Super Mario. История жизни самого знаменитого сантехника в мире.
Спецы и мнения

Super Mario. История жизни самого знаменитого сантехника в мире.


 



 



В меру упитанный, невысокого роста, в вечном красно-синем
комбинезоне на лямках и кепке с большой буквой «М»,
усатый весельчак-водопроводчик Марио - счастливый талисман компании Nintendo и
самый популярный персонаж видеоигр всех времён. Марио знают все. Мир делится на
две неравные части: на тех, кто итальянца обожает и на тех, кто терпеть его не
может. Первых - в сотни, тысячи раз больше. Именно им посвящён наш сегодняшний
спецматериал - история всех игровых серий с именем Марио на обложке.





insertLinkedImg





Герой-водопроводчик, чьё имя сегодня звучит почти
синонимично слову «видеоигры», скоро справляет юбилей - в следующем году
исполняется тридцать лет, как он вызволил из злодейского плена свою первую
леди. За минувшие десятилетия приключений с его участием вышло великое
множество - десятки, если не сотни игр всевозможных серий и жанров. Это и
шутливые подобия футбола, баскетбола, тенниса, гольфа и других спортивных
состязаний; это и сумасбродные гонки на картах, и озорные драки всех против
всех без правил; это сборники мини-игр для весёлых шумных посиделок, игры
танцевальные, ролевые и прочие - все вместе проданные по миру тиражом более 225
млн. копий - результат беспрецедентный. Но всё же исконной стезёй итальянского
сантехника, специалиста по ремонту водопровода и канализаций, по
совместительству - спасителя принцесс и грозы их черепахообразных похитителей,
- всегда были и остаются путешествия по неведомым мирам, поиск золотых монеток
и прыг-скок по головам врагов, то есть - платформеры. С них и начнём рассказ.





insertLinkedImg





История жизни Марио тесно переплетается с историей Данки
Конга - другого известного Nintendo-персонажа, рассказ о котором в ближайшее время вы сможете прочесть на GameGuru.
Наши постоянные читатели уже знают, что дебютной игрой - и для озорной
обезьяны, и для бравого водопроводчика - стала Donkey Kong, родоначальница
прыгательно-собирательного жанра, платформеров. В первой части этой игры Марио
досталась роль героя, спасающего свою возлюбленную из лап хулиганствующей
обезьяны Конга, а в продолжении противники поменялись местами: Марио сделался
злодеем-похитителем, а Данки - пленником, которого спасал его племянник
Конг-Младший. Обе игры обрели необыкновенную популярность и стали отправной
точкой для двух игровых серий - Donkey Kong и Super Mario Bros. И если первая
постепенно сошла на нет (хотя сейчас как будто начинается её возрождение), то
вторая и сегодня продолжает бить все рекорды популярности.





insertLinkedImg





Когда начинающий разработчик игр, восходящая звезда геймдева
Сигеру Миямото придумывал Марио, он руководствовался следующими соображениями:
во-первых,  его персонаж должен был стать
легкоузнаваемым, во-вторых - универсальным, то есть таким, чтобы он мог
«гулять» из проекта в проект, с лёгкостью вписываясь в игры разных жанров.
Исходя из этих принципов, он и сделал своего героя таким, каким мы знаем его
сейчас. Рабочая спецовка - это чтобы руки были заметнее, яркие цвета в которые
она раскрашена - чтобы выделить персонажа на фоне других, широко раскрытые
глаза, нос картошкой, усы - чтобы игровой народ в лицо узнавал. Со знаменитой
красной кепкой ещё проще - её Миямото одел на голову плотнику для того, чтобы
не утруждать себя выдумыванием причёски и сэкономить силы своих программистов
на анимации волос героя во время прыжков. Таким образом, технические
ограничения слабосильных игровых платформ того времени были изящно обойдены, а
яркий, обаятельный, запоминающийся персонаж, которому предстояли великие
свершения - сотворён.





