• GameGuru
  • Статьи
  • Игровые вселенные с самой глубокой мифологией

Игровые вселенные с самой глубокой мифологией

Разбираемся в придуманных мирах, истории которых могут посоперничать с реальными религиями
Поделиться
Отправить
Поделиться
19.08 2018

Примеров мифологий народных известно множество — например, греческая, скандинавская или библейская. А вот с авторскими, к появлению которых причастен не народ, а один или несколько человек, знакомы не все. Давайте посмотрим, какие игры могут похвастать самыми изощренными авторскими мифологиями!

Чтобы предмет обсуждения был понятен сразу, лучше обратиться к примерам. Скажем, одна из самых известных авторских мифологий — это история Средиземья, которую придумал один-единственный человек, Джон Рональд Руэл Толкин. И она настолько популярна, что с миром «Властелина колец» знакомо едва ли не больше людей, чем с той самой Библией. 

Но это — книги. А что насчет тех миров, с которыми можно познакомиться в играх? 

The Elder Scrolls

Серия «Древних свитков» — одна из самых популярных игровых вселенных, и по совместительству одна из самых наполненных лором. Во всех областях мира, показанных в разных частях игры, есть развитая система верований. Герой может найти множество книг, из которых узнает мифы о сотворении местного мира. 

Мир «Свитков» появился в результате взаимодействия двух первичных сил: в одном из вариантов — Ану, олицетворяющего порядок, застой и свет, и Падомая, олицетворяющего хаос и изменение. Из их крови появились «первичные духи»  — аэдра, даэдра и Магне-Ге. Также из книг можно узнать о том, что часть духов, аэдра, затем участвовала в творении плана смертных (Нирна), в то время как даэдра и Магне-Ге в этом участвовать не стали. 

Как бывает и в представлениях народов нашего мира, мифологические события в мире «Древних свитков» плавно перетекают в исторические, когда совершается творение и появляются смертные существа. Разница в том, что в мире The Elder Scrolls боги и другие силы продолжают время от времени активно проявлять себя — например, воплощаясь в каких-то персоналиях. И дотошный игрок, конечно же, найдет способ пообщаться с ними лично.

Святилище Азуры в Skyrim Святилище Азуры в Skyrim

Gothic

Мифы «Древних свитков» подробны настолько, что их вполне можно попытаться сравнивать с какими-то народными верованиями. А вот в серии Gothic мифология дана весьма скупо. Однако она есть: вселенная «Готики» образовалась из-за конфликта между богом огня и света Инносом и богом тьмы Белиаром. Игрок знакомится с мифологией из двух источников. Считается, что в «Учении богов» записаны слова Инноса, но проповедь служителя Аданоса, еще одного бога этого мира, значительно отличается от него. 

Так, согласно «Учению богов», Иннос был первым, его свет озарил все и даровал миру жизнь. Другие боги появились, когда Иннос отделял части себя, сначала создав Белиара, чтобы появилась ночь, а затем — Аданоса, который дал людям желания, знания, любознательность и смелость. 

Популярные проекты обычно осыпают различными премиями, но стоит ли их воспринимать всерьез?

По словам же проповедующего Ватраса, Белиар уничтожал все создаваемое Инносом, и тогда Аданос встал между двумя братьями, чтобы погасить этот конфликт. Так было создано море — место, «где Порядок и Хаос были равны». И это море освободило землю, и появились различные создания. По этой проповеди именно благодаря Аданосу появляется все живое.

В мифологии серии Gothic значительное внимание уделяется избранникам богов, которые имеют особенное значение для игровой истории. Боги дали своим избранникам — человеку и зверю — часть своей божественной силы. Главный герой же, как вытекает из некоторых диалогов, может быть одним из таких избранников.

Главный герой Gothic — избранник богов Главный герой Gothic — избранник богов

Pillars of Eternity

В этом мире, как и в предыдущих двух, религия политеистична — бог не один. Миф о творении мира нам не попадался, но вот историй про богов — сколько угодно. Например, о встрече Эотаса (бог перерождения, искупления, рассвета, весны и света), Хайлии (богиня небес, материнства, творчества, птиц, песни, изобретений, языка и искусств) и Галавэйна (охоты, убийц, погони, диких земель и хищников). Всего в пантеоне Pillars of Eternity насчитывается десяток божеств, и у каждого из них своя сфера влияния на мир смертных.

Как и в Нирне, в этом мире мифологическая история не оканчивается где-то в прошлом, а продолжается (например, Эотас дважды воплощается примерно в то время, когда происходит действие обеих частей Pillars). И будет ли в нем переход к прозаическому времени, когда мифологическая история перестанет продолжаться, а волшебство совсем измельчает, как в Средиземье после Третьей эпохи — открытый вопрос.

