletstorm заявили, что у них остались не лучшие впечатления от работы с издателями. На коллективном совете было решено создать отдельную студию и быть самим себе хозяевами.
Детектив Пол Просперо берется за последнее дело, после которого планирует взять заслуженный отдых и завязать с расследованиями. Всего-то и нужно, что найти пропавшего мальчика Итана Картера. Мы оказываемся в довольно странном месте. Все вроде бы нормально, только людей нет (если не считать расчлененного трупа), дома давно заброшены, кругом красивая природа и следы свежих преступлений. Где искать мальчика, что здесь произошло и не стоило ли герою досрочно уйти на пенсию — основные вопросы, которыми мы будем задаваться на протяжении игры.
Разработчики создали больших размеров территорию, которая преимущественно покрыта деревьями. Природа получилась фантастически красивой. Такой картинки не ждешь от заурядного, каким он кажется поначалу, детектива. В The Vanishing of Ethan Carter вовсе не зазорно ходить по лесу и искать удачный ракурс для обоев на рабочий стол. От солнечных лучей хочется прикрыть глаза рукой, текстуры каждого булыжника нарисованы с поразительной дотошностью, при виде летающей пыли в заброшенном доме невольно задерживаешь дыхание. Это даже подталкивает к изучению мира: интересно ведь, какой вид открывается с холмов и много ли света попадает в жуткого вида склеп.
Само расследование распадается на несколько эпизодов, и лучше всего проходить по одному куску за раз. Дело в том, что в игре нет инвентаря, и стоит вам отойти от места на приличное расстояние, как придется собирать все улики заново. Почему нам целиком развязывают руки в исследовании мира, но требуют жестко соблюдать выполнение квестов — не совсем ясно. Хотя решения занимают не особо много времени: по первому разу легко управиться минут за пятнадцать. Важно не просто ходить от одной улики к другой, а понимать суть происходящего. Тогда сможете почувствовать себя заправским детективом, который сам, без игровых подсказок, распутывает некую тайну. Без помощи, конечно, не обошлось. Подходя к активным предметам, герой высказывает свои догадки, но порой и сам теряется, так что лучше не полагаться целиком на его советы.
Не обошлось без мистики, но раскрыть один из главных секретов сюжета — преступление, которое хуже похищения ребенка. Составив картину преступления, детектив может просмотреть эпизод и уточнить некоторые детали. Вдобавок, здесь происходят по-настоящему странные вещи; в темных помещениях будете шарахаться от своей же тени. Что самое любопытное — никто на вас не прыгнет из-за угла, здесь нет монстров и прочей дряни, которой стоило бы опасаться. Но The Vanishing of Ethan Carter держит в напряжении сильнее, чем свежеиспеченная Alien: Isolation. Умом понимаешь, что это обычный квест, а не хоррор, но постоянно сидишь в ожидании чего-то или кого-то. Порой думаешь, что лучше бы уж была хоть одна живая душа, чем полное одиночество и осознание безысходности на огромной территории.
Чувство отчаяния усиливается, когда вы наматываете очередной круг по территории, но в упор не видите улику и не понимаете, что делать дальше. В этом кроется серьезная проблема The Vanishing of Ethan Carter — здесь ничего не произойдет, пока вы не продвинетесь в расследовании. По большому счету, весь мир усеян несколькими участками с заданиями, а как их выполнять, никто не объясняет. И пусть в основе каждого квеста — поиск истины через улики и составление картины случившегося, иногда кажется, что какой-нибудь булыжник или ключ сквозь землю провалился. А без этого новый виток сюжета недоступен.
Astronauts смогла своими силами разработать атмосферный, напряженный и захватывающий квест. The Vanishing of Ethan Carter имеет обидные недостатки, но это одна из лучших адвенчур как минимум текущего года.
Затягивающая с первой минуты игра, в которой нужно скрупулезно исследовать мир и самостоятельно разгадывать сюжет. Если устали от наставлений разработчиков и хотите полной независимости в прохождении, то The Vanishing of Ethan Carter создана специально для вас.