• GameGuru
  • Статьи
  • Почему выход ремейка первой Half-Life важнее, чем вы думали

Почему выход ремейка первой Half-Life важнее, чем вы думали

Black Mesa 1.0 — значимая веха в любительском геймдеве и большое событие для всех фанатов серии
Поделиться
Отправить
Поделиться
5.03

Сегодня в Steam состоялся релиз финальной версии Black Mesa — ремейка первой части Half-Life. Команда преданных фанатов игры начала работать над проектом в 2004 году, и лишь к 2015-му он добрался до раннего доступа. Спустя еще пять лет энтузиасты довели дело до конца. Да, вы все правильно поняли: Black Mesa вместе с многострадальным миром Зен дожила до релиза. Рассказываем, почему это важно. 

Спустя пятнадцать лет разработки, десятки сорванных дэдлайнов и проведенных бета-тестирований фанатский ремейк Half-Life наконец выходит из раннего доступа и получает в номере версии заветные циферки «1.0». За это время успели смениться два поколения игровых консолей, а движок Source обзавелся наследником и, как казалось, перестал быть актуальным. Да что там, сама Valve успела анонсировать полноценное продолжение легендарной серии шутеров — это просто безумие какое-то! Но именно в свете скорого релиза Half-Life: Alyx (события которой происходят как раз между первой и второй частями HL) кажется, что сейчас лучший момент для полноценного релиза Black Mesa.

Об основной части ремейка, охватывающей события от вступительной поездки на монорельсе до зачистки комплекса «Лямбда», сказано уже достаточно, благо игрокам она стала доступна еще в 2012 году. Перейдем сразу к главному — последним эпизодам игры, разворачивающихся в пограничном мире под названием Зен. На их разработку у Crowbar Collective ушла добрая половина времени. Многие недоумевали: «Да что там делать? Четыре уровня, два из которых — битвы с боссами. Да весь этот контент в оригинальной Half-Life спокойно можно было пробежать за час-полтора» 

Но Зен — особенная снежинка и требует особенного к себе отношения. Даже сотрудники Valve, включая самого Гейба Ньюэлла, неоднократно признавали, что последний акт игры был недостаточно проработан, и будь у разработчиков второй шанс, они бы многое там изменили. Шанс этот в итоге достался коллективу энтузиастов, которые приняли волевое решение основательно переделать Зен и, как кажется, подошли к непростой работе со всей возможной ответственностью. Но оказалось ли их усилий достаточно?

Гордон, мне кажется, мы уже не в Черной Мезе

Прежде всего, Зен выглядит потрясающе. Сказать, что Crowbar Collective выжали из движка все соки было бы преуменьшением. Если раньше еще могли быть сомнения, то полноценный релиз снимает все вопросы — Black Mesa это однозначно самая красивая игра на Source Engine за всю его многолетнюю историю. Любителей разглядывать текстурки в упор, конечно, ждет жестокое разочарование, но функцию погружения в абсолютно чуждый и неизведанный мир здешнее окружение — от скайбокса и цветовой гаммы до чужеродной флоры и фауны — выполняет с лихвой. Таких просторных и проработанных пространств в первой Half-Life не было еще никогда. 

Подвешенные в воздухе серо-зеленые тропинки и угловатые платформы из оригинала не идут ни в какое сравнение с местным великолепием. Большую долю работы выполняет динамическое освещение, блики и тени. Скриншоты не дают полного представления о красотах Зена — они расцветают исключительно в движении. За растянувшиеся на пять часов последние главы Black Mesa ни на секунду не отпускает чувство, что этот мир живет, дышит и хочет вас убить. А с последним он справляется куда лучше своего неполноценного брата родом из конца 90-х.

От светящихся кристаллов можно подзарядить защитный костюм — поверьте, вам это пригодится

Дело тут не столько в разросшемся бестиарии Зена (неожиданная встреча с зомби-ученым скорее становится напоминанием о том, что Гордон — не первый человек, ступивший на эту землю) или в количестве врагов. Главное, что разработчики Black Mesa изменили в Зене с геймплейной точки зрения, если не считать уже знакомые по первой половине игры изменения, — это боссов. Будем честны, в оригинале ни один из них не представлял для игрока большой опасности. Последний противник и вовсе казался нелепой шуткой. Достаточно вспомнить, что в его арсенале была ровно одна атака, способная нанести урон, да и от той можно было без проблем укрыться за скалами, невозбранно расстреливая беспомощного уродца. 

В Black Mesa предводитель вторженцев из иного мира даст прикурить даже матерым любителям шутеров. На протяжении всей битвы, которая теперь по праву может считаться достойным завершением приключения, ни на секунду нельзя останавливаться. Если вы увернулись от одной атаки, будьте уверены: босс уже готовит следующую. В хореографию схватки идеально вписывается значительно улучшенный по сравнению с оригиналом двойной прыжок, выполняющий функцию уворота. В сражении с маткой хэдкрабов без него тоже не обойтись. Эта битва растягивается на целый уровень и порой напоминает сцену из фильма «Помни», где главный герой теряет память посреди погони и задается вопросом: «Это я преследую того парня, или он преследует меня?» Охотник и жертва здесь могут поменяться местами в мгновение ока, а адреналин зашкаливает.

