Уже в октябре игроки с помощью кустарных стволов и собачки-инвалида будут свергать Джанкарло Эспозито в Far Cry 6. А пока этим делом предлагает заняться студия Digixart из Франции в процедурно-сгенерированном приключении Road 96. О том, как оно работает, и почему это милая игра обо всем и ни о чем — читайте в нашем обзоре.
Road 96 — процедурно-генерируемое практически роуд-муви о молодых людях, мечтающих свалить из родной страны. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет бегут от авторитарного режима местного тирана. Его зовут Тирак, и он ужасно похож на Леонида Ильича Брежнева. Действие начинается летом 1996-го, за несколько месяцев до выборов нового правителя выдуманной страны Петрии. Игра подсказывает, что именно вы можете повлиять на их исход, совершая маленькие дела то здесь, то там.
В каждом эпизоде мы управляем одним молодым человеком, который пытается добраться до границы — пешком, автостопом, на автобусе, такси или другими способами. Всего их восемь, и они случайным образом встречаются на пути к Шоссе 96, что ведет из Петрии. Игрок здесь выступает в роли эпизодического персонажа, но не главного героя событий. Каждое новое знакомство с очередным подростком — это продолжение истории, что раскрывается через персонажей. Мотивы дебиловатых воришек Стэна и Митча становятся понятнее, путь 14-летнего гения с IQ 180 — запутаннее, а встречи с ТВ-пропагандисткой Соней — веселее.
152% — это почти как 146%, но на 22% больше
Разумеется, все персонажи так или иначе связаны друг с другом. Иногда эта связь комичная — преступник и полицейский влюбляются друг в друга. Иногда героев связывает трагедия. За десять лет до начала игры Петрию потрясло ужасное событие: десятки людей лишились жизни из-за обвала, вызванного, по утверждению президента Тирака, террористами — хотя в обществе робко высказывается предположение, что за катастрофой на самом деле стоит кровавый режим. Это одна из интриг Road 96, которую разработчики подкидывают игроку по мере развития сюжета.
Игра вообще затрагивает много социальных и политических тем и не только — диктатуру, пропаганду, страх общества перед властью, юношеский максимализм, отношения детей и родителей, месть, любовь и так далее. Именно затрагивает, но раскрывает неумеючи или нехотя, отчего создается немного комичный эффект. Мы вроде бы пытаемся бороться с режимом, но действуем по принципу поросенка Петра, который автостопом улепетывает из Петрии. Вся борьба укладывается в «испортить постер», после чего игра в лучших традициях Telltale пугает, что она will remember that. Можно также случайно бросить в диалоге фразу вроде «голосовать — круто, понятненько?». Вот и вся, по сути, глубина. Конечно, есть и более весомые события. Например, работая оператором пропагандистки, можно заснять, как полицейские жестоко избивают местных сторонников кандидатки в президенты Флоррес. К чему это все приведет — непонятно, но игра после каждой попытки бегства из страны рисует 146% в местных опросах.
Хороший ты мужик, Джон. О Петрии думаешь!
Конечно, «эффект бабочки» никто не отменял. Расскажем попутчикам о пользе «правильного» выбора, уведем копов по неправильному следу, спасем местную надежду сопротивления — того гляди проценты Флоррес поднимутся, а Петрия вздохнет свободно. Но зачем это делать — все еще непонятно. У Road 96 нет главного героя, а значит ставки изначально невысоки. Мы не обязаны помогать или переубеждать героев: наша задача, как игроков, вывести подростков за границу Петрии. И там они буквально выходят на свет под закадровый голос, кричащий «Свобода!».
С одной стороны такой подход помогает отыгрывать разных персонажей, если вдруг становится скучно. Злобно хихикая, мы сдаем копам местную дочку чиновника, что решила покинуть страну, или звоним в полицию и рассказываем, где террористы спрятали передатчик. Потом другим персонажем пытаемся все исправить. Сама игра при этом не сильно переживает о заблудших душах. Померли на границе? «Да, иногда путешествие заканчивается смертью», — философски отмечает закадровый голос и выводит экран с выбором следующего персонажа. Судьбы восьми героев должен раскрыть сам игрок, он же обязан обрисовать их как персонажей, хочет он того сам или нет.
