Первая часть Beholder вышла в 2016 году и как-то неожиданно для всех стала, как принято говорить, уникальным игровым опытом. Это не пустые слова: мы отыгрывали роль управдома, поневоле ставшего «сексотом», «наушником» или просто «стукачом», который был вынужден ради собственной безопасности разыскивать компромат на соседей и пересылать его Большому Брату. В сиквеле 2018 года домоправитель дорос до кабинетов Министерства Великой страны™, выстроив карьеру от стажера до большой шишки, стравливая по пути конкурентов и строя козни боссам. Ну, все как в жизни, сами знаете. Каким будет триквел? Нам удалось поиграть в него несколько часов — делимся впечатлениями и прогнозами.
Третью часть Beholder доверили уже другой студии: возможно, Warm Lamp Games в какой-то степени повторила судьбу героев своих игр — ее подсидела команда Paintbucket Games, выступившая в роли «государственного осведомителя» из Beholder. Не удивимся, если она пообещала издателю Alawar свежий взгляд на полюбившуюся многим серию. И, судя по недавнему превью-билду, который бесплатно раздавался в Steam, до конца обещание пока что не выполнено.
Итак, Beholder 3 взяла лучшее от первых игр серии и объединила две столь разных карьеры в одну. Главный герой третьей части, Фрэнк Шварц, теряет работу из-за ложного доноса. От тюрьмы его спасает сотрудница службы безопасности. Шварца привозят в один из домов Великой страны™, где ставят перед ультиматумом: или начинай шпионить, или отправишься в шахты, обрекая семью на голодную смерть. А семья у Фрэнка большая — работающая за двоих жена, которая снабжает Фрэнка карманными деньгами, дочка-хиппи и забитый школьник.
Весь дом как на ладони! Квартиры на пятом этаже пока вакантны, не хотите ли въехать?
В общем, выбор оказался небольшим, как в истории про опытного торговца лошадьми, который всегда умудрялся продавать худших коней, создавая иллюзию выбора. Фрэнк становится шпионом под прикрытием, которым ему служит роль арендодателя. Геймплей простой, понятный и в некоторой степени рутинный. Знай себе выполняй одни и те же ритуалы: убирай мусор, подглядывай за жильцами, воруй их вещи да строчи доносы в Министерство. Все как в первой части, которая со стороны похожа на Beholder 3 как две капли воды.
Добрый и мудрый Вождь, которого следует славить в каждом диалоге с госслужащими
Сложные моральные выборы, разумеется, на месте — мы вправе избавиться от неугодного жильца, присовокупив к его профилю поддельный компромат. Или, наоборот, утаить от нашего связного Эрнста Мюллера важную информацию, сохранив кому-то жизнь. Но в демке не разгуляешься: в любом случае придется избавиться от друга детства, потому что в силе правило «он или ты».
Тем не менее у героя быстро появляются свои возможности по поводу того, кого и каким образом он будет «сливать» не самым вежливым людям в черном. Для этого доступны два ресурса: деньги и репутация. Первый позволяет вовремя оплачивать многочисленные счета и налоги, а вторая позволяет приобретать устройства для слежения за жителями дома. Те, кто играл в любую из предыдущих игр, быстро почувствуют себя в своей тарелке. Интерфейс понятный, а количество действий и ресурсов строго ограничено.
Один из самых забавных багов, которые встретились в игре: все персонажи раздвоились. Копия появилась даже у ГГ
Спустя какое-то время по сюжету перед геймером открывается вторая сторона Beholder 3 — работа в Министерстве. Шварцу доверяют роль клерка-стукача с возможностью быстрого карьерного роста. Чем престижнее должность, тем выше этаж с офисом. И вот мы видим, как игра начинает буквально цитировать Beholder 2. Фрэнку поручают находить врагов порядка среди сотрудников Министерства и готовить на них доносы.
Все задания в игре ограничены по времени — оно тикает неумолимо. Постоянно приходят новые счета, новые проблемы, которые невозможно поставить на паузу. И вскоре нашему бедолаге придется совмещать сразу две работы и две роли, которые вдобавок находятся в разных локациях. Хочется лупить стену кулаками, как герой Евгения Стычкина в экранизации первой части Beholder.
Просто посмотрите на этот список директив, запрещающий джинсы и плееры! И за что только мы платим виртуальные налоги…
И вот тут-то наша игра внезапно становится в один ряд с таким шедевром, как «Мор. Утопия». Время оказывается нашим главным врагом, словно заявляющим: «Всех не спасешь». А точнее, в случае со Шварцом: «Всех не изобличишь». Но альтернатива в виде не самого нагретого места в шахтах выглядит на фоне борьбы с таймером еще хуже. Поэтому вспоминаем навыки из «Как достать соседа» и начинаем активно применять их к жильцам и офисным коллегам, плетя паутину интриг.
Диалоги по-своему уморительны и при этом саркастичны, когда читаешь их между строк
Тем более, что в новой части предусмотрели различные фракции, к которым можно примкнуть ради собственной выгоды. В демке этого не было, но разгуляться сможем уже в начале 2022 года!
Beholder 3 бережно цитирует первые две части, равно как и другую современную классику, например, This War of Mine. Необходимость постоянно делать выбор из двух зол позволяет игроку прочувствовать «прелести» жизни под железной пятой тоталитарного государства. Но в Paintbucket Games прекрасно понимают, что все-таки делают игру, а не социальный манифест, поэтому Beholder 3 чаще вызывает не ужас, а приливы радости из-за собственной хитрости и изобретательности. Жаль, все заканчивается на интересной ноте — знакомстве с новой злодейкой, которая прочно затягивает бюрократическую петлю на шее главгероя.