Третий эпизод «Игры престолов» просто обязан был стать лучше и динамичнее предыдущих. В первой и второй серии герои ворошили старые обиды, принимали чью-то сторону и готовились к неминуемой гибели. Битва за Винтерфелл обещала быть чем-то из ряда вон, напоминающим сцену «Красной Свадьбы» или «Битвы Бастардов». Так ли это? После просмотра серии мы можем с уверенностью сказать, что эпизод заткнул за пояс просто все сцены, серии и фильмы, которые мы видели. Это было невероятно. Дико. Безумно. Прекрасно!
Когда не знаешь, с чего начать
Два долгих часа нас готовили к штурму Винтерфелла. Но для такого не хватило бы и двух лет. Серия с самого начала просто берет зрителя за все, что можно и нельзя, не отпуская до финальных титров. Лишь изредка звенящая струна повествования слегка провисает, будто проверяя саму себя на прочность. Никаких диалогов. Никаких интриг. Только экшен.
Камера летит над сотнями и тысячами бойцов, застывших в ожидании атаки. Ровные ряды Безупречных с расставленной полосой дотракийской конницы и довольно бесформенной массой пехоты. И тут же сюрприз: первой из темноты появляется Мелисандра, Красная Жрица. Непонятно, как ей удалось выжить и проскользнуть сквозь армию мертвых, но она пришла на помощь живым. Короткое заклинание и аракхи всадников вспыхивают пламенем. Джорах Мормонт ведет конную лавину в атаку в шикарной сцене. Сценаристы тут же гасят все надежды и бодрое настроение зрителя: огни клинков тухнут, разбиваясь о темную стену мертвяков. Живыми возвращаются считанные единицы и становится понятно, что проходной драка не выйдет — авторы готовы убивать людей и убивать их много.
Мертвые немедленно переходят в наступление, буквально заливая человеческую армию, как бурный прилив. Мы раз двадцать ловили себя на противоречивой мысли: «Неужели это все? Неужели ТАК все закончится?» И каждый раз сериал обманывал простодушного зрителя, накидывая обманку за обманкой, битву за битвой, экшен за экшеном, ход за ходом. Гигантская партия шахматы, постепенно превращающаяся в хаос.
Драконы останавливают наступление — Король Ночи вызывает бурю, мешая Дейенерис и Джону управлять главным оружием людей в драке. Ветер мешает зажечь ров: Мелисандра ценой гигантских усилий зажигает его могучим заклинанием. Люди пытаются спрятаться за стеной пламени — мертвые заваливают препятствие собственными телами в нескольких участках и идут дальше.
Жертвуя пешками
Мы долго ждали, когда в «Игре престолов» начнет умирать хоть кто-то, помимо бессловесных пехотинцев. Дождались. Маленькая леди Мормонт, Берик Дондаррион, Эддисон Толлетт из Ночного Дозора, леди Мелисандра, Теон Грейджой, Джорах Мормонт (непонятно, но скорее всего мертв). Каждой смерти создатели умудрились придать сакральный смысл, никто не умер понапрасну. Слегка натянуто, но прощание с полюбившимся персонажами должно было пройти достойно.
Лианна умерла, как и подобает всем лордам ее рода — с мечом в руках. Крохотная девчушка сумела завалить огромного великана, умирая в его огромных лапищах. Дондаррион умер последней смертью, защищая Арью и Клигана. Толлетт погиб, спасая Сэмвела Тарли. Теон Грейджой отдал жизнь за Старков, пав от руки Короля Ночи и став последней преградой между Браном и его врагом номер один. Леди Мелисандра отдала все силы и молодость в жертву своему огненному Богу. Джорах пал, защищая королеву Дейенерис. Каждого нашлось время пожалеть и поблагодарить. Каждый отдал свой долг перед людьми, которых любил — подданными, друзьями и возлюбленными.
В битве всегда есть момент, когда ты остаешься в одиночестве
В серии невероятно круто показаны сцены, в которых персонажи остаются один на один против самой смерти. Именно они держат зрителя в максимальном напряжении, не отпуская ни на секунду. Невольно задерживаешь дыхание, когда следишь за Арьей, попавшей в ловушку — она одна в комнате, где бродят мертвецы. Любой неверный шаг — смерть. Кричишь от боли вместе с Дейенерис и Дрогоном, когда на Бурерожденную нападает Король Ночи верхом на драконе. Захлебываешься дыханием вместе с Джоном Сноу: он то мчится с мечом наперевес на предводителя армии мертвых, то спасается от пламени его зверя. Умиляешься и ностальгируешь в сцене с Тирионом и Сансой, держащихся за руки, пока вокруг беснуются вылезшие из крипты мертвые Старки. Понимаешь, что сейчас будешь сопереживать Теону Грейджою, который в одиночку атакует Короля Ночи без всякой надежды на победу.
В какую-то из минут серии тебя просто захлестывает отчаяние: битва на волоске от бесславного поражения, оставляя зрителя наедине с самим собой. Он только и может, что следить за мелькающими кадрами припертых к стенке людей — им уже некуда отступать, нет сил сражаться. Напряженная струна повествования натягивается все сильнее к концу эпизода, грозя порваться то там, то здесь.
Шок, отрицание, гнев
Король Ночи не мог воссесть на Железный Трон. Сценаристов бы порвали в клочья в таком случае. Они отыгрались на тех, кто пророчил в герои любимчиков зрителей вроде Дейенерис и Сноу. Бурерожденная в своем репертуаре попыталась сжечь экс-лорда-командующего, не вышло. Джон долго бежал на противника с мечом в руке, но тот попросту закрылся стеной из восставших. В шансы Грейджоя вообще никто не верил, сцену с попыткой Теона защитить Брана сняли для того, чтобы самим себе доказать — парень не зря столько жил, изводя своим вечным нытьем и неудачами старушку Фортуну.
Убийцей и главным героем сражения стала… Арья Старк. С одной стороны, это более предсказуемо, чем, скажем, Клиган или Санса. С другой — не все ожидали эпичного прыжка в спину от воспитанницы храма Безликого бога и не менее эпичного приема. Есть еще и третья сторона: почему так просто? Неужели существо, способное вызывать бурю щелчком левой руки, а щелчком правой поднимать толпы умерших людей, погибло от тычка кинжалом из валирийской стали? Но не закончить линию Короля Ночи авторы не имели права — концовка, похоже, будет более-менее казуальной, без наступившего Z-апокалипсиса. Поздравим Арью, ей официально присвоено звание «Убийца года».
Горькое послевкусие
Великолепно отснятая битва и яркий финал сменяются раздумьями на тему, что же будет в оставшихся трех сериях. После победы живых над мертвыми нас снова ждут интриги и заговоры? Триумф феминизма, обмен колкостями и очередные бабские сплетни?
Серсея неожиданно поднимается в гонке фаворитов, поскольку не участвовала в разборках. Войско северян и Таргариенов слишком потрепано — дотракийцы вырезаны полностью, оба дракона серьезно пострадали в битве. На Дрогона накинулось сотни две мертвецов, Рейегаля потрепало в схватке с собратом. Неожиданная мысль: ведь и Арья теперь может претендовать на владение Семью Королевствами, поскольку вовремя успела залюбиться с Джендри, наследником Роберта Баратеона.
Впереди все еще много вопросов, но как теперь смотреть сериал, зная, что шоураннерам вряд ли удастся переплюнуть третий эпизод ни по масштабности, ни по градусу накала, что царил в серии 90% эфирного времени.
Остается лишь ждать и надеяться, что финал не станет разочарованием года, а то и десятилетия.