Там, где нас нет, безусловно, свет, свобода и счастье
Где-то на фоне разработчики нарочито грубо рассказывают, как страшно жить в Петрии. Приемы, которые используют авторы, зачастую отдают дешевизной. Вот группа борцов за справедливость отбивает подростка, которого сотрудница полиции решила довезти до участка на автобусе, потому что у нее сломалась машина. На женщину давят, ее пугают и доводят до срыва. Да, она коп — а значит априори враг народа. Но мы-то знаем, что она хороший полицейский, потому что другими героями знакомились с ней раньше. И вот злобная толпа ее травит, потому что нет другого способа доказать, что концлагерь для сбежавших подростков — это правда. А мы защищаем, потому что знаем, что она хороший человек и не заслуживает такого отношения за то, что просто делает свою работу. И кто здесь прав, кто виноват? Наверное, Тирак и его кровавый режим. Пойдем и сорвем еще пару постеров в его поддержку.
Как и в Cyberpunk 2077 многие эпизоды называются в честь известных песен
Основная цель играть в Road 96 — увидеть развитие персонажей. Они действительно получились живыми и интересными. Несущая пропаганду Соня раскрывается с неожиданной стороны, Джарод то пугает, то заставляет сочувствовать. И это несмотря на то, что он пустил пулю в лоб предыдущему подростку. До сравнений с героями фильмов Тарантино или Коэнов, которые, как уверяют авторы, вдохновляли их на создание Road 96, еще далеко. Но несколько интересных эпизодов с ними могут подарить чувство, что игра проходится не зря. Но прохождение будет, скорее всего, единственным. Процедурная генерация работает лишь в нюансах, но в целом сюжет развивается так, как задумано авторами изначально. Герои встречаются в другое время суток и не в тех местах на трассе, что раньше. Но большую ветвистость все же ожидать не стоит. Даже крупные студии далеко не всегда могут просчитать абсолютно все пути развития сюжета в 3D-игре с почти десятком персонажей и факторов, которые должны учитываться при построении уникального пути.
Если не задумываться, как Road 96 работает с тематикой кровавых режимов, мамкиных революционеров и другими сложными вопросами, это все же приятная игра. Визуально она выглядит бюджетно, но очень красиво. Большую роль играет грамотно поставленное освещение, которое скрывает тот факт, что отдельные леса и тропинки мы уже видели в другом регионе Петрии. Ассеты скромные, но используются авторами максимально грамотно. Например, на пути несколько раз встречаются заправки или отели. Но дизайнеры ловко переставляют, убирают или добавляют предметы, поэтому получается в чем-то уникальная локация.
Игра заслуживает того, чтобы называться красивой
Геймплей в Road 96 максимально простенький и не отягощающий. Путешествие разделено на несколько эпизодов, в каждом из которых встречается один из основных героев. Игрок может пообщаться с персонажами, сделать какой-то выбор или решить головоломку. К чести разработчиков, пазлы разные и довольно веселые. Вытащить ключ с помощью магнита, покрутить антенны, увернуться на дороге от столкновения и даже поучаствовать в небольшой викторине дурачков Стэна и Митча. Авторы старались разнообразить путешествие игрока, и у них это отлично получилось.
22 минуты геймплея Road 96. Источник: Throneful
Какого-то элемента выживания, впрочем, нет. Хотя игра часто пугает, что герою может не хватить выносливости, которую нужно восстанавливать с помощью отдыха, сна или еды. В большинстве случаев подойти к границе с полной шкалой очень просто. Пути побегов из страны, кстати, тоже меняются, потому что уже открытая одним героем дорога закрывается либо властями, либо другими событиями в игре. Поэтому финальный эпизод путешествия для каждого персонажа будет разным. Но при перепрохождении все они будут повторяться, и от этого никуда не деться.
Road 96 — милая и небезынтересная инди, которая чуть-чуть приподнимает острые темы. Степень раскрытия, впрочем, соответствует настроению саундтрека, что идеально ляжет на Тик-Токи или истории в Инстаграме. Социально-политический подтекст здесь служит просто бэкграундом для сюжетов о людях — о матери и сыне, трагической судьбе отца и одиночестве красивой девушки, которую все любят, а она сама себя ненавидит. Если авторы хотели рассказать именно такие истории, то у них получилось. Вопрос лишь в том, захотите ли вы слушать?