Битва с маткой хэдкрабов — изнурительный забег на выносливость

Только не подумайте, что обновленный Зен идеален — о, нет! И большинство его проблем, как и двадцать лет назад, кроются в левел-дизайне — неровном, словно склоны местных холмов. Первые шаги по землям пограничного мира, бегство от стаи гаргантюа, сражение с финальным боссом и концовка однозначно претендуют на высшие строчки в списке самых ярких сцен всего ремейка. Но в то же время за последние несколько часов Black Mesa вы с огромной долей вероятности обнаружите хотя бы один момент, за который игру захочется возненавидеть. Тут каждый найдет себе яд по вкусу. 

Судя по отзывам, большинство нареканий у фанатов вызвали платформенные сегменты в предпоследней главе. Я перед погружением в новый Зен перепрошел оригинальный Half-Life, и по сравнению с тамошними прыжками местный платформинг не причинил мне больших страданий — физика Source спасает. А вот в темных и запутанных коридорах логова матки хэдкрабов я не раз в приступе отчаяния вжимал в клавиатуру клавиши Alt и F4. И это не единственный момент, вызывающий классический вопрос: «Куда, на хрен, мне идти?» Соответствие духу олдскула это, конечно, хорошо, но не в тех случаях, когда это мешает игровому процессу. Наконец, Black Mesa не лишена багов. Застрять в текстурах не сложнее, чем 20 лет назад, а один из уровней мне даже пришлось перепроходить с нуля из-за протупившего ИИ. Впрочем, самые очевидные недочеты почти наверняка починят патчами, а недостатки левел-дизайна не отменят того факта, что он в разы лучше того, что мы видели в оригинале.

Терроризировавшие Гордона всю игру вортигонты оказались вполне дружелюбным народцем

Black Mesa — все-таки исключительный случай в современной игровой индустрии. Клеймо «фанатского проекта» несет свои плюсы и минусы. С одной стороны оно уберегло разработчиков от массы проблем. Страшно представить, что бы публика сотворила с авторами какой-нибудь AAA-игры, если бы они позволили себе переносить дату релиза как создатели Black Mesa. Команда Crowbar Collective работала в своем темпе, а игроки в итоге получили «фанатский проект», который не имеет аналогов ни по масштабу, ни по глубине проработки. С другой стороны, ничего этого могло и не быть. Разработка Black Mesa началась с группы любителей Half-Life, которые остались недовольны тем, как сама Valve в 2004 году перенесла на движок Source игру их детства, и решили доказать, что они смогут сделать это куда лучше. Правообладатели могли бы в миг уничтожить любые старания зарвавшихся наглецов — такое происходит сплошь да рядом. Но Valve позволила Black Mesa случиться и выиграли от этого, кажется, все.

Возможно, это лучшая битва в истории Half-Life

В идеальном мире история разработки Black Mesa должна была бы стать отрезвляющим подзатыльником для всех игровых компаний, пытающихся связать своим фанатам руки. В мире, где Bethesda запрещает «Васяну777» делать ремейк Doom, а Nintendo пытается удалить из сети все копии потрясающей AM2R, многократно превосходящей официальное переиздание Metroid 2, Black Mesa — проект, поцелованный богом. Или Гейбом Ньюэллом, это уж кто в кого верит. Памятник фанатской любви и уважения. 

Шесть минут геймплея Black Mesa в мире Зен. Источник: IGN

Станет ли Valve от этой истории беднее? Да черта с два. Куда более вероятным выглядит сценарий, в котором геймер нового поколения, открывший для себя вселенную Half-Life благодаря фанатской разработке, бросится проходить вторую часть, а то и вовсе ломанется в ближайший интернет магазин, чтобы заказать Valve Index в ожидании грядущего VR-хита. Разработка Crowbar Collective лучше всего доказывает, что разработчикам пора перестать бояться собственных фанатов. Пусть даже на каждую подобную историю успеха найдется десяток ужасных поделок вроде Hunt Down The Freeman — они все равно сгинут в пучине истории, а Black Mesa займет заслуженное место на вершине горы из их трупов.

Если Half-Life для вас давно не пустой звук, сделайте себе одолжение и пройдите Black Mesa от начала до конца. А если вы по какому-то недоразумению никогда еще не облачались в оранжевый защитный костюм, то перед вами открылась лучшая возможность познакомиться с истоками серии, изменившей индустрию навсегда. Лишь один вопрос после прохождения не дает нам покоя: чем Crowbar Collective займется дальше?
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения