«Меня убила Sega Mega Drive»

Грустная история Turbografx — консоли, которая могла стать легендой
Поделиться
Отправить
Поделиться
8.07

Turbografx-16 очень не повезло. Не повезло соперничать с такими гигантами игровой индустрии, как Sega Mega Drive и Super Nintendo. Не повезло попасть под бомбардировки безумных маркетинговых кампаний эпохи «войны бит». Не повезло стать жертвой идиотских корпоративных решений. Не повезло быть во многом первой. Первой приставкой своего поколения, первой с CD-приводом. В конце концов, первой консолью для ее создателей.

Во второй половине восьмидесятых японская компания NEC объединяет усилия с видным игроком на рынке 8-битных игр, компанией Hudson Soft, авторами таких хитов, как Lode Runner, Bomberman и Felix The Cat. Вместе в 1987 году они выпускают на японский рынок первую консоль нового на тот момент поколения — PC Engine. Новинка успешно штурмует чарты продаж, а вышедший через год CD-аддон расширяет и без того богатые для своего времени технические возможности приставки. Спустя два года овеянную успехом на родине приставку завозят в США под названием Turbografx-16.

Запуск TGX16 в августе 1989-го обозначил главную проблему, с которой консоль была обречена сталкиваться вновь и вновь: некомпетентность всех, кто занимался ее продвижением. Достаточно упомянуть, что на протяжении первых месяцев жизни устройства библиотека игр включала всего четыре наименования. Ценовая политика также вызывала вопросы. Посудите сами: $199 за саму приставку, $18 за возможность подключить второй геймпад и еще $30 за расширение с композитным выходом. Тем временем, появившаяся на американском рынке двумя неделями ранее Sega Genesis, известная нам как Mega Drive, имела ценник в $189, два геймпада в комплекте и никаких расширений для подключения к телевизору не требовала.

Выйди TGX16 одновременно со своей японской старшей сестрой, все могло бы сложиться иначе. Но парадоксальным образом ее создатели одновременно и промедлили, и поторопились с выпуском американской версии. Глотком свежего воздуха для TGX16 должно было стать опоздавшее на несколько месяцев к старту продаж CD-расширение. И действительно, именно на компакт-дисках появились одни из самых примечательных игр для консоли. Но желающих покупать непонятную примочку за $400 — в два раза дороже самой приставки! — нашлось немного. У TGX были игры, хорошие игры, но не было аудитории. Что мешало отложить запуск приставки и представить ее в лучшем виде? Расширить стартовую линейку игр, выпустить CD-аддон в срок? Сложно сказать. Возможно, причиной было желание побороться за сегмент рынка с Sega. Но создатели TGX пришли с ножом на перестрелку.

Консоль, которую когда-то затмили Mega Drive и Super Nintendo

Очевидцы этих событий вспоминают, как юные геймеры конца 80-х насмехались в школе над обладателями TGX. Устройство, несмотря на цифру в названии, заклеймили «ненастоящей 16-битной приставкой»: при 16-битном графическом процессоре центральный процессор у нее действительно был 8-битным. На консольном рынке царила «война бит», и главными лицами в ней были Sega и Nintendo. Неважно, сколько хороших игр к тому моменту вышло на TGX: уступив более молодым соперницам в технологических аспектах и продвижении, она подписала себе приговор. Агрессивный маркетинг титанов индустрии сделал свое дело. Существенную роль сыграла даже такая на первый взгляд мелочь, как дизайн. На фоне стильной Mega Drive бедняга TGX выглядела дешевой пластиковой коробкой. А репутационные успехи и провалы сказывались на поддержке консолей сторонними разработчиками.

Тем удивительнее, что несмотря на все ошибки руководства, TGX все же смогла со временем обзавестись рядом действительно классных игр. Вот лишь некоторые из них.


Bonk's Revenge

Первобытный гидроцефал Бонк, атакующий врагов, врезаясь в них собственным черепом, стал своеобразным маскотом Turbografx-16. Звучит бредово? Не бредовее прыгающего по черепахам водопроводчика и сражающегося с роботами синего ежа. Яркая графика, качественный дизайн уровней, крутые боссы и удобное управление — что еще нужно для хитового платформера?


Castlevania: Rondo Of Blood

Пожалуй, лучшая, наравне с Super Castlevania IV, часть саги о вечно возрождающемся Дракуле. До выхода изменившей серию навсегда Symphony Of The Night, разумеется. Которая, кстати, является прямым сиквелом этой игры. Саундтрек в Rondo Of Blood так и вовсе один из лучших на 16-битных приставках. Жаль, что за пределами Японии она в то время так и не вышла, западной публике достался лишь довольно паршивый по качеству порт на SNES.


Blazing Lazers

Turbografx-16 стала настоящим раем для любителей космических шутеров. Посещали консоль и популярные по сей день серии Raiden и R-Type. Но если необходимо выбрать лучшую представительницу этого жанра на TGX-16, ей должна стать красочная, проработанная и сбалансированная Blazing Lazers.


Ys Book I & II

Серия action-RPG игр Ys к сегодняшнему дню насчитывает уже более десятка игр и пользуется популярностью как в Японии, так и на западе. Но один из своих ранних взлетов она пережила именно на TGX-16 с улучшенными версиями двух первых частей саги.


Devil's Crush

Чтобы сделать увлекательной такую тривиальную вещь, как виртуальный пинбол, надо действительно постараться. Исполненный в стиле темного фэнтези Devil's Crush включал в себя зачистку пинбольных столов от нечисти и битвы с боссами — и все это под отличную музыку.


TGX закончила свой бесславный путь в 1995 году. По всему миру было продано десять миллионов копий PC-Engine и Turbografx-16, когда Sega Mega Drive только в Америке продалась втрое лучше. Наследница TGX, 32-битная PC-FX, с треском провалилась, даже не выйдя на международный рынок. Она стала последней консолью для компании NEC.

Казалось, страница видеоигровой истории с заглавием Turbografx была перевернута навсегда. Но в июне 2019 года стало известно, что забытая приставка должна получить новую жизнь в виде ретро-сборки от Konami. С одной стороны это отрадно: какими бы ни были проблемы TGX, игры на ней появились замечательные и они точно не заслуживают забвения. Но с другой — мы же говорим о Konami. Эта компания наверняка постарается сэкономить при создании Turbografx-16 Mini на всем, на чем только можно. Да и объявленный на данный момент список игр не впечатляет. 

Кто знает, может быть, именно в этот раз заслуженная неудачница игровой индустрии вытянет счастливый билет?
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
8 июля 2019 18:09
Честно говоря, игры на карточках особо не заинтересовали, а вот подборка на CD-аддоне была знатной. Классная версия Double Dragon 2, файтинги от SNK, Castlevania, шмапчики всякие.

Еще понравилась идея сделать карту, увеличивающую объем оперативки. Поэтому те же самые драчки от SNK сильно превосходили по качеству порты на Megadrive и SNES.

Но я не думаю, что выпуск мини-версии что-то принципиально изменит. У консоли очень нишевая подборка игр - ее даже в те мохнатые годы особо не оценили, а щас так и подавно не оценят. Особенно в эпоху эмуляции.
Ответить
9 июля 2019 10:13
На CD много годноты было, да. Проблема в том, что многое из этой годноты не выпускали за пределами Японии. Та же Rondo Of Blood вполне могла бы стать систем-селлером в Штатах.

Вообще, со всякими дополнительными примочками двоякая ситуация. С одной стороны – да, они открывали новые возможности, с другой – подразумевали дополнительные траты и разобщали аудиторию. Mega Drive в каком-то смысле наступила на те же грабли с 32X и Sega CD. Но там и без всяких примочек крутых игр было предостаточно. А когда на консоли не так много игр, а для части из них нужно еще и дорогущий аддон покупать, возникает вопрос, а стоит ли оно того вообще?
Ответить
9 июля 2019 14:33
Ирония в том, что CD-игры не имели привязки к региону консоли. А вот Arcade Card вроде бы имела, если я ничего не путаю. Следовательно, если заказать из-за бугра диск с Кастлой америкосы вполне могли, то поиграть во всякие драчки или, допустим, Sapphire - это значит еще и конвертер для Hu-Card купить. Короче, дичь уже)

В случае с Arcade Card я не вижу проблемы, если честно - она явно стоила дешевле отдельной консоли-аддона, а без нее PC Engine явно не потянула бы эти игры в таком виде. Как говорится, хочешь - играй, хочешь - не играй. Там хватало хороших проектов, которые не требовали данной карты.

А вот SuperGrapx - это уже дичь была полная. Сколько там... 7 вроде игр на ней вышло?)

И вообще, я никогда цифры продаж не гуглил, но был удивлен, что 10 лямов достигли - не так уж это и кошмарно, на самом деле. Правда, в конце жизненного цикла NEC еще всяких комбайнов типа PС Engine Duo понарожала - возможно, идея иметь две системы в одном корпусе разом кого-то подстегнула к покупке.
Ответить
9 июля 2019 15:28
Я боюсь, что заказать диск из-за бугра в начале 90-х было сильно проблематичнее, чем сегодня :D

Ну и вряд ли кто-то об этом задумывался, откуда об играх-то узнавали? Из журналов, да из рекламы по телеку. С продвижением у TGX и так была полная жопа, а те игры, которые официально не издавались, уж и подавно не знал никто.

10 лямов это, как говорил известный персонаж, «not great not terrible». По сравнению с Sega/Nintendo ничтожно мало, но всё ещё лучше, чем у какой-нибудь Neo Geo. Но, опять же, это включая продажи PC Engine, которые были очень даже ок. Отдельные цифры по TGX мне найти не удалось, но, думаю, там всё гораздо печальнее.
Ответить
9 июля 2019 16:46
Да, в Японии консоль пользовалась большим спросом по причине своей узкоспециализированной библиотеки игр. Также потом будет и с Сатурном, который на родине одно время даже опережал PS1 по продажам.
Ответить
8 июля 2019 20:57
Отличная статья. Но да, консоль проклята и заслуженно забыта, хоть на ней и были интересные игры.
Ответить
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения