Прямая трансляция
4 398 795
!турнир c Invul1 на GameGuru.ru
  • GameGuru
  • Статьи
  • Образ наших вооруженных сил в современной культуре

Образ наших вооруженных сил в современной культуре

Разбираемся, как пропагандисты спекулируют на истории
Поделиться
Отправить
Поделиться
9.05

Кто-то может сказать, что День Победы — никакой не праздник, ведь ради этой Победы погибло слишком много людей. Даже в гимне этого дня поется про «радость со слезами на глазах». На то, чем стало 9 мая в последние годы, без слез действительно не взглянешь, правда совсем по другой причине. Поэтому, чтобы в очередной раз не рефлексировать, по народной традиции заглянем за соседский забор и поговорим о том, как наши «союзники» пытаются переписать историю на свой лад при помощи самых доступных каналов — игр и кино.

Западная пропаганда все чаще заставляет цивилизованный мир сомневаться в том, что советские солдаты были главной силой, победившей фашизм. И в Старом, и в Новом свете все чаще говорят о том, что войну выиграли союзники, пока несчастный «совок» загибался под Сталинградом и захлебывался кровью на Днепре. Запашок антисоветской (или антироссийской) политики, к сожалению, просочился и в игровую индустрию вслед за кинематографом, и сегодня мы разберем игры и фильмы, которые пытаются убедить геймеров, что весной 45-го над Рейхстагом развевалось какое-то другое Знамя Победы.

Реализм, говорите?

Company of Heroes — одна из лучших RTS своего времени. Основанная на движке Warhammer 40, 000: Dawn of War игра полностью раскрыла потенциал тактических стратегий, а со временем превратилась в настоящий эталон жанра. Но комплименты заканчиваются именно на первой части, поскольку сиквел получился редкостной дрянью с точки зрения и сюжета, и подачи. 

Company of Heroes 2 рассказывает об офицере НКВД Чуркине (какой удачный выбор фамилии). Он встречается с бывшим сослуживцем и диссидентом Львом Абрамовичем Исаковичем, который рассказывает Чуркину о службе в рядах РККА, вспоминая зверства командиров и всевозможные мучения, которым они подвергали солдат. В России сюжет сразу восприняли в штыки: блогер Евгений Баженов, более известный как badcomedian, обрушил на создателей Company of Heroes 2 артиллерийский удар крайне жесткой, но справедливой критики. Активисты даже создали петицию о запрете игры в Steam и потребовали от издательства «1С-СофтКлаб» прекратить продажу на территории СНГ. 

Причин тому было достаточно: в игровых сценах советские солдаты расстреливали польских партизан (Что? Да!), безжалостно уничтожали отступающих врагов и сжигали дома соотечественников ради забавы. Но главным триггером послужило ответное заявление Relic Entertainment: мол, игра исторически сбалансирована и повествует не только о подвигах, а еще и о жестокости рассказывает. Геймдиректор сиквела Куинн Даффи даже сказал, что прочитал «несколько книг о Восточном Фронте» (ого!), и что «разработчики честны с аудиторией на максимально доступном уровне». Интересно, что же такое читал Куинн Даффи? Мемуары Геббельса? Хорошо еще, что «1С» выразили солидарность претензиям и прекратили продажи на физических носителях, однако в Steam игра продается до сих пор.

Еще один очевидный случай, но у капитана Прайса бакенбарды отвалятся, не включи мы Call Of Duty в стройные ряды пропагандистской дивизии. Разработчики из Infinity Ward действительно смогли создать захватывающий и кинематографичный мир, который поглощал игроков с головой, и первая часть с достоинством заняла свой пьедестал на доске почета. Однако со временем серия стала меняться, уделяя все больше внимания кампаниям союзников. Один из первых моментов, который дает понять, что разработчикам наплевать на реалистичность — первая миссия в Call Of Duty 2, где красноармейцу-новичку надо пройти курс обучения, вместо гранат бросая по мишеням картошку. Вспоминая ужасный голод тех времен, выглядит это, мягко говоря, противоречиво.

В третьей части шутера советские войска пропали совсем — приходилось проявлять героизм от лица рядового Алекса Николза и его бравых соратников.

Игровой сюжет описывает события 1944 года, и было бы логично продолжить их советской кампанией. Но нет. Отдадим должное, что этот пробел восполнился Call of Duty: World at War, где удивленному Западу наконец-то показывают знаменитую битву за Рейхстаг и красное знамя на его вершине. И на том спасибо. 

