У серии Mafia сложилась трудная судьба. Первая часть до сих пор пользуется статусом народной любимицы, а вот продолжение вышло не совсем таким, каким его ожидали фанаты оригинальной игры. А дело вот в чем: в 2009-м, за год до релиза Mafia 2, студию 2K Czech покинул Даниэль Вавра. Он был одновременно и сценаристом, и дизайнером, и генератором миллиона и одной идей, которые сделали первую Mafia культовой — и наверняка, сделали бы такой и вторую часть. После его ухода команда постаралась собрать воедино те наработки, что накопились за долгий период создания проекта, и получилось у них это… Ну, как получилось. Многие элементы геймплея и сюжета подверглись грубой обработке садовыми ножницами, да и собирали игру в готовый билд настолько поспешно, что многое даже не успели и толком вырезать. Многие, наверное, вспомнят, как нам советовали съездить к Дереку, Бруски или Джузеппе за дополнительными заданиями, но по приезду игрока ожидал лишь кукиш. Уже на этом этапе было понятно, что третьей части серии или не бывать вовсе, или ждать каких-то откровений от нее точно не стоит. Итог закономерен: то, что является результатом совместной работы остатков 2K Czech и студии-«ноунейма» Hangar 13, не имеет практически ничего общего с предыдущими частями серии.
События Mafia 3 развиваются в вымышленном городе Нью-Бордо, который был перерисован под кальку с Нового Орлеана, в 1968 году. И без того суровый чернокожий паренек Линкольн Клей возвращается с Вьетнамской войны, где становится куда более суровым, чем был до этого. Едва он успевает пообтесаться на «гражданке» и выполнить пару интересных поручений местного мафиозного босса Сэла, как люди этого самого босса и даже он сам собственной персоной вырезают подчистую всех его названых «братьев» из чернокожего квартала, а самому ветерану пускают пулю в лоб. Пуля рикошетит о череп, оставляя на голове Линкольна уродливый шрам, а сам «счастливчик» пребывает в коме в течение нескольких последующих месяцев. Едва очнувшись, он решает всем предателям лично отомстить — да не просто убив главного зачинщика, а отобрав у того все, что он имеет, по крупицам. Завязка, конечно, потрясающая.
Однако, несмотря на бесхитростный сценарный «скелет», сюжет можно однозначно записать в одну из сильнейших сторон игры. Повествование ведется нарочито скомкано, а нам показывают кадры из разных временных эпох: это и видеоматериалы рассмотрения дела Линкольна Клея в суде, и интервью с непосредственными участниками событий 1968 года, а главным рассказчиком является детектив из наших дней, который пытается раскрыть все обстоятельства произошедшего много лет назад. Самый же главный источник повествования — это сам Линкольн, действия которого под управлением игрока и вершат все обсуждаемые события, что позволяет нам стать их участником и очевидцем.
Сразу после первого запуска игры мне стало предельно ясно, по какой причине Hangar 13 выпускали все эти бесконечные «трейлеры персонажей» перед ее выходом: с самого начала Mafia 3 разнообразных имен и действующих лиц на экране появляется так много, что уместить их все в голове с наскоку — задача не из легких.
Вообще, в первые несколько часов Mafia 3 выглядит максимально хорошо. Тут и крутое повествование, и постановочные миссии — ну вот прямо-таки все то, за что первые части серии любят и чтут геймеры всего мира. Но под конец этого чудного действа — когда Линкольн приходит в себя после комы — игра показывает свою истинную сущность. Дамы и господа, перед нами вовсе не третья часть «Мафии», а первая часть Assassin’s Creed.
Такое сравнение просто напрашивается для того, чтобы употребить его в оборот. Вся формула тридцатичасовой продолжительности геймплея Mafia 3 оказывается простой до неприличия: игроку нужно выполнить набор определенных повторяющихся действий для того, чтобы убить босса-наместника, а затем повторить это еще примерно тридцать раз. «Определенные повторяющиеся действия» направлены на разрушение деятельности мафиозной ОПГ имени Сэла Маркано практически во всех ее сферах: проституция, торговля оружием и наркотиками, угон автомобилей, профсоюзы, оборот алкоголя — все это падет под тяжелой подошвой армейского сапога Линкольна Клея. Сфер деятельности, конечно, много, но смысл везде один: ловим и допрашиваем информатора, убиваем пару «лейтенантов», громим несколько «складов» — вуаля, получаем доступ к боссу, который якобы приходит лично проверить, почему прекратился поток денег. После его убийства отдаем район в распоряжению одному из своих лейтенантов и повторяем, пока не закончится игра.
