Основными
отличительными особенностями реальности,
как известно, служат привычность,
предсказуемость и обыденность последней.
И будь вы даже альпинистом или фотографом
National Geographic, ваша
жизнь все равно будет полна неких правил
и закономерностей. Именно поэтому с
давних пор столь популярны всевозможные
выдуманные миры, куда мы можем окунуться,
дабы попасть в какую-то иную, часто
фантастическую или сказочную реальность.
Изначально информация о таких мирах
передавалась лишь через мифы, легенды
и бабушкины сказки. С широким
распространением книг все больше людей
стало приобщаться к тем или иным вселенным
(вспомнить хотя бы, насколько популярны
были миры Жюля Верна в начале прошлого
века). Конечно, телевидение и кино еще
больше расширили границы выдуманных
миров, но настоящее погружение мы
испытали с появлением видеоигр. Именно
здесь мы получаем целый букет собственных
и порой очень ярких впечатлений, а заодно
и возможность лично побывать в удивительных
вселенных.
Сегодня
речь пойдет о самых ярких, популярных,
любимых и обширных вселенных, которые,
так или иначе, фигурировали в играх. И
не важно, сформирован тот или иной мир
непосредственно разработчиками, пришел
из книг или появился в кино. Разумеется,
в пределах одной статьи охватить все
не удастся при всем желании, ибо еще
Козьма Прутков приметил, что «...нельзя
объять необъятное», так что справедливое
негодование «А почему моя любимая
вселенная из Zumba
Fitness не попала в
список?» мы обязательно запомним и,
возможно, учтем при написании продолжения.
Итак, приступим.
Такой
родной постапокалипсис
Несмотря
на обилие постапокалиптических игр,
жизнь после смерти цивилизации
ассоциируется у нас, конечно же, с
Fallout. Еще в далеком 1997 году игровая
общественность была просто очарована
огромным миром постядерной Америки.
Секрет заключался в том, что за тяжелой
дверью убежища номер тринадцать героя
ждал мир будущего, каким его видели
рядовые американцы пятидесятых годов
прошлого века. Более того: этот мир был
существенно перекроен ядерной войной
между США и Китаем. Идея разработчиков
оказалась гениальна. На Пустоши рядовые
банды воевали с гигантскими Радскорпионами,
в подземных лабораториях супермутанты
вынашивали планы по захвату разреженных
людских поселений, а в коллекторах под
руинами некогда великих городов выживали
полусгнившие от воздействия радиации
гули. Все это не мешало героям носить
классические фетровые шляпы, ездить на
розовых «кадиллаках», а одновременно
с этим выращивать двухголовых коров и
учиться стрельбе из плазменного оружия.
Пускай
не все игры в этой ретрофутуристической
вселенной были восприняты однозначно,
но назвать откровенно провальной не
получается ни одну. Так, например, в New
Vegas было слишком много ковбоев, а
Fallout 3 чересчур походил на Oblivion,
что, однако, не помешало обеим обзавестись
массой поклонников. Что ж... именно здесь
мы можем найти укромное местечко среди
развалин, поджарить на костре игуану
на палочке и уснуть под мерное потрескивание
счетчика Гейгера.
Рыцари
монтировки и гравипушки
Изначально
Half Life был историей. Историей героя,
вокруг которого происходили удивительные,
а порой и пугающие события. Однако
антураж этой истории оказался настолько
хорош, что быстро оброс деталями и
превратился в самостоятельную вселенную.
Одну из лучших вселенных, которые вообще
появлялись в играх. Гордон Фримен служит
как бы призмой, через которую мы видим
Черную Месу, нашествие пришельцев,
тоталитарный Сити 17, Цитадель.... А ведь
сама по себе вселенная очень интересна.
Привычный для нас мир постепенно
превращается в поле боя людей с
кровожадными пришельцами из космоса
и разумными, но жестокими и расчетливыми
комбайнами. Нашлось здесь место и
неторопливым зомби из классических
хорроров, и гигантским жукам, подобным
тем, которых мы видели в «Звездном
десанте», и зловещему инопланетному
спецназу в пузатых скафандрах. Кроме
того, отечественных игроков подкупал
восточноевропейский антураж, появившийся
в сиквеле.
Обе
части уже ставшего легендарным Portal
лишь доказали, что во вселенной Half
Life можно создать шедевр даже без
доктора с монтировкой и загадочного
человека с кейсом. Здесь нас ввели в
дела гигантской лаборатории Aperture
и познакомили с портальными устройствами,
которые, вероятно, и могли послужить
причиной нашествия всякой нечисти в
привычный для нас мир. Этот мир оказался
настолько популярен, что в сети появилось
множество сайтов, где группы энтузиастов
выкапывают крупицы информации об этой
вселенной, попутно постукивая монтировкой
по батарее Гейба Ньюэлла, дабы тот
прекращал заигрывания с другими жанрами
и анонсировал уже, наконец, третью часть.
Страна
эльфов 85 уровня
Эта
вселенная всегда развивалась вместе
со своими творцами - компанией Blizzard.
Если сначала это было довольно привычное
для фэнтези противостояние людей и
орков, то затем мир настолько разросся,
что на сегодняшний день тут можно
встретить практически все, что может
прийти в голову. Людские королевства,
эльфы, орки, ходячие мертвецы, драконы,
демоны, другие планеты, путешествия во
времени, пираты, паровые машины и танки,
динозавры, надувные утята и... ну вы
поняли. Подобной мешанины нет сегодня
больше, наверное, нигде. Метелица
нахватала понемногу удачных идей
отовсюду и, в итоге, получила весьма
качественную и популярную вселенную,
потому как, несмотря на все это
многообразие, до недавней поры разработчики
придерживались определенной
последовательности. У всего тут есть
длинная и качественная история, которую
весьма интересно даже просто изучать.
