Когда Horizon Zero Dawn анонсировали на E3 2014, игровая общественность была мягко говоря удивлена. Никто не ждал от Guerilla Games, известной по шутерам про красноглазых неонацистов, Action/RPG о хрупкой девушке, которая ищет свое предназначение в постапокалиптическом мире, захваченном лязгающими роботами.
***
Вообще мы немного приврали: у
Guerilla Games уже был опыт создания игр от третьего лица. Немногие смогут вспомнить вышедшую больше двенадцати лет назад Shellshock: Nam’67, в которой игроки примеряют на себя ботинки новобранца армии США, отправленного на войну во Вьетнаме с целью донести до местных «аборигенов» всю ошибочность их убеждений. Иными словами, в Guerilla Games знакомы с концепцией. С другой стороны, Zero Dawn — первый опыт студии в жанре и, стоит отметить, опыт довольно удачный.
История берет очень интригующий и многообещающий старт, рассказывая о падении человеческой цивилизации. Крупнейшие города в руинах. Немногие из устоявших под неумолимым напором времени строения превратились в гротескные скелеты с торчащими со всех углов стальными балками, испещренные широкими трещинами склепы былого человеческого величия. Густая растительность накрыла все плотным зеленым покрывалом. На улицах валяются изъеденные ржавчиной остовы машин и танков. Последние дни человечества явно были не из радужных.
Природа окончательно отвоевала то, что по праву принадлежит ей. В водоемах и журчащих речушках плещется рыба, по лесам, полям и заснеженным горным вершинам бегает зверье — зайцы, еноты, кабаны и лисы. Привычную на первый взгляд идиллию нарушают разве что многочисленные механические монстры. Некоторые, похожие на коней и баранов, мирно перерабатывают растительность и грунт в какую-то зеленую жижу, другие, имитируя крокодилов, притаились в воде в ожидании незадачливой жертвы, а от тяжелой поступи третьих содрогается сама земля.
Общество с туманным прошлым и неясным будущим — люди в
Zero Dawn выглядят совершенно неуместно и даже отталкивающе. Именно они, а не машины, живущие в гармонии с природой, выглядят в новом мире лишними. Одни превратились в дикарей, живущих племенами и подтирающихся листьями подорожника, другие же смогли спрятаться от непредсказуемого и жестокого мира машин за стенами огромных и безумно пафосных городов. И в попытках больше узнать о природе механических монстров отлавливают их и разбирают на запчасти, напяливая затем некоторые детали на головы как шапки.
Главная героиня Элой — изгой, которого недолюбливает и сторонится все племя, считая ее проклятием и злым предзнаменованием. С самых первых кадров игроку ясно дают понять, что мир
Zero Dawn — это жестокое место, в котором приходится рассчитывать только на себя. И надеяться, что деревянных стрел в колчане будет достаточно, чтобы пробить броню механического тираннозавра до того, как он втопчет тебя в землю.
Со временем Элой узнает, из-за чего люди настолько деградировали, что костер они разжигают искрой от камней, но сначала ей придется выполнить длинный список из сюжетных и дополнительных заданий, а также истребить не одну сотню диких кабанов и зайцев, чтобы сшить из их шкур мешки для зажигательных бомб и колчаны для стрел.
Сценарий не скатывается до банальностей и медленно раскрывает все детали произошедшего апокалипсиса посредством аудио-дневников, которые можно найти в заброшенных бункерах и скованных льдом научных комплексах, а также голограмм давно почивших ученых и военных. Большинство дополнительных заданий не только помогает лучше понять мир
Zero Dawn, но и по степени интересности может посоревноваться с основными. Временами игроку предлагают поучаствовать в защите крошечной деревеньки кузнецов от летающих роботов-стервятников или сыграть непосредственную роль в детально проработанном плане по государственному перевороту.
Не обошлось, конечно, и без откровенно скучных квестов, которые совершенно никак не влияют на сюжетную линию и не несут абсолютно никакой смысловой нагрузки. Так, Элой могут попросить найти вора, крадущего фрукты, или помочь мужеложцу, которого священнослужители не пускают глазеть на статую, созданную его возлюбленным. Подобные задания явно нужны для искусственного увеличения длительности игры, ведь выполнив порядка 90 процентов всех доступных заданий и играя на максимальной сложности, прохождение
Horizon вряд ли отнимет у вас больше 60 часов. А по меркам больших RPG это не так уж и много.
И раз уж мы говорим о недостатках, то нельзя не упомянуть и о системе морального выбора, представленной в игре. Ветвистые диалоги временами предлагают выбрать один из трех вариантов ответа, который, по логике игры, будет объясняться железной волей и гневом Элой, её холодным и расчетливым умом или же альтруистической, любящей всех и всяко натурой. Сложный на первый взгляд выбор почти никогда не будет иметь влияние на дальнейшее развитие событий: концовка в игре всего одна, вне зависимости от принятых решений. Складывается такое ощущение, что в Guerilla хотели оставить простор для создания морального облика Элой, но при этом запретили игрокам превратить её в редкостную сволочь. Поэтому зачастую, даже если игрок выбирает самые злые ответы, Элой в целом не перестает быть милой и добродушной девушкой.
Мир игры не такой большой, как, скажем, в той же
The Witcher 3: Wild Hunt (даже без дополнения «Кровь и Вино»), но уж точно не менее прекрасный и интересный для исследований. Карта вразделена на несколько регионов, каждый из которых контролируется одним из немногочисленных человеческих племен. Восточные земли принадлежат племенам Нора, из которых происходит сама главная героиня, и именно их впервые видит игрок. На земле и деревьях лежат хлопья снега, а в воздухе буквально ощущается покалывающее прикосновение холодной зимы. Временами тут может идти проливной дождь, или же все вдруг окутывает густой туман. Засушливый и пустынный запад с периодически бушующими песчаными бурями контролируется двумя племенами: помпезными Карджа и технарями Осерам. Есть и несколько тропических территорий с бурной растительностью — там рыскают хищные машины, похожие на пантер и умеющие становиться практически невидимыми подобно инопланетному охотнику из фильма «Хищник».