insertLinkedImg





Кто-то из коллег сказал Миямото, что его герой похож скорее на
водопроводчика, чем на плотника. Миямото согласился и потому в
своём третьем по счёту приключении (и первом - в рамках собственной, именной
серии) Марио был отправлен в кишащую крабами и черепахами канализацию Нью-Йорка
- вычищать от животных засорившиеся коммуникации города. Mario Bros.
очень напоминала Donkey Kong: действие также происходило на одном экране, снова
надо было карабкаться по платформам и перепрыгивать через врагов. Главное
отличие - играть теперь стало можно вдвоём: в помощь Марио дали
пиксель-в-пиксель похожего на него братца Луиджи (только цвет одежды у него был
другим - зелёным).





insertLinkedImg





Следующее приключение супербратьев Марио состоялось на
домашней игровой системе Nintendo Entertainment System - NES (в России
известной как «Денди»). Это была «та самая», известная сегодня всем и каждому,
легендарная игра Super Mario Bros. Она задала принципы построения игр жанра
платформер, сформировала их канонический облик: продвижение по уровню слева
направо, собирание монеток (или других ценных предметов), определённое
количество которых даёт жизнь, расплющивание врагов прыжком им на головы,
секретные места и тайные проходы, и прыжки, прыжки, прыжки... Миямото хотел,
чтобы впечатления от игры постоянно менялись, чтобы интерес к ней у игрока не
ослабевал со временем.
Вот почему он с таким тщанием подошёл к созданию мира Грибного
королевства. Миямото смастерил яркие, разнообразные, полные интересностей
уровни, каждый сантиметр которых был осенён его набирающим силу талантом,
которому ещё только предстояло раскрыться во всю ширь в грядущие годы. Игра
продавалась в комплекте с приставкой, и во многом благодаря этому NES удалось завоевать
огромную популярность, вытеснив с рынка почти всех конкурентов.





insertLinkedImg





В течение следующих пяти лет свет увидели три новые
платформенные игры про Марио - три для NES и одна для GameBoy. Прямое продолжение первой части,
Super Mario Bros. 2, вышло только в Японии - игра мало чем отличалась от
предшественницы (та же игровая механика, та же графика - только уровни другие),
к тому же была слишком сложной, поэтому Nintendo решила не выпускать её на
Западе. Вместо этого под названием Super Mario Bros. 2 она издала в США и
Европе совсем другую игру - платформер Doki Doki Panic от студии Fuji, изменив в ней сюжет,
подлатав графику и заменив четырёх главных героев на Марио, Луиджи, принцессу
Пич и человечка-грибка Тода. Хотя игру делал не Миямото, создавалась она явно
под впечатлением от его шедевра, и получилась весьма неплохой. А Super Mario
Bros. 3
удалась ещё лучше - ведь занимался ей уже сам «отец» Марио. Игра ввела
в серию множество новых возможностей: одеваясь в различные костюмы Марио мог
летать, плавать, превращаться в статую и метать молоты. На высоте был дизайн
уровней и саундтрек - и это не говоря уже про графику, которая, по мнению
многих, является лучшей на NES.





insertLinkedImg





Для портативной консоли GameBoy Nintendo выпустила две игры из подсерии Super Mario Land - миниатюрные шедевры в
монохроме (то есть чёрно-белые). Их изготовлением занимался инженер Гунпей
Йокой
, разработчик GameBoy
и создатель серии Metroid. С возложенным на него заданием он справился на
отлично. Но, конечно, следующее «большое» продолжение марио-цикла Миямото ему
доверить не мог - слишком уж велика была ответственность. Поэтому работу над для консоли Super Mario WorldSuper Nintendo Entertainment System
(SNES) он взял под
собственный неусыпный контроль. Цена ошибки увеличивалась ещё и оттого, что в
начале девяностых у Nintendo появился новый и притом очень агрессивный
конкурент - компания SEGA, выпустившая в продажу приставку Genesis. У SEGA был
собственный «счастливый талисман» - стильный, быстрый как молния ёжик Соник, от
игр с участием которого захватывало дух - такие там были скорости. На его фоне
простачок Марио выглядел немного старомодным, недостаточно «крутым». Совет
директоров Nintendo не на шутку встревожился: вдруг новому персонажу удастся
отвоевать у них долю рынка? Миямото дали строгий наказ форсировать разработку Super Mario World - мэтр был этим очень
недоволен, считал, что это плохо отразиться на качестве игры, но ничего
поделать не мог - работу пришлось ускорить.





insertLinkedImg





Super Mario World вышла в 1991 году
одновременно  с Super Nintendo
Entertainment System
и продалась тиражом вдвое большим, чем первые две игры о
приключениях ежа Соника вместе взятые. «Неудавшийся», как считал Миямото, шестнадцатибитный
Марио выглядел, звучал и игрался лучше, чем все марио-игры до него, а по
продажам уступил одной только оригинальной Super Mario Bros. (да и то потому
что она продавалась в комплекте с NES). Марио научился новой атаке - кружился и
стрелял во все стороны файерболлами, как заправский герой какого-нибудь
боевика, а его новые враги - такие, например, как гигантские чёрные пули,
делали его путешествие к волшебной Звёздной тропе незабываемым и не похожим на
все прошлые. В этой игре итальянский водопроводчик обрёл ещё одного верного
друга и соратника - зелёного динозаврика Йоши, умеющего захватывать неприятелей
языком, а после выплёвывать на потеху публике. Игроманам настолько полюбился
новый персонаж, что Nintendo решила сделать его главным героем следующей игры сериала.
В Super Mario World 2: Yoshi's Island Марио ещё совсем кроха, младенец - и Йоши
несёт его на своём боку, защищая от врагов и неприятностей. Динозаврик умел не
только проглатывать неприятелей, но и плеваться семенами, превращаться в
вертолёт и подводную лодку, откладывать яйца, на несколько секунд зависать в
воздухе... Замечательная игра - но, к сожалению, многими оставленная без
внимания: она вышла в 1995 году, к концу жизни SNES, когда в продаже уже
появилась первая PlayStation, сосредоточившая на себе всеобщее внимание.





insertLinkedImg





Игровая система Nintendo 64 увидела свет в 1996 году - спустя полтора года
после выхода PlayStation. Во многом эта фора по времени (а также то, что PS
работала на cd-дисках, а N64 - на картриджах, как встарь) и сыграла решающую
роль в победе Sony над Nintendo в войне консолей (это было пятнадцать лет назад
- а сегодня Nintendo сравняла счёт). Не помогла даже Super Mario 64 -
монументальная, эпохальная игра, навсегда обеспечившая себе почётное место в
летописях видеоигровой истории. Она была первым по-настоящему трёхмерным
платформером - и в ней Миямото наглядно продемонстрировал, какими должны быть
камера, управление и геймплей в трёхмерных играх. Марио научился новым приёмам:
тройным прыжкам, прыжкам от стен и кувырку назад. Более того, усач наконец
освоил непростую технику перемещения по уровню шагом, что позволяло ему тихо
прокрадываться мимо некоторых врагов. Хотя все дороги рано или поздно приводили
к схваткам с боссами, игра имела открытую, свободную структуру: игрок сам был
волен решать куда идти и в какой последовательности проходить этапы. Уровни
изобиловали хитрыми головоломками и загадками, решению которых Марио
приходилось уделять немало времени - и тем интереснее было его путешествие.





insertLinkedImg





Продолжение, Super Mario Sunshine,
появилось уже на GameCube - следующей игровой системе Nintendo. Игра развивала
идеи Super Mario 64 на новом графическом уровне, которого позволяли достигнуть
мощности GameCube. В распоряжении Марио оказался чудо-ранец с водяным насосом -
это замечательный устройство могло похвастать богатым функционалом: позволяло
водопроводчику очищать загрязнённые пространства, высоко прыгать и планировать
в воздухе. От многих традиционных для марио-игр элементов (грибочки, хищные
цветочки) Миямото решил отказаться, что вызвало разочарование давних
поклонников серии. Впрочем, дизайн уровней и качество игры в целом были на
прежнем высоком уровне - и игра добилась немалого успеха, распродавшись тиражом
более чем в пять миллионов экземпляров.





insertLinkedImg





На свою последнюю консоль, Wii, Nintendo возлагала большие
надежды - она должна была победить в тяжёлой конкурентной борьбе
технологических тяжеловесов Xbox
360
и PlayStation 3, которым серьёзно уступало в производительности. Одним из
главных козырей в арсенале японской компании в борьбе за симпатии играющей
общественности суждено было стать Super Mario Galaxy, следующему большому
приключению итальянского сантехника. Старая пластинка закрутилась по-новому:
злодей Боузер вновь похищает принцессу (на сей раз вместе со всем её дворцом) и
прячет где-то далеко в глубинах вселенной, Марио устремляется ей на выручку - в
космос, где начинается одно из самых захватывающих его приключений. Вопреки ожиданиям
тех любителей игр, что надеялись на новую революцию в жанре, Super Mario
Galaxy
скорее вернулась к истокам серии. Во всём ощущалось сильное
влияние Mario 64: вернулись волшебные грибы и огненные растения,
коробочки с сюрпризом, марио-пушки, воздушные корабли и гумбы. Новые бонусы,
такие как костюмы пчёлки и привидения, стали ключами к прохождению отдельных
галактик (которых в игре насчитывалось более сорока, по несколько уровней в
каждой).





insertLinkedImg





Своей главной задачей Миямото видел создание игры, способной
понравиться как многочисленной «казуальной» аудитории консоли, так и давним
поклонникам серии. Как результат, у него получилась игра, о которой можно
рассказать теми же словами, что и об оригинальной Super Mario Bros. 85-ого года:
красивая, насыщенная действием, невероятно интересная от начала до конца. Что
касается инновационного управления Wii, то оно оказалось очень к месту. Виимоут
использовался для собирания звёздных осколков и выстрелов по врагам, а лёгкий
взмах чудо-пультом раскидывал противников по сторонам. Super Mario Galaxy
смело экспериментировала в области левелдизайна, заигрывала с гравитацией и
физикой и дарила игроманам целый букет ярких и незабываемых впечатлений. По
мнению многих (и автор статьи это мнение всецело разделяет) игра стала лучшим
трёхмерным платформером за всю историю жанра.





insertLinkedImg





На Wii случился настоящий праздник платформенных марио-игр.
Nintendo одной
Super Mario Galaxy показалось мало и спустя несколько лет после её релиза
она выпустила New Super Mario Bros. - ремейк одноимённой игры для DS 2005-ого
года. Симпатичная 2D-графика, увлекательный геймплей в духе старых восьмибитных
игр, навевающая ностальгию музыка, мультиплеер на четверых - игра стала
замечательным подарком ретроманам. И не только им: мировые продажи New Super
Mario Bros.
превысили 10 млн. экземпляров, а это значит, что игра пришлась по
вкусу и новичкам. На этом праздник не закончился: недавно Nintendo издала Super Mario Galaxy
2
, обзор которой вы сможете прочитать на GameGuru в самое ближайшее время.





insertLinkedImg





Марио в играх других
жанров





Уже к середине девяностых имя Марио ассоциировалось у
любителей видеоигр не столько со звёздным сериалом платформеров (родного для
водопроводчика жанра), сколько со всей индустрией видеоигр в целом. К тому
времени итальянец успел попробовать свои силы в теннисе, пинболе, хоккее, боксе
(как судья, а не боец), облачившись в докторский халат,  прописывал логические задачки в серии
тетрисоподобных игр Dr. Mario,
появлялся в играх Picross (ещё одна серия логических игр) и учил малышей
цифрам, буквам, чтению, письму и вязанию (sic!) в развивающих играх под маркой
Carmen Sandiego. А некоторые жанры, например картинг, Марио так и вовсе изобрёл
самостоятельно. Вышедшая в 1992 году на SNES Mario Kart могла похвастать
весёлым геймплеем вида «гоняй, собирай бонусы, стреляй», невероятно увлекающим
своей непредсказуемостью (никогда нельзя было предугадать, у кого какой бонус
окажется в следующую секунду) и льющейся через край безбашенной весёлостью. В
роли гонщиков в игре выступали Марио, Луиджи, Боузер, Данки Конг и другие
знаменитые персонажи Nintendo, оружием служили черепашьи панцири (некоторые - с
функцией самонаведения), а такие полезные бонусы, как удар молнии, уменьшающий размер
соперников до комичности маленького, превращали гонку в по-понастоящему
забавное времяпровождение. Гоночные состязания в компании любимых героев
полюбились игроманам, и с тех пор новая игра из серии Mario Kart стала
обязательным гостем на каждой из последующих приставок Nintendo. Совершенствовалась графика,
расширялся список гонщиков, трассы становились всё изощрённее, в версиях игры
для DS и Wii появился сетевой мультиплеер. Mario Kart породила множество
подражателей, ни один из которых не смог сравниться с игрой в популярности.
Самым успешным из них стала ModNation Racers, обаятельный PS3-эксклюзив с
элементами конструктора, кое в чём даже превзошедший эталонный картинг Mario
Kart
.