Продолжения темы со Второй Мировой поклонникам CoD пришлось ждать аж до 2017 года. Но вот незадача: боевые действия вновь стартуют с момента, когда в войну вступают Союзники в лице Рональда Дэниелса и Роберта Цуссмана (хорошо, хоть без афроамериканцев обошлись в этот раз). Тем не менее, печальная тенденция была очевидна задолго до 2005 года (дата выхода Call of Duty 2).

Как Спилберг и компания заставили обожать американцев

В кино тема главной войны в истории человечества, разумеется, тоже одна из  любимых, особенно у нас. Правда, современные ленты вызывают больше вопросов, а черно-белая советская классика устарела: весь мир прочно подсел на цветную картинку, оторванные конечности и компьютерную графику. Глубочайшая драма девчонок из оригинальной «...А зори здесь тихие» проигрывает пафосным сценам и многомиллионным бюджетам. В частности, картина «Спасти рядового Райана», вышедшая в 1998 году, стала отправной точкой и своеобразным мерилом для современного обращения к тематике Второй Мировой. 

Следом за фильмом Спилберга на сцену вышла серия игр Medal of Honor, вторящая сюжету блокбастера. В среде подростков, в том числе и российских, она стала культовой: поколение 90-х с удовольствием следило за героизмом янки в Алжире, Норвегии, Франции, Германии... 

В головы тинейджеров продолжали насаждать одну простую мысль: американский солдат — лучший в мире.

Левой рукой он срубает головы нацистской гидре, а правой выкашивает сотни японских головорезов в ярких тропических джунглях тихоокеанских островов. 

Кстати, западная пропаганда касается не только игр на тематику Второй Мировой. Серии шутеров продлевались, путешествовали во времени, но картина становилась еще хуже — в линейке Modern Warfare дошло до того, что игрокам приходилось отражать атаки российских войск на территории Соединенных Штатов или расстреливать мирное население вперемешку с агентами ФСБ в московском аэропорту.

Отголоски Холодной войны

Серия Tom Clancy`s Ghost Recon пошла еще дальше. В первой части геймерам предлагали бороться с терроризмом на территории СНГ. Спецподразделение западных супергероев методично зачищает Грузию, Южную Осетию, Литву и заканчивает насаждать демократию в России, где борется с русскими повстанцами и мятежниками. На протяжении 13 лет линейка ничуть не изменилась. В 2012 году продолжение Future soldier отправляет геймеров побеждать мировое зло в его логове — Мурманске, Калининграде, Архангельске и других областях России. Кстати, идейным создателем является писатель Том Клэнси, чьи антисоветские романы были особенно популярны в период Холодной войны. Смекаете?

Усугубляет проблему преимущество западных игровых студий перед отечественными. В топ-листе авторитетных геймерских издательств практически нет места российским играм на военную тематику. А если и есть, то они не стали эталоном жанра – стандарты здесь задает Запад. То же самое касается и кинематографа. Постарайтесь вспомнить хотя бы один хороший фильм про войну, снятый нашим режиссером. «Сталинград» от Бондарчука с его 5,73 на Кинопоиске? Ремейк «А зори здесь тихие»? «Битва за Севастополь»? Они даже у нас не стали культовыми или хотя бы популярнее «Перл Харбора», «Тонкой красной линии», «Пианиста» или «Бесславных ублюдков». А теперь еще одна мысль. 

Успешные проекты всегда пытаются копировать. Чтобы хоть как-то выделиться, инди-разработчики или студии с малыми бюджетами все больше искривляют отображение, действуя по принципу «чем больше хайпа, тем лучше». Круги от брошенного в воду камня расходятся все больше – теория окон во всей ее красе.

Дурак с балалайкой или ублюдок с заячьей губой

Образ советского солдата практически везде одинаковый — глупая фамилия со стандартным именем вроде Иван или Кузьма, акцент деревенского дурачка и какая-нибудь нелепая небритость. Удивляет также неприятие женских персонажей: после того, как создатели Call of Duty: WW2 объявили о возможности сыграть за них в мультиплеере, представители Polygon накинулись на Sledgehammer Games c критикой, а особо одаренные принялись кричать, что не будут покупать игру, в которой тебя может проткнуть штыком какая-нибудь отчаянная девчушка из Бирмингема.

Ни в одной знаковой игре о Второй Мировой нет упоминаний ни о капитане гвардии Марии Долиной, ни о ком-либо еще из 95 женщин, представленных к награде Герой Советского Союза.