И даже убийства мафии начальников практически не отличаются от того, что им предшествовало: в большинстве случаев мы просто приезжаем на уже зачищенную ранее территорию и убиваем появившегося там босса, который, по сути, является обычным противником с немного «подтянутым» количеством очков здоровья.
При этом все вышеописанное происходит в чистейшем сэндбоксе с минимумом постановки. Интересных и необычных постановочных миссий мало, и они, как правило, связаны с ликвидацией самых влиятельных чинов мафии, смотрящих за целыми районами Нью-Бордо — тех самых «капо». И это все. На этом этапе у вас может возникнуть логичный вопрос: зачем мне в 2016 году играть в то, что не работало еще в 2008-ом? Постараемся дать на него ответ.
Мы уже говорили про крутую подачу сюжета? Точно, говорили. Сюда стоит добавить отличную режиссуру кат-сцен и превосходную лицевую анимацию, благодаря которой каждая из них выглядит как настоящее кино. Нет, серьезно, некоторые кат-сцены выглядят так хорошо, что ради них мы более двадцати часов терпели до безобразия монотонный и репетативный геймплей. У Линкольна Клея где-то в далеком родстве наверняка состоит Фрэнк Касл — настолько похожие на почерк «Карателя» вещи он порой вытворяет.
«Мое убийство ничего не изменит», — бормочет истекающий кровью капо. — «На мое место придет другой, никто даже не заметит!». «Ты не прав», — с улыбкой отвечает ему Линкольн. — «Заметят ВСЕ». Секунду спустя капо с очень удивленным лицом вылетает из окна отеля-небоскреба и с жутким грохотом приземляется на припаркованную возле него машину на глазах у прохожих, а через пару минут на месте уже кишмя кишат журналисты. Ну, вы поняли.
Сам же геймплей можно назвать крутым лишь с определенными ремарками. Например, стрельба в игре определенно удалась: враги очень живо реагируют на попадания и хватаются за отстреленные конечности, красиво умирают и периодически не хотят этого делать, корчась на полу и истекая кровью. Никаких сложных систем расчета физических воздействий вроде Euphoria из GTA 4, но отличная работа со скриптами и анимациями — в результате от стрельбы здесь получаешь не меньшее удовольствие, чем, например, в Max Payne 3. Вождение машин становится приятным занятием далеко не сразу: привыкать к новой физической модели придется долго, а к столкновениям можно не привыкнуть и вообще — настолько они плохи. Неоднозначным вышел и местный «стелс»: враги предельно слепы и глухи. Они с удовольствием пойдут на свист из-за угла, который услышат с расстояния пяти метров, но не услышат истошный вопль из проткнутой глотки своего товарища в трех метрах поодаль. Примерно в этом же ключе они реагируют и на трупы напарников — мол, гы, пацаны, тут трупешник, зацените. Весь «стелс» держится лишь на системе устранений, а вернее, жестокости, которая ей сопутствует: вонзать нож в хребты, шеи, горла, лица и подъязычные кости бандитов не надоедает практически до конца игры.
Здешние бандиты почти не реагируют на мертвые тела своих коллег — при этом очень забавной выглядит возможность носить умерщвленные туловища: реализовали ее в Mafia 3, видимо, только для того, чтобы игроки могли позабавиться скидыванием тушек поверженных врагов на съедение аллигаторам, коих полным-полно в водоемах Луизианы.
Столь неоднозначна ситуация и с графикой. В первые пару часов от обилия фильтров и «мыла» глаза так и просятся вытечь наружу. Но затем начинаешь замечать, что сделано это не по бездумной прихоти разработчиков, а с четким умыслом: постэффекты просто шедеврально передают «душу» кинолент конца шестидесятых — объективы тех времен снимали картинку именно в такой цветовой палитре. Отлично дополняют этот эффект и некоторые другие приемы стилизации визуальной части Mafia 3 под старые фильмы. Например, максимально искусственное небо, которое поначалу удивляет в самом плохом смысле этого слова. Но затем, когда уже понимаешь, для чего оно нужно, придает картинке особый шарм.
Теперь давайте прибавим к вышеперечисленному великолепно детализированный город, пешеходов с тысячей различных анимаций, колоритные автомобили и музыку, кричащую из радио на каждом углу — в итоге получим буквально ожившую эпоху того времени. А не это ли та самая общая черта, которая объединяет все три части Mafia?
Mafia 3 — не идеальная игра, но от нее можно получать удовольствие. Правда, придется бесконечно долго бороться со скукой, которую нагоняет репетативный геймплей, но возможность окунуться в шестидесятые станет отличным подспорьем для всех неравнодушных к той эпохе — и сделает неравнодушными всех к ней безучастных.