insertLinkedImg





В 1996-ом на всё той же Super Nintendo, Марио с успехом
освоил новый для себя жанр - RPG. Игра Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars
создавалась совместными усилиями Nintendo и Square Enix,
одной из главных в мире компаний по производству ролевых игр (и тогда, и
сейчас). Получилось приключение в лучших традициях жанра: с обязательным
спасением принцессы (куда же без этого), пошаговыми боями и волшебными
предметами из мира Грибного королевства. Прямого продолжения у этой игры не
было, но вскоре появились целых две серии, которые можно назвать её наследницами:
Paper Mario и Mario & Luigi.





insertLinkedImg





Серия Paper Mario насчитывает три части: по одной для
Nintendo 64, GameCube и Wii. Это игра на стыке двух жанров - RPG и платформера.
Её особенность в том, что всё в ней - и Марио, и его враги, и сам мир - бумажное.
Эта особенность диктует и способы прохождения уровней: водопроводчик умел
складываться в самолётик и преодолевать сложные места, умел и просачиваться
сквозь узкие щели. В версии игры для Wii пошаговые бои ушли в прошлое, уступив
место новому приёму - переключению игровой камеры из 2D в 3D, на чём стали
основываться многие головоломки: то, чего нельзя было разглядеть в двумерном
мире, с лёгкостью находилось в трёхмерном, и наоборот.





insertLinkedImg





Mario & Luigi - серия эксцентричных, полных самоиронии и
шуток марио-игр для карманных консолей Nintendo. Первая из них, Mario & Luigi: Superstar Saga, рассказывала историю
путешествия Марио и Луиджи в королевство Бинбин, где они, разумеется,
занимались спасением принцессы Пич. Во второй, Partners in Time, те же герои в компании
своих двойников-младенцев (малыша Марио и малыша Луиджи) странствовали во
времени в попытках разрешить уморительные временные парадоксы и, разумеется,
спасти принцессу. Наконец, в третьей, последней на сегодняшний день главе
цикла, Bowser's Inside Story,
братьев-водопроводчиков угораздило попасть внутрь тела Боузера, откуда они и
пытаются выбраться, попутно (ну разумеется!) спасая принцессу. Совершенно
необыкновенная серия игр, рекомендованная к ознакомлению всем владельцам
двухэкранной консоли Nintendo.





insertLinkedImg





Помимо прочего, Марио - выдающийся спортсмен и известный
массовик-затейник. В теннис, например, он играет с 1995 года - тогда на
портативной консоли Nintendo Virtual Boy
появился трёхмерная и двухцветная (чёрный и красный - убойное сочетание) игра
Mario's Tennis. Она была совсем неплоха, но в продажах провалилась - в силу
специфики приставки, на которой вышла (Virtual Boy - самый большой в истории Nintendo провал: всего два цвета
на всё про всё и 3D-графика,
от которой рябило в глазах и болела голова). Более успешные продолжения
выходили на GameBoy Advance,
GameCube и Wii.





insertLinkedImg





Другой пример спортивной марио-игры - серия Mario's Golf. Она, как и Mario's Tennis,
не серьёзный симулятор, а очень даже весёлая аркада. Прекрасная графика,
отличная физика, поля для гольфа в привычном Грибном королевстве - серия стала
отличным подарком Nintendo своим поклонникам (и совсем не обязательно, чтобы те
любили гольф).





