Игровые итоги 2019 года: эпические провалы

Самые оглушительные неудачи, которые сотрясали индустрию в этом году
Поделиться
Отправить
Поделиться
25.12 2019

GameGuru продолжает подводить итоги уходящего года. В цикле из пяти увлекательных статей мы определим все самое важное, что случилось в 2019-м. Невероятные успехи, эпические провалы, неожиданные сюрпризы, обделенные вниманием игры и самые громкие события — на каждую тему выскажутся два автора с противоположными точками зрения на ситуацию. Так картина получится объективнее. Сегодня мы поговорим о самых кошмарных провалах.



Мало какой увлеченный жанром спортивных симуляторов геймер не отметил нарастающую в последние годы тенденцию. Свежие части популярных франшиз все меньше стали походить на действительно новые игры, скорее напоминая обновления для предыдущих — когда масштабные, а когда не очень. Кажется, что разработчики стали уделять гораздо больше внимания оптимизации монетизационных систем, стараясь увеличить прибыль, нежели качественному росту самих продуктов. В 2019 году ситуация вышла на новый уровень: FIFA 20 выглядит копией FIFA 19, а разработчики NBA 2K20 внедрили в игру полноценное казино, забыв при этом даже поменять иконку в панели задач. Но, конечно же, не забыв в очередной раз обнулить добытые кровью и потом составы для онлайна. При этом комьюнити спортсимов настолько велико, что по инерции продолжает нести эту схему вперед, сводя к минимуму любые предпосылки для перемен.

Кажется, что этот товарный поезд с микроплатежами уже не остановить: все спортивные симуляторы сделали упор на дополнительный заработок в онлайн-режимах и совершенно забыли, что все еще остались люди, которым нравится играть против искусственного интеллекта, проходя карьеры тренера или игрока. Для меня прелесть спортивных симуляторов, не поверите, в этой самой симуляции — они дают возможность почувствовать себя в шкуре Месси, Овечкина или ЛеБрона, побывать на лучших спортивных аренах мира, выиграть главные спортивные трофеи.

Но все это работает только в оффлайн-режимах, где ИИ пытается воссоздать максимально близкий к прототипу опыт лишь с поправкой на сокращенную продолжительность одной игры. В онлайне же творится хаос: либо ты попадаешь на задрота с легендарным составом, либо (что реже) на ребенка, неспособного отдать две точные передачи подряд — в любом случае, когда ломается баланс, вся магия разрушается. А ведь в онлайн-режимах еще и подкрученный геймплей: мяч/шайба (хотя к NHL 20 эти претензии относятся меньше всего) ходят быстрее, спортсмены реже ошибаются, а все происходящее начинает напоминать соревнование киборгов, но никак не живых людей. Такое можно было простить в девяностые, когда технологии не позволяли реалистично передать все тонкости игровых видов спорта, но теперь же реалистичностью жертвуют осознанно, чтобы у топовых донатеров ни в коем случае не отпало желание занести еще на парочку пакцов.

Нам, желающим получать удовольствие от реалистичности и сложности, а не от карнавала деревянных болванчиков, остается лишь верить, что когда-нибудь хотя бы часть тех невероятных доходов будет потрачена издателем не только на выдумывание очередных механик по выкачиванию реала из фанатов видеоигрового казино. Хотя с каждым годом вера эта все тусклей.

Невозможно спорить с тем, что за последние годы качество мейнстримовых спортивных симуляторов скатилось ниже плинтуса. И речь даже не только о вездесущих лутбоксах и микротранзакциях. Сам геймплей, основа игры в очередной FIFA если и меняется, то, кажется, только в худшую сторону.

Причина этого лежит на поверхности: что EA, что 2K с их NBA почувствовали себя неуязвимыми монополистами. Если нет достойной конкуренции, что мешает выпускать одну и ту же игру каждый год? К счастью, пока зажравшиеся лидеры рынка руководствуются этим принципом, конкуренты не теряют времени. Pro Evolution Soccer становится лучше с каждым годом. Konami в кои-то веки сумела правильно расставить приоритеты — геймплей прежде всего. PES не безупречен, но в деле симуляции футбола ему сейчас действительно нет равных (спасибо Кодзиме за Fox Engine). Да, по продажам до EA Sports ему по-прежнему далеко. Но, как любят говорить адепты социальных наук, тут важны не сухие цифры, а динамика.

Кроме того, японцы наконец-то включились в борьбу за спортивные лицензии, которые долгое время были одним из ключевых коммерческих аргументов FIFA. Российская футбольная премьер лига вот уже второй год к ряду является эксклюзивом PES. А в 2019-м Konami удалось заключить долголетний контракт с одним из самых популярных клубов мира — туринским «Ювентусом» с Криштиану Роналду. Тем временем в FIFA один из лучших футболистов планеты выступает за вымышленный «Пьемонте Кальчо».

У меня нет никаких сомнений, что в ближайшие годы расстановка сил на виртуальных газонах может коренным образом измениться. А что до 2K Games, то рано или поздно рыночек обязательно порешает и их. Свято место пусто не бывает.



Зачастую владельцы ПК обожают причислять себя к некой привилегированной касте — 4K, 60 fps, ультра-настройки и все вот это. Но практика обычно говорит обратное: чего только стоил запуск долгожданного порта Red Dead Redemption 2 для этой платформы. Указанная в рекомендованных системных требованиях конфигурация ПК показалась чьей-то издевкой, ведь даже на комплектующих куда более высокого уровня RDR 2 умудрялась показывать ужасную производительность. Да и вообще такая тривиальная вещь, как запуск игры, далась не каждому геймеру: у одних Rockstar Games Launcher отказывался устанавливаться, у других дело не шло дальше главного меню, у третьих игра постоянно вылетала на рабочий стол. Игры Rockstar и раньше показывали себя на ПК не лучшим образом, но настолько кошмарных ситуаций, кажется, еще не было.

Такого не случалось почти 11 лет — Rockstar как издатель вновь провалил запуск своей игры на ПК, но теперь еще и вместе с собственным лончером. Когда стало известно о запуске последнего этой осенью, ПК-братия выдохнула с облегчением: значит, консольный бета-тест Red Dead Redemption 2 близок к завершению, и появление главного вестерна десятилетия на богоугодной платформе не за горами. Не тут-то было!

Проблемы на боярское сословие обрушились разнообразные — начиная от отказа рокзвездного лончера корректно запускаться, заканчивая жуткими проблемами с перфомансом даже на самых свежих машинах. Да, кому-то с этим помогала справиться смена графического API в настройках или полная переустановка, другие же продолжали страдать даже после обновления БИОСа.

И ладно бы игра изначально была плохо оптимизирована, но самое страшное, что случалось с RDR 2 на консолях (как правило на «толстых» PS4 и XBO) — просадки FPS до 25. Пекари же, по ощущениям, получили какой-то полунекстген-прототип на ракетных технологиях, стабильности не обретший даже спустя некоторое количество патчей. Добавим сюда проблемы с raw input при управлении мышью и получим один из худших портов поколения.

Что ж, пекабояре не упустили шанса поплакать над оптимизацией ПК-версии Red Dead Redemption 2. Но давайте так: нытье — позиция слабых. Если вы ноете — признаете свою слабость. Пора принять тот факт, что вам никто ничего не должен. Есть поезд, который в любом случае достигнет пункта назначения, несмотря на то, что на него все время лаяли собаки. Деньги за такой порт вас платить не заставляют. Если хочется играть на релизе, купите себе уже консоль. Покуда есть деньги на мощную пекарню, то и на приставку найти можно. 



Большие издатели мечтают выпустить как можно больше успешных игр-сервисов. Это ведь такая прибыльная схема: стоит сделать всего одну игру, как в нее стекутся сотни тысяч геймеров. Затем кормильцы еще долго будут тратить во внутреннем магазине деньги на крутые скины, а разработчики — грести выручку лопатами, подбадривая интерес аудитории регулярными обновлениями. Зачем делать много игр, когда можно сделать одну? Но текущий год наглядно показывает: такая схема хорошо работает в очень редких случаях. У большинства издателей попросту не хватит средств, чтобы, во-первых, сделать действительно интересный проект, во-вторых, как следует наполнить его контентом, и, в-третьих, выпускать регулярные обновления. Провалы Anthem и Ghost Recon: Breakpoint стали хорошим уроком для EA и Ubisoft: вторая компания так и вовсе решила, что надо бы уже перестать гнаться за этой бизнес-схемой.