Эотас собственной персоной! Эотас собственной персоной!

Darksiders

Мифология Darksiders отталкивается от библейской и, соответственно, имеет с ней немало сходного: помимо царства людей, есть Небеса и Преисподняя, откуда приходят ангелы и демоны, есть также и представление о великой битве небесного и адского воинств, которая еще впереди, — Апокалипсисе, есть и Всадники Апокалипсиса — главные герои игры. 

Что особенно интересно, так это отличия от Библии: всемогущего бога здесь нет, ангелы могут проиграть, а Обугленный Совет, которому служат Всадники Апокалипсиса — это третья, независимая сила, стремящаяся к сохранению баланса. К ней с уважением относятся и Ад, и Небо.

Обугленный совет — те, кто сдерживают войну Ада и Небес Обугленный совет — те, кто сдерживают войну Ада и Небес

Baldur's Gate

Когда Баал (бог убийств) и Миркул (бог мертвых) украли у Ао (стража равновесия) Скрижали Судьбы, Ао, имевший огромную власть власть, низверг всех богов на землю до тех пор, пока Скрижали не будут возвращены ему. Это время, когда воплощенные и ослабленные боги ходили по земле, назвали Смутным Временем или Пришествием Аватаров. 

В этот период многие боги были убиты, был убит также и Баал. До этого у него родились дети от смертных женщин — Баал замыслил свое возрождение через потомков в случае своей гибели. Однако кровь в жилах потомков бога убийств могла привести не только к возрождению прародителя, она также могла позволить одному из них взойти на трон отца и стать новым богом. 

Главным героем игры является один из таких потомков, который до поры до времени не знает о своем происхождении.

Символ Баала знаком каждому игравшему в Baldur's Gate Символ Баала знаком каждому игравшему в Baldur's Gate

Dragon Age

В мире Dragon Age религия не одна, и миф, соответственно, тоже. Преобладающей религией в землях, показанных в трех частях игры, является вера в Создателя или андрастианство (от имени Андрасте, которую верующие считают пророчицей). По андрастианскому учению, Создатель вначале сотворил перворожденных — духов. Но они лишь пели ему хвалы, пребывая в бесформенной и изменчивой реальности. Тогда разочарованный Создатель отвернулся от своих перворожденных и создал «вдалеке от духов» другую реальность — устойчивую, где сотворил людей. 

Интересно, что в этой вселенной проявляется не только «привычная» устойчивая часть реальности, но и изменчивая Тень, где пребывают духи и куда люди попадают во сне. Те, у кого есть талант к магии, могут попасть в Тень по собственной воле и в полном сознании. Игрок может увидеть реальность Тени в первой и третьей игре серии — персонажам туда придется заглянуть по сюжету.

Однако, это лишь первый вариант мифа. У народа эльфов, который давно был поставлен людьми на вторые роли, он другой. Религия эльфов политеистична, в ней несколько богов, входящих в две группы — Создатели и Забытые, враждебные друг другу. Интересно, что в пантеоне божеств есть особый бог — Фен'Харел Ужасный Волк. Его принимали за своего и Создатели, и Забытые, но в итоге он обманул и тех, и других, сделав так, что они уже не могли приходить к народу эльфов.

Изображения эльфийских богов из группы Создателей Изображения эльфийских богов из группы Создателей

Heroes of Might and Magic

Из мифологии Heroes of Might and Magic игрок узнает, что мир был сотворен Асхой, Драконом Порядка. Асхе противостоит ее брат Ургаш, Дракон Хаоса и создатель демонов. Этот миф имеет общие черты с мифом об Ану и Падомае из «Древних свитков». В давние времена Асха победила Ургаша и заточила его в огненном сердце мира. 

Также она породила шесть стихийных драконов: Света, Тьмы, Воздуха, Земли, Огня и Воды, каждого из которых почитает один из народов (например, Дракона Воды — наги, а Дракона Огня — гномы). Седьмым Драконом стал волшебник Сар-Илам, который положил начало государству магов и в мистическом путешествии по Миру Духов достиг сознания Асхи, которая открыла ему природу материи и духа и показала высший путь силы.

Асха и Ургаш — олицетворения Порядка и Хаоса Асха и Ургаш — олицетворения Порядка и Хаоса

Dark Souls

Уже во вступительном ролике первой Dark Souls можно увидеть иллюстрацию истории, которую дает миф, начиная с «древнейшего времени» в этом мире. 

Говорится же в мифе о следующем: в Эру Древних мир был бесформенным, его окутывал туман. Это была земля серых утесов, древних деревьев и вечных драконов. Но затем появился Огонь. И с его появлением пришли различия: жар и холод, жизнь и смерть, Свет и Тьма. Затем из Тьмы пришли Они и нашли в пламени души Повелителей. 

Среди Повелителей был Нито, первый из мертвых, ведьма Изалита с ее дочерьми Хаоса, Гвин, Повелитель Солнечного Света, с его верными рыцарями. И карлик, от которого произошли люди — он разделил свою душу, и каждый из людей получил ее частицу. Повелители бросили вызов драконам. Молнии Гвина разрывали их каменную чешую, ведьмы призывали великие огненные бури, Нито насылал болезни и смерть, а дракон Нагой Сиф предал свой народ, рассказав о том, как можно их победить. И драконы сгинули. 

Так началась Эра Огня. Это была эра изобилия и процветания. Но Пламя стало угасать, а вместе с этим начал подходить и конец этой Эре. Именно тут и разворачиваются действия игры с одним из самых примечательных игровых миров, ценные сведения о котором игроку придется восстанавливать по крупицам.

Гвин — победитель драконов и по совместительству финальный босс игры Гвин — победитель драконов и по совместительству финальный босс игры

Diablo

Мир людей в Diablo имеет название Санктуарий. Ангелы и демоны вели нескончаемую войну, и часть ангелов, предводителем которых был Инарий, а также часть демонов, среди которых самой могущественной была Лилит, нашли способ сбежать от нее. Совместно эти ангелы и демоны создали Санктуарий с помощью Камня Мира (того, который разрушает Тираэль в конце второй части), и этот Санктуарий стал их обителью. 

Санктуарий, кстати, в английском оригинальном варианте звучит как Sanctuary, то есть «убежище». От союзов ангелов и демонов появились потомки, нефалемы. Но их сила оказалась настолько велика, что Инарий в конце концов подавил ее, используя Камень Мира. Поэтому потомки нефалемов стали обычными людьми.

Инарий и Лилит — почти Ромео и Джульета Инарий и Лилит — почти Ромео и Джульета

Значение мифологии в играх

Чем же являются мифологии в игровых мирах? Простое украшение? В некоторых случаях — так. Но часто мифология — это некая правда о сотворении мира или нечто, близкое к правде. 

Например, миф о Фен'Хареле Ужасном Волке, который закрыл богам путь с неба, говорит о создании Завесы — преграды между устойчивым, «недремлющим» миром и миром духов и снов. Завеса присутствует на момент событий первой Dragon Age как данность, как особенность мира. Но в Inquisition выясняется, что она существовала не всегда, а две части мира были едины. Также нечто из мифов может неожиданно войти в историческую реальность — как воплощение какого-то бога. К примеру, так проявлялся Эотас в Pillars of Eternity 2 или Алдуин в Skyrim

Вспоминаем, какие игры про супергероя все еще достойны внимания

Помимо такой явной связи есть зачастую связь менее явная, но, тем не менее, постоянная — ведь зачастую боги в таких мирах отвечают на обращения смертных и оставляют мало места для сомнений в своем существовании. Миф в игровых мирах бывает правдивой, но мало кому известной историей — например, как история творения Санктуария. Персонаж игрока узнает ее в Серебряном шпиле, в реальности Небес, а значит среди людей она может быть никому не известна.

Ситуация, когда миф несет в себе правду о каких-то событиях, пусть и пересказанную не так, как все было на самом деле, вполне может встречаться и в нашем мире. Явления богов и других существ из мифов, увы, не столь же явны и непосредственны как свет дня. Народные мифологии только говорят о том, что они бывали и могут быть в будущем. 

Связь мифа и жизни в нашем мире куда бледнее, нежели в игровых вселенных. Но как знать, может быть, погружение в такие миры может побудить человека, до этого не воспринимавшего мифы всерьез, отнестись к ним внимательней.

Конечно же, игр с детальной и глубокой игровой мифологией куда больше, чем в этом списке. Пишите в комментариях, в какую игровую вселенную вы бы поверили охотнее, чем в саму реальность!
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
20 августа 2018 11:23
Автор очень скупо описал мифологию Baldurs gate. А ведь действие игры происходит в мире Фэйрун, который появился еще в 74 году для dnd. Об этой вселенной и о ее мифологии написаны и до сих пор пишутся тонны материала. Не говоря уже о том, что действие серии игр neverwinter также происходит в этой вселенной и имеет туже мифологию.
Ответить
22 августа 2018 11:34
Я на сегодня слишком мало знаком с мифологией Фэйруна, чтобы много о ней говорить. Кроме того, я не задавался целью излагать мифологии в деталях. Потому что более полное описание вылилось бы уже в отдельную статью по каждой игре (статью примерно такого размера или больше).
В связи с этим я ограничился только той частью мифа, которая имеет прямое отношение к сюжету Врат Балдура.
Ответить
Написать комментарий
Горячие обсуждения