insertLinkedImg





Если бы Марио был только теннисистом и гольфистом, это было
бы как-то слишком уж скромно с его стороны. Поэтому он обзавёлся собственной
футбольной серией Super Mario Strikers (в Европе известной под названием Mario
Smash Football
) - безумное действие, супербонусы, ежесекундно меняющийся
расклад сил на футбольном поле, сумбур и абсолютная непредсказуемость победы.
Есть у водопроводчика и собственная баскетбольная игра Mario Slam Basketball
для DS (отличная!), и собственный бейсбол - Mario Superstar Baseball для
GameCube и Mario Super Sluggers
для Wii (на любителя). Кроме
того, совместными усилиями с Соником, своим старым соперником, с которым они в
последнее время стали не разлей вода, Марио провёл настоящую олимпиаду - летнюю
(Mario & Sonic at the Olympic Games) и зимнюю (Mario & Sonic at the Olympic Winter Games) - сборники мини-игр не
самого высокого уровня, но коммерчески очень успешные. Скоро (в следующем году)
в продажу поступит Mario Sports Mix для Wii - ещё один сборник мини-игр, в
котором будут волейбол, хоккей, баскетбол и другие дисциплины - на этот раз с
поддержкой Wii Motion Plus.





insertLinkedImg





Спортивные марио-игры - прекрасное развлечение, но есть одна
марио-серия, с лёгкостью затмевающая их все вместе взятые. Речь о Super Smash Bros., культовом файтинге,
сталкивающем в драке самых знаменитых героев Nintendo всех времён - Марио и его
друзей, Данки Конга, покемонов, Линка и принцессу Зельду из The Legend of
Zelda
, Капитана Фэлко из футуристической гонки F-Zero и Самус из серии Metroid и многих, многих
других (в версии игры для Wii список бойцов пополнился двумя персонажами не из
Nintendo-вселенной: Солидом Снейком из Metal Gear Solid и сеговским Соником).
Простая, но не наскучивающая боевая система, уникальные способности у каждого
из персонажей, многоуровневые интерактивные арены, на которых постоянно что-то
происходит, фантастические бонусы - зажигательная смесь, устоять перед которой решительно
невозможно.





insertLinkedImg





Последняя серия марио-игр, на которую стоит обратить
внимание (наш материал не претендует на всеобъемлющую полноту, ведь общее число
игр с участием Марио не поддаётся счёту - обо всём не рассказать) это Mario
Party
. Она была придумана специально для весёлых шумных вечеринок - сборник
незатейливых, но увлекательных мини-игр для таких мероприятий подходит как
нельзя лучше. Серия, подкупавшая игроманов своей простой и участием любимых
персонажей, со временем становилась всё скучнее - на сегодняшний день сериал
насчитывает десять частей, и это явный перебор. Nintendo почувствовала,
что пора остановиться: продолжение не анонсировано и не похоже, что это
произойдёт в ближайшее время.





insertLinkedImg





И последнее: обязательно посмотрите подборку марио-картинок
в нашей галерее. Неофициальный арт, самодельные игрушки и торты, татуировки и
многое другое - все эти проявления фанатской любви к водопроводчику представляют
его с нового, подчас весьма неожиданного, ракурса.





insertLinkedImg


Комментарии (23)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Призрак Зоны
1
22.08.2010 15:40
СУПЕР!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
F22
1
20.08.2010 09:18
последняя картинка кулл)))
Фыва Йцукен
1
18.08.2010 15:30
ОЙ SUPER MARIO BROS ОШИБСЯ
Фыва Йцукен
1
18.08.2010 15:26
ДОСИХПОР ИГРАЮ В SUPER MAFIA BROS НА ЭМУЛЯТОРЕ
Lotto86
1
15.08.2010 19:44
Все супер особенно последняя картинка!!!!!!!!!!!!
Vampir
1
14.08.2010 08:13
Чё всетак любят этого марио
Mysteriorey321123
1
13.08.2010 13:10
Игра хоть и старая но рульная!
Asd12asd12
1
11.08.2010 21:52
ага
Art_Emov
1
08.08.2010 10:18
Шикарный обзор! Спасибо!
JuliaZabava
1
06.08.2010 00:49
Максим "Xavie" Фомичев: Спасибо,прикольные картинки))

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?