Tekken — второй по значимости файтинг-сериал для российского геймера сразу после культовой Mortal Kombat. Сотни часов, проведенных в режиме тренировки, куча интересных бойцов (каждый со своим отличным финальным видеороликом), затертый до дыр пиратский диск с третьей частью. Парадокс заключается в том, что, несмотря на легендарный статус Tekken 3, в нашей стране люди в массе своей очень неохотно знакомились с ее прямыми продолжениями.
Конечно, речь не идет о любителях PlayStation. В начале нулевых бандл второй «Игровой станции» с Tekken 4 был одним из самых желанных приобретений. Но те геймеры, кто успел с приставки пересесть на PC, как-то рукой махнули на турнир «Железного кулака» и прочие прелести японских игр-единоборств. Конечно, все это не отменяло похода к другу и заруб до утра в пятую часть. Но факт остается фактом. Tekken 3 осталась в сердцах большинства отечественных игроков как первая и единственная.
Не сильно покривим душой, если скажем, что в то славное времечко о существовании второго и уж (тем более) первого выпуска Tekken мало кто задумывался. Равно как не котировалась среди поклонников франшизы обычная версия третьей части. Только Tekken 3 Plus, только хардкор. И вот спустя годы на PC, Xbox One и PlayStation 4 выходит ... седьмая Tekken, и она все еще способна удивлять.
Как бы это смешно ни звучало, но главное чувство при знакомстве с Tekken 7 — это ощущение ностальгии. Здесь, к примеру, максимально похожий на Tekken 3 ростер бойцов. Кто там любил играть за Кинга? Быть может, вам по душе Дзин? Хм, а как насчет Ешимицу или Ли Чаолана? Все, кто хотя бы раз запускал на своей PlayStation понятно какую часть, на этом моменте просто обязаны пустить скупую мужскую слезу по прошлым дням. Впрочем, без новичков и пришельцев из славного «тогда» тоже не обошлось. На первых позициях, например, находится экзорцист Клаудио. Из возвращенцев же можно отметить Боба Ричардса — весьма характерного вида толстяка, который стал таким по своему собственному желанию.
Однако сегодня недостаточно создать колоритных персонажей, наделить их узнаваемыми стилями (с этим все в порядке — мы проверяли) борьбы и отправить в аркадный режим сражаться до победного CGI-ролика. Современный файтинг — это целый комплекс мероприятий, и не последнюю роль в этой машине занимает такая штука, как… сюжет. О времена, о нравы!
Собственно, ничего удивительного в этом нет. Шесть лет назад команда Эда Буна произвела настоящий фурор в отрасли, выпустив переосмысленную классику в лице Mortal Kombat. Среди прочего (режима башен, онлайна и аркады) она выделялась совершенно замечательным синглом. Это было такое кино — полноценная третья часть «Смертельной битвы», если угодно. В этом же году вышла Fight Night Champion от EA Canada, и она тоже рассказывала свою историю в схожем с MK формате.
С этих двух проектов и начался тотальный пересмотр одиночных кампаний в файтингах. Западные игры задали тон, а японцы… долгое время ему сопротивлялись, но все-таки уступили набирающему популярность тренду. Если раньше в одиночном аспекте с Tekken творилось черти что (как вам Beat’em’up в файтинге, а?!), то теперь все изменилось. В Tekken 7 наконец-то появился нормальный одиночный режим. Связан он напрямую с семьей Мисима, и довольно полно раскрывает историю противостояния клана с корпорацией G. Проблемы тут две: качество исполнения и смысл показанного.
Начнем, как водится, с первой. Создатели Tekken 7 постарались сделать довольно зрелищный боевик с огромным количеством взрывов, сюжетных хитросплетений и зрелищными сценами поединков. Ирония в том, что сегодня этим уже никого не удивишь. Седьмая часть «кулака» смотрится… просто отвратительно на фоне одиночной кампании недавней Injustice 2 или чуть более древней Mortal Kombat X. Причина — отсутствие единого стиля. Ролики на Unreal Engine 4 перемежаются с комиксным рядом, рассказывающим о журналисте, ищущем правду о клане Дзина. Еще нелепее выглядит попытка вставить в видеоряд CGI, чье качество пришло из времен PlayStation 2. Получается каша, наблюдать за которой без улыбки просто невозможно. Дешево, но совсем не сердито. Скорее, уныло в своей пафостности.
Ну да это еще полбеды. Посчитав, что «просто поединки» — это скучно, авторы Tekken 7 попытались разбавить повествования элементами Beat’em’up’а и… шутера. Получилось… плохо. Каждую сюжетную главу можно разбить на несколько отрезков. В первом мы поочередно уничтожаем рядовых мобов, во второй — происходит типичное для Mortal Kombat сюжетное сражение. Далее заставка. И все по-новой. Хотя… не всегда. Немного дичи: в одном из эпизодов нам в роли Ларса приходится… отстреливаться из автомата от набегающих солдат клана Мисима. Ощущается все это как дешевая пародия на световые шутеры прошлых лет вроде Time Crisis. Японцы… такие японцы.
Однако плохо даже не это. В конце концов, играется сюжетка седьмой части довольно бодро. Просто там, где американцы рассказывают внятную историю в духе боевика категории «Б» с VHS-формата, авторы из Страны восходящего солнца… уходят в чистейший фан-сервис. Кое-где это очень даже оправданно. Например, давние поклонники «Железного кулака» явно обрадуются возможности лично принять участие в битве маленького Кадзуи и Хэйхати. Другое дело новички. Для них все эти заигрывания и отсылки будут как мертвому припарка. Вот только за их пределами… нет ровным счетом ничего. История Tekken 7 — это такое бессмысленное кино из девяностых, где большой японский дядька голыми руками отбивается от пущенных в него ракет, а обтянутая во все черное блондинка — выживает после взрыва здания.
Собственно, нормального фильма про единоборства не получается. Игра распадается на десятки фрагментов, каждый из которых по отдельности, может, и зрелищен, но совершенно не дополняет кусочек, следующий сразу за ним. Одиночная кампания Tekken 7 в этом смысле ощущается, как склейка финальных видеороликов из третьей части. Пафосно, зрелищно — но и только. На фоне Mortal Kombat и Mortal Kombat X выглядит крайне слабо. Да что там говорить — она даже проигрывает первой части Injustice. А это уже звучит как приговор.
К счастью, Tekken 7 все же есть за что любить. Разумеется, мы говорим про глубокую боевую систему, которая, оставаясь простой для поверхностного освоения, дает игрокам отличную возможность погрузиться при желании в глубины механики. На бытовом уровне (что есть удар, блок, подсечка) понять суть седьмой части может буквально каждый. Ростер персонажей подобран со вкусом, откровенно «имбовых» героев на старте найти нам так и не удалось, а каждый из представленных бойцов в должной степени уникален.
Кто-то напирает на скорость, кто-то — на силу атаки. Проторчав в режиме тренировки минут сорок, вы с легкостью сможете выносить компьютерных болванчиков в «Аркаде». Если захочется сетевых сражений, то… предстоит долго и мучительно изучать мув-лист любимчика. Разумеется, никуда не делся акцент на лаунчеры/джагглы. Не любите их? Ну что же, тогда Tekken — это явно не ваша игра.
Отдельной строкой — увлекательный режим «Битвы за сокровища». По сути, это своего рода аналог простой аркады. Есть цепочка поединков, есть сражение с уникальными условиями (например, ускоренный в несколько раз раунд). Одержали верх — получили ништяк. Не успели вовремя забрать выигрыш и проиграли — потеряли нажитое. Золото, к примеру, можно потратить на всякого рода «шапки» для любимых персонажей. Режим кастомизации позволяет довольно сильно изменить героев и в значительной степени повышает реиграбельность файтинга.
Однако это плюсы. А как же минусы, спросите вы? Увы, без них не обошлось. На момент подготовки этого текста нам так и не удалось сыграть ни одного онлайн-сражения. Система вначале очень долго думала, потом вроде как даже нашла противника, но… связь была потеряна. И так несколько раз подряд. Печально, но вполне ожидаемо, ведь играли мы до официального релиза. Совсем другое дело — движок и ставка на микротранзакции. После знакомства с релизной версией проекта создается стойкое впечатление, что со временем Tekken 7 станет еще одной «доильней» по типу Dead or Alive 5. Хотите купить персонажа или шмот для него? Вперед в магазин. Печально до скрежета зубовного.
Что же до движка, то тут все еще проще. Unreal Engine 4 — это далеко не самый лучший мотор для игры-единоборства. К тому же, когда он оказывается в руках японцев, которые испокон веков привыкли работать с собственными технологиями. Увы, выглядит Tekken 7 просто… пристойно. Не тянет он на так горячо ожидаемый фанатами файтинг нового поколения. Плюс очень долгие загрузки… Настолько долгие, что можно успеть на кухню за стаканом сока сгонять. Если постараться
К счастью, все это не так важно. Tekken 7 — это достойное возвращение серии, которое будут ценить за отличный versus-режим и во многом уникальную механику, которая совсем не устарела. Кроме того, Tekken 7 — это еще и первый масштабный/дорогой 3D-файтинг нового поколения, созданный в Стране восходящего солнца. При прочих равных — отличный набор для тех, кто любит и ценит сериал со времен первой PlayStation. Знакомые по Tekken 3 персонажи соврать не дадут.
Для наибольшей аутентичности взять стоит версию для PlayStation 4. Поверьте, ощущения окупят цену за диск.