Вместо того, чтобы таскать из одной части в другую бессмертного капитана Прайса, разработчики могли бы познакомить аудиторию с настоящими героями войны. Вместо серого и непримечательного лейтенанта Леонова в обороне Сталинграда мог бы участвовать Яков Павлов, который с 24 бойцами 58 дней удерживал одну из ключевых точек города. Но кому это нужно? Никому, даже русские режиссеры пытаются снимать фильмы в голливудской манере, приплетая туда любовь, секс и все, на чем можно отбить деньги из государственного бюджета. 

Русские и советские персонажи в западных картинах традиционно туповаты, пьяны и часто исполняют роли злодеев. Глупый «советский» генерал, торгующий калашами в «Мстителях». Бухой космонавт в ушанке из «Армагеддона». Дуболом Иван Драго из «Рокки IV» или злобный каратист Вашинский из «Не отступать и не сдаваться». Иван Ванко — антагонист «Железного человека 2» и очередной лауреат на самый идиотский нейминг. Ублюдок Зайцев, обливающий кислотой афганских детей в «Рэмбо-3». Перечислять можно бесконечно.

Западный кинематограф — конвейер по производству фальшивых героев

От «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино никто не ожидал слепого следования историческим фактам, но в этот раз он превзошел многих. По щелчку пальцев он выигрывает войну при помощи девятерых отбитых на голову американских евреев и приписывает полноценный триумф Соединенным Штатам. Понятно, что картина — комедия и вообще сюрреализм, а сам Квентин обожает ломать установленные обществом шаблоны. Но будьте уверены, кто-то воспринял картину более чем серьезно и теперь верит, что герой Брэда Питта самолично похоронил Третий рейх. Гуманитарная забывчивость и невежество постоянно выходят людям боком. Когда-то, например, Наполеона считали монстром, чье болезненное высокомерие привело к гибели 1,2 миллиона французов (население Франции на тот момент составляло 27 миллионов человек). Сейчас же это великий полководец, гений и чуть ли не плейбой с филантропом. 

В 2016 году Washington Post стал первым западным изданием, напрямую заявившим: «войну с Германией выиграла Америка».

Спросите американца, кто выиграл Вторую Мировую? Ответ очевиден. Запад не знает о блокаде Ленинграда — величайшей трагедии войны. Америка не в курсе, как убивали детей и женщин в белорусских деревнях, им это не интересно. А Встреча на Эльбе воспринимается, как подход очередного подкрепления для генерала Эйзенхауэра. 

Под соусом красивой компьютерной графики и известных актеров люди со временем вполне могут поверить в то, что Вторую Мировую войну выиграли парни из «Мстителей». Надеемся, что вы не окажетесь в их числе. Надеемся, что вы будете помнить, что эта война была выиграна нашими дедушками, бабушками и другими людьми, подарившими жизнь нашему роду.

Вечная память Героям!
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
10 мая 2018 00:32
Самая крутая статься на Геймгуру за текущий месяц. Спасибо. Приятно видеть что ещё остались здравомыслящие люди и помнят и знают историю, а не воспринимают реальность и факты, через призму компьютерных игр и кинематографа.
Ответить
10 мая 2018 10:10
Спасибо!
Ответить
12 мая 2018 09:49
Все хорошо расписал, красава!
Ответить
10 мая 2018 09:35
Чем дальше все идет, тем больше будут перебирать и перестраивать каждый как им выгодно. что самое обидное
Ответить
10 мая 2018 18:01
В целом статья хорошая, но есть несколько недочётов.

1) в КоХ 2 они сжигают дома не ради забавы, а чтобы они (дома) не достались немцам, то есть они применяют тактику выжженной земли. Этот момент вызвал в своё время бурю негодования из-за того, что там можно было помимо домов, ещё и людей в ней сжечь, а так же момент, где надо поджечь один из своих отрядов. Но это я к слову, эту и прочую бредятину в игре это конечно не оправдывает.

2) Говоря о знаменитых личностях. Дело в том, что Колда ещё и всё смешивает и с художественным вымыслом, поэтому практически все персонажи Колды - вымышленные, хоть советы, хоть американцы или кто-либо ещё. Де и вообще, использование реальных личностей (и их подвигов или чего-либо ещё) в играх, кино и других медиа - дело довольно рискованное по разным причинам, поэтому многие предпочитают создавать и ориентироваться на вымышленных персонажей.