Как показывает практика, очевидные вещи доходят до акул рынка далеко не сразу. Им почему-то кажется, что в динамичной и постоянно развивающейся игровой индустрии есть рецепт философского камня. Некая стабильная и устойчивая формула, которую нужно открыть единоразово, а потом она будет приносить горы денег постоянно. В текущем поколении такой формулой маркетологам показалась модель «игра как сервис». Кажется, то ли в этом, то ли в прошлом году некая большая шишка из Electronic Arts заявила, что игры-сервисы — это модель будущего. Дескать, одиночные проекты попросту вымрут, а геймеры будут играть только в сервисы. Чем был обусловлен такой прогноз? Ничем, кроме выгоды, которую такое «светлое» будущее сулило корпорациям. Иногда в приятную иллюзию и правда хочется поверить, отметая любые зерна рациональности.

Суровая правда заключается в том, что человек по своей природе очень быстро пресыщается. Сперва вы пробуете кусочек прекраснейшего шоколадного торта, но когда жуете третий, он уже не кажется таким вкусным. Стоит сьесть сразу несколько тортов — от одной мысли о следующем вас стошнит. По сути, все игры-сервисы строятся вокруг примитивнейшей гринд-механики, напоминая корейские MMORPG. Какое-то время она может удовлетворять геймера, но затем ему непременно захочется нового опыта. Не приевшегося шоколадного торта, а чего-то совсем отличного от него. И в сторону любого другого такого проекта он даже не будет смотреть. 

А теперь добавьте к этому совершенно идиотские бизнес-решения корпораций выпустить на рынок еще один шоколадный торт, но без глазури и наполнителей. Anthem и Ghost Recon: Breakpoint — это однородный постный бисквит, в котором периодически попадается неприятно хрустящая на зубах яичная скорлупа. В этих играх не просто недостаточно контента, чтобы пользователи жевали его до выдачи добавки — он еще и паршивого качества. А пока вы жуете невкусную фабричную массу, отплевывая несъедобные элементы, из упаковки тянутся загребущие лапки гомункула, который хочет прикарманить все ваши деньги. Я сочувствую людям, тратящим свое время на такие игры.  

Anthem могла бы стать палочкой-выручалочкой для BioWare, могла быть мучеником, которого нельзя ругать, этакой «игрой сложной судьбы», но стала гимном нового поколения игроков — злого, молодого и очень строгого в своем мнении. И вот когда вам в очередной раз дают неработающий продукт, фактический полуфабрикат — это новое поколение реагирует с предсказуемой жестокостью. То давление, которое аккумулирует на себе Anthem — оно давно бы расплющило сардинку поменьше, но наш клиент почти горбатый кит. Что случится дальше со студией BioWare, какой и когда будет следующая Dragon Age — покажет время, а прямо сейчас мы стали свидетелями громкого провала, в котором сошлись лед маркетинга и пламень творчества.

Проект изначально был слишком амбициозным, а его издатель Electronic Arts — принципиальным и смелым. И вот на рынок выходит едва ли играбельная штука, которая не то чтобы не соответствовала самым скромным ожиданием, но и вообще — была сломанной, низкокачественной и неработающей. Во многих смыслах: в игре с онлайн-прохождением и кооперативным взаимодействием был убитый неткод. Сломанная система наград не давала игрокам мотивацию для зачистки высокоуровневого контента и прокачки персонажей, а баланс сложности и вовсе испепелял всякое желание собирать дружеские пати. Не обошлось и без многочисленных дисконнектов, лагающих врагов и забагованных квестов. Техническое состояние на релизе сравнимо с чеддером: много дыр и резкий запах.

Почему с 
Anthem неочевидно, и почему бы не швырнуть в утиль и не забыть насовсем? Хотя бы потому, что это все еще один из самых интересных и эпических игровых миров последних лет. При иной ущербности, художественная ценность Anthem сопоставима с тем бэкграундом, с которым стартовал оригинальный Mass Effect в свое время: фракции, локации, мощнейший нарратив, кипы всевозможных описаний лора, совершенно фантастический и уникальный сеттинг, основу которого заложил именитый сценарист Дрю Карпишин, подаривший нам самые крутые перипетии из виртуальной жизни коммандера Шепарда. Сюда же добавьте просто гипнотизирующий вайб саундтрека от Сары Шахнер, что отличилась узнаваемым стилем в нескольких частях Assassin’s Creed и Call of Duty. И все это, включая завораживающий синтез восточной этники и мехов-экзоскелетов — было погребено под издевками публики, желчью блогеров и отзывами разочарованных покупателей. Хочется верить, что заложенный в Anthem потенциал переживет кризис, что переродится в качественно другой итерации, и что сумеет завоевать сердца миллионов. И жаль, что далеко не многие интересовались темой в тесном знакомстве с этим искалеченным, но пока еще живым проектом.