Кстати, о машинах. Роботы прекрасно адаптировались к своей среде обитания. Это скорее животные, нежели лязгающие куски железа, и они готовы ревностно оберегать свои территории от глупых двуногих дикарей с копьями и стрелами. Условно машины разделены на несколько категорий: некоторые просто мирно пасутся на лугах, собирая травку в специальные емкости у себя на спинах, другие тем временем защищают их от различных опасностей, в основном исходящих от людей. Собиратели редко нападают первыми, а в случае угрозы скорее убегут от Элой, хотя могут в случае чего и втоптать в грунт железными копытами. Защитники же, напротив, охотней лезут на рожон, пытаясь чужака сжечь, заморозить, раскусить пополам, шарахнуть током или оглушить звуковой волной.
Почти каждый робот может использовать несколько типов атак, начиная с сокрушительных ударов гидравлическими манипуляторами и заканчивая электростатическими разрядами, которые одновременно наносят урон, оглушают и дезориентируют. Чем крупнее робот, тем больше на нем установлено оружия и тем он опасней. Но все машины имеют свои уязвимые точки, которые можно уничтожить, лишив их владельцев определенных типов атак. Скажем, выведенный из строя крио-модуль у крокодила на шее заморозит его и не даст тому больше плеваться снежками.
Чтобы открыть больше частей карты, Элой необходимо сперва найти грациозно шагающего по округе гигантского робота с длинной шеей и плоской головой, затем забраться на него и перепрограммировать его систему картографии. Чем-то напоминает башенки из серии Assassin’s Creed, только реализовано это интересней и лучше.
Процесс уничтожения врагов можно серьезно упростить, освоив умение захватывать контроль над некоторыми типами машин. Куда проще пустить в утиль целое стадо механических бизонов, если один или два сражаются на стороне Элой. Жаль только, что даже будучи захваченными, роботы не покидают своего ареала обитания. Было бы здорово бродить по миру в сопровождении огромной зверюги, стреляющей лазерами из пасти и способной дробить в пыль многотонные валуны всего одним ударом хвоста.
Поскольку человечество только приходит в себя после апокалипсиса, антигравитации, скорострельным лазерам, криогенным пушкам и электрическим сферам на несколько тысяч вольт Элой может противопоставить лук, стрелы с наконечниками различной толщины, гарпун, растяжки, несколько типов рогаток и что-то вроде дробовика, стреляющего деревянными кольями. Но и этого хватит, ведь Элой в первую очередь — умелая охотница. Она может подготовиться к схватке, предварительно изучив местность, расставив ловушки и приметив сразу несколько точек с высокой травой, где можно спрятаться в случае чего.
В игре также представлено ветвистое древо умений, позволяющее развивать Элой по одному из трех направлений, включающих скрытность, увеличение урона и стойкости, а также умение находить больше полезного в тушках выведенных из строя роботов и убитых зайцев.
Шкуры и кости убитых животных, кстати, можно использовать для углубления карманов Элой, что позволяет ей таскать с собой больше стрел в колчанах и зажигательных бомб в подсумках. Также в
Zero Dawn представлена возможность всячески модифицировать оружие и броню, вставляя в слоты различные улучшения вроде увеличения урона или сопротивляемости различными стихиям. Количество доступных слотов зависит от качества выбранного предмета экипировки.
Что же касается технического исполнения, то, как и предыдущие игры студии,
Horizon: Zero Dawn выполнена на высочайшем уровне. Часто вы будете медленно поворачивать правый стик, пытаясь в деталях разглядеть всю красоту и великолепие окружающего мира, в котором каждая, даже самая маленькая и незаметная на первый взгляд деталь сделана с трепетной любовью. Будь то выжженные солнцем пустыни Карджа, заснеженные земли племени Нора или затерянные во времени и скованные льдами комплексы «древних» — каждая локация прекрасна по-своему. Иногда даже не хочется пользоваться возможностью быстрого путешествия, отдавая предпочтение долгой и увлекательной прогулке по живописной местности, нежели банальному экрану загрузки.
Игра выглядит великолепно как на PS4, так и на PS4 Pro. Какие-либо существенные различия вроде дальности прорисовки и сглаживания будут заметны только на 4K-телевизоре. Вне зависимости от выбранной версии, игра держит стабильные 30 кадров в секунду, лишь изредка роняя это значение до 28-29 — и то лишь в особо напряженных сценах, демонстрирующих разрушение объектов и множество спецэффектов вроде взрывов и электрических дуг от энергетических сфер.
Сравнение графики на PS4, PS4 Pro и PS4 Pro в 4K-разрешении
В Guerilla пошли на большой риск, пытаясь отойти от привычного для студии жанра, и этот риск был полностью оправдан. У студии получилось создать великолепный мир, полный тайн и загадок, и написать интересный сценарий с неожиданными поворотами, который нарочито оставляет несколько вопросов без ответов и открытыми для интерпретации. Но этого было бы мало, не дополни Guerilla это увлекательным игровым процессом, в котором даже самый маленький недочет легко перевешивается массой достоинств. И возможностью приручить механического тираннозавра.
Horizon: Zero Dawn — одна из лучших и самых красивых игр этого поколения, которая просто обязана быть в коллекции каждого владельца PS4.