3) С воевавшими женщинами у разрабов проблем как раз таки нету, просто когда делают игры, про ВМВ (включая ВОВ), то просто в те моменты, которые выбираются для игр, места персонажам-женщинам к сожалению не находится (сюда можно отнести и некоторые другие проблемы, которые зависят от самой игры и возможностей у разработчиков), хотя бывают и приятные исключения. К примеру, в одной из игр-ответвлений той же Колды под названием Finest Hour есть несколько персонажей-женщин в красной армии, за одну из которых можно даже поиграть в паре миссий. Ну и плюс куча игр, где есть женщины в рядах различных сопротивлений. С COD: WWII проблема была другая. Там кастомизация в мультиплеере игры устроена так, что можно любому солдату прикрутить женский пол, а так же ещё и сделать негром или азиатом (да, даже нацистов). Обычные люди возмущались по этому поводу из-за того, что разрабы решили это сделать в угоду полит-корректности, де и вообще весь мультиплеер сделать какой-то вакханалией со скином Второй Мировой. А Полигон (так как является одним из сайтов ориентированных на типичных толерастов и либерастов) налетел на игру в целом, обвиняя её в том, что добавка женщин и небелых в игру - это просто попытка разрабов нагрести ещё бабла (хотя, так скорее всего и есть). Де и потом, как вы сами себе представляете, чтобы во время ВМВ в рядах британской армии была "отчаянная девушка из Бирмингема"?

4) Справедливости ради отмечу, что миссия Ни Слова По-Русски была по замыслу разработчиков сделана, чтобы вызвать шок у игроков действиям террористов, а так же объяснить сюжет игры. Если вы сами играли, то думаю понимаете о чём речь.

5) Что касается самих американцев, то да, им мозги конечно засрали нехило (хотя у нас различных долбанутых товарищей тоже хватает, де и не только у нас), но далеко не все из них нихрена не знают о ВОВ или мыслят так уж клюквенно. И вообще, извините конечно, но местами выглядит так, что вы сами думаете в какой-то степени, откровенно говоря, поверхностно.
Ответить
10 мая 2018 18:14
Хороший комментарий, побольше бы таких)
Ответить
10 мая 2018 18:50
Спасибо!
Ответить
13 мая 2018 18:22
Спасибо за отличный комментарий. Действительно, побольше бы таких) Постараюсь ответить по пунктам.

1) в CoH 2 общая картина скорее очень неприятная для восприятия.
2) Вымышленные персонажи или нет, но они все же навязывают геймеру/зрителю определенное мнение или образ, как хотите. Образ американского (западного солдата) выглядит предпочтительнее советского/русского. Это и хотели показать.
3) Много ли людей играло в Finest Hour по сравнению с кучей других частей о ВМВ?) По поводу "девушки из Бирмингема" вполне себе представляю. Англичанки служили в ВМС, ВМФ, во вспомогательных войсках. О них можно было бы вспомнить.
4) Миссия - одно, а дальнейшее развитие событий (вторжение российских войск на территорию США) как назвать?)
5) Я давно увлекаюсь тематикой Второй Мировой и думаю не так поверхностно, как может показаться. Но рассуждать приходилось именно с точки зрения восприятия информации ЦА этих игр. Согласитесь, бОльшая часть людей, которые много играют и много смотрят фильмы, не увлекается документалками на тему ВОВ и не сидит в архивах, разбирая детально военные сводки.
Ответить
14 мая 2018 19:48
Да незачто!

1) Согласен.

2) Не спорю.

3) Ну у них всё же были немного другие роли (назовём это так), но да, идея неплохая. Кстати, COD: WWII это вообще отдельная тема, особенно сингловая кампания.

4) Это да, но я просто подметил.

5) Соглашусь, особенно, если речь о фанатах игр вроде КоДа :)
Ответить
11 мая 2018 15:50
Статья по образ солдата или о вреде американской пропаганды? А то как-то текст не соответствует тайтлу. То, что забугорные студии создают определенный образ своих вояк - давно уже не секрет, но давайте будем откровенны: какие отечественные игры или фильмы (не берем во внимание советский кинематограф) реально тянут на хорошую отметку? Разве что Брестская крепость, Битва за Севастополь и сносная первая часть Мы из будущего. Ну, еще несколько многосерийных фильмов вроде На безымянной высоте. Все. О геймдеве вообще молчу, ни одного тайтла с ходу не могу вспомнить. Не потому, что их не продвигают, а потому что дичь.
Все говорят, что запад толкает пропаганду, но что-то из отечественных девелоперов никто не спешит спасать образ отечественного солдата. Так что тут, скорее, проблема в нас самих. У нас столько историй, которые можно было бы рассказать, но каждая новая поделка кинематографа оказывается пустышкой, которая не дотягивает даже до уровня Pacific или Братьев по оружию.
Ответить
12
Написать комментарий

Горячие обсуждения