Пускай конкретно данное событие и не относится к игровой индустрии, пропустить его в 2019 году было попросту невозможно. «Игра престолов» стартовала в 2011-м и мгновенно приковала к себе миллионы зрительских глаз и умов. Яркие образы персонажей, качественная постановка и хитросплетенные сюжетные линии вступили в гармоничную связь с уникальным поджанром фентэзи — мрачным, грязным, подлым и шокирующим. В конечном итоге сценарий шоу пошел в разрез с первоисточником, циклом «Песнь Льда и Огня» Джорджа Мартина. Ближе к последним сезонам сценаристам пришлось додумывать сюжетные арки самостоятельно, и даже непосвященные зрители ощутили, как поменялся нарратив. А затем грянул финал. Ну, как грянул — подобно детской хлопушке. Но разлетавшиеся в разные стороны яркие конфетти еще долго оседали в информационном пространстве.

Единственная радость, которую принес восьмой сезон «Игры Престолов» — сериал закончился. Мы наконец-то можем сказать ему «валар дохэарис» и забыть. Либо как страшный сон, либо как лучшее событие в истории телевидения со времен «Остаться в живых», «Клана Сопрано», «Во все тяжкие» или, на худой конец, «Санта-Барбары». Увы, Бениофф и Уайсс не знали, как закончить свой же собственный сериал. Для шоураннеров «Игра Престолов» стала веселым карнавалом смертей и неожиданных поступков персонажей. Бениофф и Уайс решили, что можно сделать одного персонажа предателем, второго заговорщиком, третьего сумасшедшим, четвертого мертвым, а пятого королем. И все за шесть эпизодов продолжительностью около часа с небольшим. Но так не бывает. А знаете, как бывает? Сериалы просто… кончаются.

Многие шоу оставляли своих героев со своим личным финалом или вовсе бросали их на перепутье. Что будет с шестеркой друзей дальше? Надеемся, что не узнаем. Мы бы не догадались, что было с Джесси Пинкманом, если бы не El Camino. И, пусть это не самый удачный пример, но, что случилось с Тони Сопрано? Жив ли он, а, если нет, то кто же выстрелил? Строить теории и мечтать о будущем героев — это намного лучше, чем ржать над грязной дракой Джейме. Или изниоткуда появившимся в нужном месте Эуроном. Поэтому люди и вспоминают эпизод, в котором ничего не было видно, а также забытые стаканчики с кофе. Потому что зрители понимают — настолько уже создателям было плевать, как и чем это закончится. Лишь бы закончилось.

В замечательной комедии «Аэроплан» самолет, оставшийся без пилотов, пытаются посадить бывший военный летчик и хиленькая бортпроводница. Когда они обливаются потом (в буквальном смысле), пытаясь удержать штурвал, к ним заходит герой Лесли Нильсена и говорит: «Я просто хочу пожелать вам удачи. Мы все рассчитываем на вас» Как сложится карьера Бениоффа и Уайсса дальше — загадка. Но отчего-то кажется, что даже удача им не поможет завалить 200-миллионный контракт с Netflix.

Первый сезон «Игры Престолов» вышел в 2011 году. В тот момент еще не случился бум онлайн-кинотеатров, и каждая серия с нетерпением скачивалась в переводе «Лостфильма». Просто задумайтесь, вы давно СКАЧИВАЛИ сериал? Я проглотил первый сезон и с нетерпением стал ждать продолжения, которое на много лет стало традиционным сезонным атракционом. «Игра Престолов» — не просто сериал. Это феномен, который обсуждали все — даже те, кто шоу не смотрел. Вы можете ругать финал, ненавидеть сценаристов, но у вас не получится отрицать значимость этого проекта для мировой культуры. А все остальное в принципе не важно. 

Мы будем подводить итоги года на протяжении всей недели. Не переключайтесь!
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
25 декабря 2019 16:46
На самом деле не все пекари принадлежат к привилегированной касте. Только мы... йо-хо-хо))
Ответить
25 декабря 2019 16:54
Тс-с-с! Тихо. :D
Ответить
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения