Запах паленого мяса давно выветрился, но солдаты чувствовали его повсеместно. Их разум не оставлял иного выбора, ведь служивые шли дорогою трупов — застывшие в макабрическом памятнике реалиям войны, они заставляли бывалых головорезов содрогаться. Однако именно мать с ребенком навсегда отпечатались в их душах. Женщина закрыла собой дитя в тщетной попытке защитить чадо от белого фосфора, сплавившего их воедино. Трогательно и бесконечно мерзко — такой эмоциональной амбивалентностью запомнилась Spec Ops: The Line. Повторить настрой военной драмы от Yager Development не удавалось никому четыре года, пока галопом по Европе и миру заодно не пронеслась Battlefield 1.
Ее сюжет не претендует на откровение, так как полон недостатков, но увиденное разительно отличается от прошлых игр серии. Сеттинг Первой мировой войны скорее снабдил DICE большим количеством исторических событий, личностей и сражений, чем развязал сценаристам руки. Они радостно ухватились за Лоуренса Аравийского, чьи приключения достойны отдельной игры, и ту же Галлиполийскую операцию, где австралийцы отвешивали османам люлей (не кебабов). К сожалению, распорядиться полученным богатством с толком акулы пера не смогли. «Военные истории» получились слишком короткими и оттого поверхностными. Раскрыть всю подноготную нескольких фронтов Первой мировой в двухчасовых миссиях — подвиг, который по силам лишь очень умелым авторам.
Да, сам факт отхода DICE от привычной формулы радует, но недостаток опыта не позволил ей сделать хорошие эмоциональные крючки. Персонажи не цепляют своими историями (Галлиполийская операция — приятное исключение), а события зачастую вызывают недоумение. Многие из них зрелищны и атмосферны, но логика приказала долго жить, а обилия штампов хватит на кайзеровскую канцелярию. Впрочем, расстройство от сюжета кампании компенсируется её геймплеем: DICE втиснула в каждую миссию массу событий, видимо, желая переплюнуть Call of Duty.
Что ж, в превышении меры шведы точно уделали извечных соперников. За несколько часов игроки поднимутся из грязи (буквально) в князи. Вернее, графы, так как в одной из историй герой притворяется аристократом, чтобы спокойно летать и с гиканьем сбивать немцев. Не менее ушлым молодцом показал себя и австралийский новобранец, успевший из зеленого «духа» превратиться в героя Far Cry. Устроить соло-рейд на турецкую крепость с пулеметом наперевес? Умеем, знаем, практикуем.
Последнее утверждение уже в положительном ключе характеризует мультиплеер — он просто великолепен. DICE взяла давно отработанные приемы и наложила поверх сеттинг Первой мировой войны, чем переиначила восприятие привычной «Батлы». Великая война, например, характеризовалась множеством технологических инноваций, ныне считающихся историей. Пулеметы только появились, танки впервые выкатили на поля сражений, а снайперы ещё не осознали себя отдельной профессией — и всё это малая часть изменений, возникших из-за Первой мировой.
Для той эпохи кустарность военных технологий была в порядке вещей и DICE отменно передела её. Многие пушки выглядят диковинно или откровенно аляповато, звучат грязнее пьяных грузчиков, а уж по убойности уделывают и современный военпром. Оный подчиняется правилам Женевской конвенции, созданной во многом как раз из-за винтовок тех времен. Из легендарной «трехлинейки» в Battlefield 1, например, сбивают аэропланы, так что внутренний милитарист будет ежеминутно выть от радости и требовать продолжения шоу. Оно, как известно, должно продолжаться — и DICE об этом знает.
Так что привыкания требует не только оружие, но и техника. Танки всё ещё карают, но их ценность как мобильных фабрик смерти понизилась, а важность для командной игры, наоборот, возросла. Никто не мешает отправиться на покорение высоты в одиночку, но куда разумнее притащить на хвосте десяток солдат, огнеметчика и стрелка с противотанковым ружьем. Изначально же танки создавались в качестве агрессивного и больно кусающегося «щита» для прикрытия пехоты. На то в игре ставка и делается, а всё танковые подвиги и «88:14» остаются уже на совести и умениях игроков. Криворукий новичок не справится с ракоподобным FT-17 при всей мнимой казуальности Battlefield 1, а умелый ветеран всему Синаю покажет, где раки зимуют.
С самолетами расклад иной. Они потеряли в скорости и непробиваемости, зато приобрели в атмосферности и рискованности полета на них. В Battlefield 4 сбить самолет из танка считалось обязательным умением для профи. Правда, редкие умельцы могли такой фокус проворачивать. В Battlefield 1 познакомить аэроплан с танковым снарядом теперь значительно проще, но уже не так увлекательно. Отныне вызов для бывалых вояк — самолет, сбитый из артиллерийского орудия, миномета или (особый шик) обычной винтовки. Да, жизнь пилота сопряжена с постоянными стрессами, но ощущения от полета стоят того.
Танки, пушки и самолеты — это прекрасно, но уже было раньше, а вот дредноуты, дирижабли и бронепоезда — совершенно иной разговор. Появление, скажем, дрендноута во вражеском стане гарантирует море проблем и зажигательные танцы на пляжу: попробуй увернись от шквального огня плавучей крепости. Дирижабли спустить с небес на землю проще, чем отправить корабли ко дну, но недооценивать их нельзя. Дредноут ограничен береговой линией, а цеппелин свободен аки птица в небе. Хочет — летит на помощь пехоте, а не хочет — парит над вражескими позициями и так неистово бомбит, что неприятель в чате тоже начинает бомбить.
Последним важным нововведением в Battlefield 1 стал режим «Операции», сильно напоминающий Verdun. Геймплейно он весьма прост: одна сторона атакует контрольные точки, а другая защищает. В случае проигрыша последней атакующие продвигаются вперед по территории в соответствии с маршрутом реальной военной операции. Пусть игровой процесс режима не предлагает свежих эмоций, но зато полностью передает суть Первой мировой. В обычных сетевых баталиях игроки уделяют не так много внимания траншейной резне, а в «Операциях» они проникаются духом Великой войны. Сидят в окопах и понимают, что спасения ждать неоткуда, ведь смерть ждет со всех сторон и легкой она не будет. Штык ли, огнемет или гранаты с ипритом — всё в том страшном конфликте вызывало ужас у реальных солдат, а у виртуальных вызовет восторг. Все мы немножко чудовища.
DICE превзошла себя. Она, используя старые механики, преподнесла миру другую Battlefield, эмоционального заряда от которой хватит надолго. Студия не справилась с сюжетной кампанией так, как хотелось бы, но выбранное шведами направление абсолютно верно. Мультиплеер же… Берите отпуск, надевайте фуражку и вперед, навстречу безумию Первой мировой.