И
уж чего вселенной всегда было не занимать,
так это эпичности. Достаточно вспомнить
ролик поединка двух орков с повелителем
преисподней Манарохом или свержение
падшим принцем Артасом своего отца из
Warcraft 3, как по телу пробегают
легкие мурашки. Множество комиксов,
книг и фанатских роликов лишь дополняют
общую картину. Тем более что нам вот уже
который год обещают фильм, который
покажет некие события мира Warcraft с
другой стороны. К сожалению, стремление
Blizzard добавить новый контент и эпичных
боссов в свою ММО World of Warcraft постепенно
убивает эту вселенную. Легендарные
персонажи один за другим «сходят с ума»
и пытаются уничтожить всех и вся лишь
для того, чтобы стать горсткой ценных
предметов для очередной пачки жадных
до «эпиков» приключенцев, а причины
конфликта Орды и Альянса становятся
все более надуманными и искусственными.
Что ж... даже несмотря на это, мы всегда
можем оглядеть суровый Оргриммар со
скрипучей палубы дирижабля или поохотиться
на дракондоров в прекрасных леса
Кель'Таласа.
По
обе стороны Силы
Ни
одна вселенная, наверное, не укоренилась
в массовой культуре так глубоко, как
детище старины Джорджа Лукаса. «Звездными
войнами» живет или просто интересуется
количество людей, сопоставимое с
населением среднего государства. Помимо
самой гексалогии существуют десятки
всевозможных книг, комиксов и, что для
нас интереснее всего, игр. Несмотря на
всевозможные нестыковки со здравым
смыслом и другими источниками (каждый
автор все-таки видит «Звездные войны»
по-своему) Далекая-Далекая галактика
очень привлекательна: множество планет,
рас и персонажей действительно дают
простор для фантазии. Мир «Звездных
войн» очень многогранен, и поэтому
кому-то по душе приходятся технологически
подкованные мандалорскими технологиями
наемники и клоны, а иные черпают
вдохновение в великом противостоянии
Темной и Светлой стороны. Оно, кстати,
давно стало метафорой, перекочевавшей
из выдуманного мира в реальный.
Вообще,
характерной особенностью вселенной
является наличие у каждого события
своего смысла. Частенько происходящее
в галактике оказывается отголоском
каких-то давних драматических приключений
героев или их предков. Именно поэтому
так интересно наблюдать, как некая
совокупность локальных событий
складывается в цельную и логичную
картину. Но не стоит забывать и про
романтику поединков на световых мечах,
легендарное дыхание Дарта Вейдера и
радостный рев вуки в наших наушниках -
без всего этого наш мир не был бы таким,
каков он есть сейчас.
Бесконечная
война
Это
уже третья вселенная в нашем списке, в
названии которой присутствует слово
«War». Но в отличие от двух предыдущих
случаев, война здесь - цель, смысл и
сама суть происходящего. Война беспощадна,
кровопролитна и практически бесконечна.
Внутренности здесь служат не для
функционирования организма, а для того,
чтобы их можно было эффектно выпускать
наружу и наматывать на тяжелые
металлические сапоги. А война здесь
по-своему красива. Огромные мужчины
брутального вида с лицами игроков
американской футбольной лиги размахивают
бензопилами перед озлобленными зелеными
мордами мускулистых орков, а насекомоподобные
тираниды вгрызаются в своих жертв. Все
это сдобрено пафосными речами и
неподражаемой стилистикой. Warhammer
40 000 - воплощение войны, и любят
его в первую очередь именно за это.
Несмотря
на это у вселенной есть вполне внятный
и четкий сюжет, который берет свое начало
еще с создания карточной игры в 1987 году.
Другой вопрос, что длинные беседы тут
призваны скорее добавить пафоса и
эпичности происходящему, нежели нести
какой-то глубокий смысл. Хотя оно и к
лучшему: наблюдать за местной мясорубкой
- одно удовольствие.
В
погоне за белым кроликом
Как
это ни странно, но по странноватой сказке
Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес»
выходило не так уж много игр (и это при
сорока (!) экранизациях). Но вселенная,
воссозданная Американом Макги и по
праву считающаяся лучшим произведением
маэстро, определенно заслуживает место
в нашем списке. Он попросту взял
произведение Кэрролла и переделал его
на свой лад, добавив туда мрачноватого
шарма и некоторую долю безумия. Откровенно
говоря, безумия хватает и в оригинале,
но здесь этот показатель прямо таки
зашкаливает. Страна Чудес искорежена
душевной травмой девочки, а все ее
обитатели претерпели жутковатые
изменения. Атмосфера ужаса и несуразности
не покидает на протяжении всей игры, а
многие издания назвали проект образцом
оригинального стиля и неповторимой
атмосферы. Вышедшее недавно продолжение
хоть и не снискало таких оваций, но, тем
не менее, позволило нам еще разок
заглянуть в эту сказку.
Как
мир самой Алисы, так и версия Магки
олицетворяют собой нестандартный подход
к нестандартной и, наверное, самой
волшебной и не связанной с реальностью
вселенной из всех упомянутых сегодня.
Да и вообще: чем ворон похож на письменный
стол?
Многое
здесь осталось неохваченным, а еще
несколько вселенных так и напрашиваются
на то, чтобы их упомянуть. Но как наше
«место», так и ваше время, к сожалению,
весьма ограничены, так что отложим это
на следующий раз. Оставайтесь с нами.